Программа по развитию речи «Говорим красиво»

Автор: Мельникова Наталья Ивановна

Должность: Учитель-логопед

Учреждение: МБДОУ «ДС» Ивушка»

Населенный пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО, Тюменская область

Тема: Программа по развитию речи «Говорим красиво»

Опубликовано: 09.11.2016 11:06

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ивушка»

ПРОГРАММА
по развитию речи «Говорим красиво»
для детей 5-6 лет.

СОСТАВИТЕЛЬ:
Учитель-логопед Н.И.Мельников

г. Новый Уренгой
2016 г.

Все начинается с любви:
Твердят:
В начале было слово,
Но я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!
Все начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка —
Все начинается с любви

УТВЕРЖДАЮ
Директор КСЦ «Газодобытчик» _________________ Н.А. Ша
_______________________ 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Стать высокообразованным человеком – это значит овладеть всеми богатствами родного языка. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение. В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Исследуя особенности связной речи детей, такие авторы как В.К.Воробьева, В.П.Глухов, Т.Б.Филичева, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова указывают на относительную сформированность обиходной речи, которая оказывается «более или менее развернутой». Однако в ней имеются пробелы, связанные с затруднениями в построении сложных предложений, с бедностью словаря, неумением распространять предложения, неумением строить цепь взаимосвязанных предложений. Исследователи отмечают, что недостаточно сформированная собственная речь, незнание многих слов и выражений, смешение значений слов, аграмматизмы оказывают отрицательное влияние на понимание художественных и учебных текстов, что, в свою очередь, затрудняет процесс обучения детей в школе.
Вышеизложенное и предопределяет актуальность проблемы, заключающейся в необходимости применения специально организованных занятий для формирования лексико-грамматического строя и связной речи.
Данная программа предназначена для детей 5-6 лет. Занятия по развитию речи осуществляются в группах по 10 человек 1 раз в неделю. Продолжительность занятия — 25 минут. Общее годовое количество часов – 28.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: формирование грамотной речи, являющейся составной частью общей речевой культуры. Освоение основ родного языка, грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Задачи программы:
расширение, уточнение и активизация словарного запаса детей;
формирование грамматического строя речи;
развитие монологической и диалогической речи;
развитие речевого дыхания, формирование силы, высоты и тембра голоса;
развитие познавательной деятельности, инициативности и творческих способностей.
3.ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Характеристика речевого развития детей 5-ти лет

У пятилетних детей развитие речи достигает довольно высокого уровня. В основном дети правильно произносят все звуки родного языка, дают развернутые ответы на вопросы, достаточно четко артикулируют слова, соблюдая при этом нормы литературного произношения; могут изменять в зависимости от содержания высказывания силу голоса, темп речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение словарного состава, однако особое внимание уделяется его качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) и противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами. В этом возрасте заканчивается важнейший этап развития речи — усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. В диалогической речи дети прибегают к краткому или развернутому ответу в соответствии с вопросом.
Характеристика речевого развития детей 6-ти лет
Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т. п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах).
В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте высказывания детей все больше теряют черты ситуативной речи.
К 7 годам дети достаточно хорошо владеют диалогической речью, которая на протяжении всего дошкольного возраста была и остается ведущей значимой для ребенка речевой формой. Дети знакомы с правилами ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить (реплику) в соответствии с услышанным, умеют отбирать речевой материал в зависимости от цели, ситуации и объекта общения; активно используют нормы речевого этикета в наиболее распространенных жизненных ситуациях (приветствие, прощание, просьба, утешение и т. п.) . Однако на седьмом году жизни необходимо продолжить работу по совершенствованию диалогической речи, упражнять детей в умении осознанно выстраивать диалогическое взаимодействие в повседневном общении с окружающими и в специальных ситуациях.

4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Календарно-тематический план по развитию речи детей 5 лет.
№ пп
Тема занятия
Теоретическое содержание
Кол-во часов
Срок реализации
1._x0007_»Визит Феи осеннего леса»
_x0007_Развитие словаря:
-Расширять, уточнять и активизировать словарь через углубление представлений о мире, в котором мы живем;
-Учить пользоваться обобщающими понятиями.
-Расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы
-Учить понимать, объяснять и использовать переносное значение слов
-Продолжать знакомить с многозначными словами и словами – омонимами.
-Продолжать знакомить с фразеологическими оборотами.
Развитие грамматического строя речи:  
-Упражнять в образовании родительного падежа множественного числа существительных трудных форм
-Упражнять в употреблении несклоняемых существительных (пальто, кофе, какао, пианино, метро, кенгуру и т. д).
-Совершенствовать способность детей образовывать сравнительную степень прилагательных (веселый –веселее, добрый- добрее и т. д.)
-Познакомить с различными способами словообразования в русском языке.
-Упражнять в правильном употребление предлогов Закрепить употребление пространственных предлогов.
-Дать элементарные представления о значении терминов «предложение», «текст».
-Упражнять в составлении и использовании сложных конструкций предложений.
Развитие связной речи:
Диалогическая речь.
-Закреплять правила ведения диалога.
-Упражнять в умении составлять и проговаривать диалоги в учебных и бытовых ситуациях.
-Расширять и активизировать формы речевого этикета.
Монологическая речь
-Закреплять умения осознанного разбора и построения тестов повествовательного и описательного типа
-Учить составлять комбинированные связные тексты (сочетание описательных и повествовательных монологов)
-Учить составлять план (смысловую последовательность) собственных высказываний и придерживаться его в процессе рассказывания.
1
октябрь
2.
«Овощи, огород».

1

3.
«Фрукты. Сад»

1
4.
Пересказ рассказа «Богатый урожай».
1
5.
«Перелетные птицы»
1
Ноябрь

6.
«Зимующие птицы.»

1
7.
«Домашние животные»
1
8.
Домашние птицы. Сказка «Петушок и бобовое зернышко».
1
9.
«Зима». Пересказ рассказа по опорным картинкам

1
декабрь
10.
Дикие животные Сказка «Лиса и заяц».
1
11.
«Дикие животные готовятся к зиме.»
1
12.
«Новый год на пороге…»
1
13.
Животные жарких стран. Сказка про львенка.
1

январь
14.
«Транспорт».

1
15.
«Материалы и инструменты».
1
16.
«Электроприборы».

1
17.
«Посуда».

1
февраль
18.
«Продукты питания».
1
19.
«Одежда, обувь».

1
20.
«Граница Родины — на замке».
1
21.
«Весна.» Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло»

1
март
22.
«Мамин праздник».

1
23.
«Составление рассказа «Семейный ужин»»( по серии сюжетных картин).
1
24.
«Профессии».

1
25.
«Насекомые».

1
апрель
26.
«Космос».

1
27.
«Цветы».
1
28.
«В добрый путь…»
Итоговое занятие
1

Итого: 28 занятий
Календарно-тематический план по развитию речи детей 6 лет.
№ пп
Тема занятия
Теоретическое содержание
Кол-во часов
Срок реализации
1.
«Осень золотая».
Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; учить детей отвечать на вопросы и задавать их; активизировать словарь по данной теме.

1
октябрь
2.
«Овощи-фрукты». Составление загадок.
Активизировать словарь по данной теме; учить образовывать степени сравнения имен прилагательных; составлять описательные рассказы по плану.
1
3.
Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как щенок друзей нашел».
Активизировать словарь по теме, учить последовательно излагать свои мысли; формировать умение составлять рассказ по серии картин.
1

4.
Составление сказки по серии картин «День рождения цыпленка».
Учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему; формировать умение составлять сказку по плану; упражнять в образовании винительного падежа множественного числа имен существительных.
1

5.
«Как лебедь остался один»
Закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелетные», «зимующие»; закреплять умение синтаксически верно строить предложения; упражнять детей в образовании сложных прилагательных.
1
ноябрь
6.
«Как щенок узнал , кто всех важнее».

Актуализация словаря по теме «Домашние животные». совершенствование грамматического строя речи (образование форм дательного, винительного и творительного падежа существительных); Использование сложноподчиненных предложений.
1
7.
Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин
Обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин; развивать умение строить последовательно свое высказывание; активизировать и расширять словарь детей по теме домашние животные;
1
8.
«Как сорока клеста судила».

Закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «зимующие»; закреплять умение синтаксически верно строить предложения; совершенствование грамматического строя речи ( образование творительного падежа).
1
9.
«Забавы Зимушки-зимы».

Составление рассказа по сюжетной картинке по образцу педагога. развивать умение составлять распространенные предложения; активизировать у детей словарь прилагательных; обобщать и систематизировать знания детей о зиме.
1
декабрь
10.
Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин.

Обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин; учить детей самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным событиям; уточнять знания детей о зимующих птицах; развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание.
1
11.
«Как аукнется — так и откликнется».
Учить выразительно пересказывать сказку с использованием слов и выражений из текста; учить понимать смысл пословиц.
1
12.
«Новый год.»

Учить составлять рассказ из личного опыта
1
13.
«Как слон спас хозяина от тигра»

Обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану; развивать умение строить высказывание без опорных сигналов; закреплять у детей знания о животных жарких стран.
1
январь
14.
Путешествие в сказку «Как зверята подружились».
Учить пересказывать сказку полно, последовательно, выразительно; способствовать формированию развернутого связного высказывания
1
15._x0007_ «Всякой вещи своё место»
Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Всякой вещи свое место»
1

16.
«Наш город».

Составление рассказа из личного опыта.
1

17.
«Четыре желания».
Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»
1
февраль
18.
«Новая машина»
Уточнение, расширение словаря по теме «Правила дорожного движения»; совершенствование грамматического строя речи.
1
19.
«Как чуть не погоибла плотвичка».
Актуализация словаря по теме «Рыбы».Составление рассказов -описаний по данному плану.
1
20.
«Защитники Отечества»
Составление рассказа «Собака-санитар»по серии сюжетных картинок
1
21.
«Весна пришла»

Пересказ рассказа Г. А. Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий.
1
март
22.
Мамин праздник.
Составление рассказа по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий.
1
23.
Профессии родного города.
Расширять словарный запас по теме «Профессии»; познакомить с профессиями газодобытчиков; развивать связную речь.
1
24.
Профессии родного города.
Расширять словарный запас по теме «Профессии»; познакомить с профессиями газодобытчиков; развивать связную речь.
1
25.
«Щенок»

Обучать детей составлению плана рассказа, посредством выделения главной мысли в каждой картинке; обучать составлению рассказа в соответствии с планом; развивать словарь прилагательных.
1
апрель
26.
«Волшебное семечко»
Активизация словаря по теме «Весенние сельскохозяйственные работы», совершенствование навыка составления рассказа.
1
27.
«Как кузнечик слабым помогал»
Совершенствование навыкапересказа; формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок.
1
28.
«В добрый путь…»
Итоговое занятие
1
Итого: 28 занятий.
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основным принципом разработанной программы является взаимосвязь задач, охватывающих разные стороны речевого развития (расширение словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи) на каждом возрастном этапе. Решение каждой речевой задачи осуществляется линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируется сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – это работа над смысловой стороной слова. Большинство занятий построено по тематическому принципу, т.е. упражнения и игры, включенные в одно занятие, развивают заданную тему. Тематика занятий очень разнообразна и направлена на расширение знаний детей об окружающем мире и на знакомство с художественными произведениями.
В процессе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками для составления пересказов и самостоятельных монологических высказываний, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.

Направления работы над разделами
Развитие словаря
Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов;
Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;
Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам;
Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые сообщающие понятия;
Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами;
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода прошедшего времени. Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат,-ят, глаголов с различными приставками;
Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные;
Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже;
Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами;
Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

Развитие связной речи и речевого общения
Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки и чужой и своей речи;
Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца;
Учить составлять рассказы — описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом ли коллективно составленному плану;
Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов;
Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В МБДОУ созданы комфортные условия для реализации данной программы. Кабинет развития речи имеет две зоны: игровую и учебную. В учебной зоне проводятся подгрупповые занятия. Имеется магнитная доска для размещения наглядностей. Есть возможность широко использовать информационные технологии, имеется экран для показа слайдов. В игровой зоне проводятся физкультминутки и малоподвижные игры, цель которых изменить деятельность детей, снять усталость и напряжение.

8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате занятий по развитию речи дети 5 лет:
употребляют сложные предложения разных видов; при пересказе пользуются прямой и косвенной речью;
самостоятельно составляют, по образцу, рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картинке, по набору картинок; сочиняют концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывают небольшие литературные произведения;
осваивают значение слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение
подбирают к существительному несколько прилагательных; заменяют
слово другим словом со исходным значением.
осваивают различные способы словообразования и словоизменения.

В результате занятий по развитию речи, дети 6 лет:
дети умеют включаться в коллективный разговор: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении;
учатся проявлять доброжелательность к собеседникам, говорить спокойно, не повышая голоса;
в общении со взрослыми и сверстниками пользуются формулами словесной вежливости;
овладевают навыком употребления синонимов, антонимов, сложных предложений разных видов;
различают понятия «слово», «предложение», «текст».
умеют пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения;
составляют по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин;
составляют рассказы творческого характера с придумыванием предшествующих и последующих событий.
Высокая эффективность результатов реализации программы заключается в следующем:
у детей — это положительная динамика речевого развития; успешная социализация в обществе.
у педагога — это заинтересованность в творчестве и инновациях; удовлетворенность собственной деятельностью.

9. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алябьева Е. А «Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения». М.: «Творческий центр», 2009г;
2. Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе» (методические рекомендации). М.: Мозаика-Синтез, 2008г;
3. Гербова В. В. «Учусь говорить» (Иллюстрированное пособие по обучению детей старшего дошкольного возраста по составлению описательных, повествовательных и творческих рассказов. М. «Просвещение», 2003г;
4. Гербова В.В. «Учусь говорить» М. : ВЛАДОС, 2007г;
5. Гризик Т.И, Тимощук Л.Е «Развитие речи детей 6-7 лет». М.: «Просвещение», 2007г;
6. Гризик Т. И. «Поиграем и узнаем» (Пособие по изучению и развитию речевого слуха детей дошкольного возраста). М.: «Просвещение», 2005г;
7. Гризик Т. И «Умелые пальчики». М.: Просвещение, 2007г;
8. Гризик Т. И «Маленький помощник». (Пособие по развитию мелкой моторики для детей 4-7 лет). М.: Просвещение, 2006г;
9. Гризик Т. И. «Занимательная грамматика» (Пособие для обследования и закрепления грамматического строя речи у детей 6-7 лет). М.: Просвещение, 2006г;
10. Гризик Т. И. «На пути к сказке» (Пособие по развитию связной речи для детей 6-7 лет). М.: Просвещение, 2006;
11. Гризик Т. И. «В мире слов» (Пособие по изучению и развитию словаря детей 6-7лет). М.: Просвещение, 2006;
12. Доронова Т.Н. «Программа «Из детства в отрочество». М.: Просвещение, 2007г;
13. Рыжова Н. В «Развитие речи в детском саду». Ярославль. 2010г;
14. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет». М.: «Творческий центр», 2010г;
15. Ушакова О. С, Гавруш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой». М.: «Творческий центр», 2010г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector