Статья. Применение принципа интеграции по обучению грамоте в рамках кружковой работы

Автор: Караман Екатерина Юрьевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ ЦРР детский сад № 60 «Незабудка

Населенный пункт: г. Ульяновск, Ульяновская область

Тема: Статья. Применение принципа интеграции по обучению грамоте в рамках кружковой работы

Опубликовано: 09.11.2016 18:43

Получить свидетельство      Скачать материал


Применение принципа интеграции по обучению грамоте
в рамках кружковой работы.

Каждый ребенок несет в себе свой опыт общения. Все, что он хочет и умеет, возникло в общении со взрослыми, а позже с детьми. Опыт общения и совместной деятельности, приобретенный в первую очередь в семье, — это актив ребенка, его потенциал, на фундаменте которого строиться все здание дальнейшего развития.
Все, чем овладевает ребенок вначале, обязательно проходит стадию совместной, неотделимой от общения деятельности, и только после этого может быть присвоено им индивидуально. Общение и совместная деятельность – это та основа и ткань, из которой фактически состоит вся жизнь детей. Культивирование общения в группе детского сада – одна из важнейших целей и одно из основных средств воспитания.
Главным орудием общения и обобщения опыта деятельности является речь. Она принизывает всю жизнь ребенка. В общении со взрослым ребенок учится ее воспринимать и понимать, овладевает активной речью. Взрослому необходимо знать, как говорить с ребенком, как сделать свою речь доступной для малыша, побудить его к ответу.
Игра – это, прежде всего общение, преподнесение нового в приемлемой для ребенка форме, способ установить новые связи с миром. Также отметим, что и процесс обучения должен базироваться на имеющейся у каждого ребенка и никогда не насыщающейся фундаментальной потребности в новых впечатлениях, новых званиях и способах познавательной деятельности. Иначе познавательная потребность гаснет, дети теряют интерес, а педагогу приходится пользоваться искусственными приемами активизации познавательной деятельности.
В рамках данной статьи мы представляем опыт работы педагогического коллектива Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка – детского сада №60 «Незабудка» по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста в рамках кружка «АБВГДейка». Актуальность данного опыта (содержание работы по образовательной области «Коммуникация») состоит в том, что он составлен с учетом федеральных государственных требований к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях.
Отметим, что содержание работы строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей старшего дошкольного возраста, предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Образовательная область «Коммуникация»
Образовательная область «Познание»
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Образовательная область «Здоровье»
Образовательная область «Физическая культура»
Образовательная область «Художественное творчество»
Образовательная область «Социализация»
Вниманию педагогов представлено содержание работы на квартал, указаны примерные методические приемы, которые помогут начинающим воспитателям реализовать предлагаемое содержание.
Темы
Содержание
Методические приемы
Сентябрь
« В мире звуков»
Закрепить понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук». Развивать фонематический слух, слуховое внимание. Учить детей дифференцировать гласные звуки от согласных. Обобщить основные характеристики звуков по степени участия голоса, преград по длительности краткости произношении.
Образовательная область «Коммуникация»
Беседа «Что звучит вокруг тебя?»
«Грамматическая сказка»
Образовательная область «Музыка»
Дидактическая игра « Угадай инструмент по звуку»
Пропевание гласных звуков в виде песенок-попевок

«Слово»
Актуализировать знания детей о слове и предложении. Разделять понятия «предложение» от набора слов. Учить детей подсчитывать количество слов в предложении. Развивать слуховое внимание, слуховую память, логическое мышление, творческое воображение, быстроту реакции.
Образовательная область «Коммуникация»
Чтение стихотворения «Что такое слова?»
Отгадывание загадок.
Образовательная область «Познание»
Игровое задание « Учимся считать слова в предложении»
Образовательная область «Физическая культура»
Двигательно-речевая миниатюра « Наш оркестр».
Игра с мячом «Скажи слово».
« Предложение»
Обобщить знания детей о терминах «слово» и «предложение». Учить составлять предложения по серии сюжетных картинок. Развивать умение подсчитывать количество слов в предложении. Знакомить детей со схемой составления предложения, с его структурой. Развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие мышление.
Образовательная область «Коммуникация»
Дидактическая игра «Добавлялки».
Составление предложений по сюжетным картинкам.
Игровое упражнение
« Шифровальщики».
Образовательная область «Физическая культура»
Эмоционально- динамическая разминка: «Кузнечики»
Образовательная область «Здоровья»
Зрительная гимнастика:
«Какое словечко потерялось в предложении?»
« Буквы. Алфавит»
Продолжать знакомить детей с понятием буква. Учить детей дифференцировать понятия «звук» и «буква». Развивать зрительное и слуховое внимание.
Образовательная область «Коммуникация»
Беседа « Как хорошо уметь читать!»
Дидактическая игра
« Угадай букву»
Игровое упражнение
«Зверята и зеркало».
Объяснение пословицы
«Грамоте учиться — всегда пригодится!»
Образовательная область «Физическая культура»
Физкультминутка: «Мельница».

Октябрь

Звук и буква «А»
Воспитывать у детей внимательное отношение к словам. Предлагая проблемные вопросы, учить искать и самостоятельно находить ответы на вопросы.
Обогащать словарь детей пословицами и поговорками.
Начать знакомство с буквами русского алфавита.
Развивать мелкую моторику руки.
Образовательная область «Коммуникация»
Беседа « Откуда появился букварь».
Игровое упражнение «Кто больше?»
Образовательная область «Здоровья»
Фонетическая зарядка.
Образовательная область
«Познание»
Игровые упражнения на анализ и синтез буквы «А».
Составление кроссворда.

Звук и буква «У»
Обобщить знания детей о звуке и букве У. Выделить гласный «У» из ряда других звуков, из слов. Учить подбирать слова на заданный звук. Знакомить со схемами слов с содержанием требуемого звука. Звукобуквенный анализ и синтез слов со звуком У.

Образовательная область
«Познание»
Д/и «Придумай слово на заданный звук»
Отгадывание загадок (все отгадки на букву У).
Штриховка буквы «У» в разных направлениях.
Образовательная область «Здоровья»
Артикуляционная гимнастика:
«Трубочка».

Звук и буква «О»
Повторить изученные гласные, уметь отличать друг от друга.
Актуализировать знания детей о букве О.
Учить подбирать слова со звуком О.
Развивать мелкую моторику, логическое мышление, координацию движений ( при игре в мяч). Учить делать анализ и синтез слов с данным звуком.

Образовательная область
«Чтение художественной литературы»
Чтение стихотворения о звуке.
Образовательная область
«Познание»
Игровая задача « Выдели звук «О» из названий предметных картинок».
Д/и « Выдели на слух первый звук из слова»
Образовательная область «Физическая культура»
Динамическая разминка с показом буквы «О» руками.
Образовательная область «Художественное творчество»
Лепка буквы «О» из солёного теста.
Звук и буква «И»
Расширить представления детей о профессиях. Продолжать формировать у детей умение рассуждать, чётко выражая свои мысли. Развивать артикуляцию и фонематический слух. Познакомить с буквой «И». Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в проведении звукового анализа слова «игла»
Образовательная область «Коммуникация»
Игровое упражнение
«Подскажи профессию».
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Образовательная область «Здоровья»
Фонетическая зарядка
«Ищем нужный звук в словах».
Артикуляционная гимнастика «Губки».
Образовательная область
«Познание»
Составление буквы «И» из счётных палочек.
Проведение звукобуквенного анализа слова «игла».
Звук и буква «Э»
Продолжать расширять знания детей о профессиях. Формировать у детей умение рассуждать, чётко формулируя свои мысли.
Развивать артикуляцию и фонематический слух. Познакомить с буквой «Э». Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в проведении звукового анализа слова «лист».
Образовательная область «Коммуникация»
Игровое упражнение «Подскажи профессию».
Игровое упражнение «Доскажи словечко».
Образовательная область «Здоровье»
Фонетическая зарядка.
Образовательная область
«Познание»
Проведение звукового анализа слова «лист»
Образовательная область «Художественное творчество»
Выкладывание буквы «Э» шерстяной нитью на бархатной бумаге.
Образовательная область «Физическая культура»
Физкультминутка
«Хомка».

Ноябрь

Звук и буква «Ы»
Развивать артикуляцию и правильное фонационное дыхание. Активизировать словарь детей. Совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли. Познакомить с буквой «Ы». Развивать мелкую моторику рук, глазомер, творческое воображение, память.
Образовательная область
«Чтение художественной литературы»
Разучивание скороговорки «Про Милу».
Рассказывание сказки «Крыса Дылда и Пых-Пых».
Образовательная область «Коммуникация»
Игровое задание «Найди нужный звук в словах».
Игровое задание « Какой звук слышится в словах».
Образовательная область «Здоровье»
Двигательно-речевая миниатюра «Воздушные шары».
Пальчиковый игротренинг
«Чудесные спички».
Слог. Слогообразующая роль гласных.
Познакомить детей с переносным значением слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение. Совершенствовать умение детей рассуждать, чётко формулируя свои мысли. Раскрыть перед детьми слогообразующую роль гласных, закрепить представление о слоге. Развивать мелкую моторику руки и ориентировку на листе бумаги.
Образовательная область «Коммуникация»
Игровое упражнение «Как сказать правильно?»
Дидактическая игра
«Поможем Буратино»
Игра « Доскажи словечко».
Образовательная область «Физическая культура»
Двигательно-речевая миниатюры:
«Птицы перелётные».
Образовательная область
«Познание»
Проведение звукового анализа слова «камыш».
Разгадывание ребусов с буквой «Ы».
Согласный звук и буква М
Закрепить умение детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют своё значение. Совершенствовать умение рассуждать. Познакомить с буквой «М». Упражнять в проведении звукового анализа слова «малыш». Развивать мелкую моторику руки
Образовательная область «Коммуникация»
Игровое упражнение «Замените слова и скажите по- другому».
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Образовательная область
«Познание»
Игра «Хлопаем и топаем».
Дидактическая игра
«Проведи дорожку от животного к той букве, с которой начинается его название».
Проведение звукового анализа слова «малыш».
Работа с зашифрованными карточками.
Образовательная область «Здоровье»
Фонетическая зарядка.
Согласный звук и буква Н
Закреплять умение понимать переносное значение слов и выражений. Упражнять в подборе слов противоположных по смыслу. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуками н-нь. Познакомить с буквой «Н». Упражнять в проведении звукового анализа слова «насос».
Развивать мелкую моторику руки.
Образовательная область «Коммуникация»
Лексическое упражнение
« Подскажи противоположные по смыслу слова в пословицах».
Отгадывание загадок.
Игровое упражнение «Доскажи пословицу».
Образовательная область «Здоровье»
Фонетическая зарядка.
Образовательная область «Познание»
Проведение звукового анализа слова «насос».
Образовательная область
«Художественное творчество»
Игровое задание:
«Волшебная проволочка»

Литература:

1. Л.В. Управителева Обучение грамоте в детском саду.
Ярославль, Академия развития,2006.
2. Л.Е. Журова Обучение дошкольников грамоте; под ред.Н.В. Дуровой
Москва, А.П.О., 1994
3. О. М. Ельцова Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте:
система занятий, конспекты, дидактический материал. Волгоград,
Учитель, 2009.
4. Л.Ю. Бондарева Упражнения на каждый день: обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Ярославль,
Академия развития, 2007.
5. Р.М. Хамидулина Обучение грамоте. Москва, Экзамен, 2009.
6. Е.А. Лифиц, И.В. Лифиц Развитие речи, движения и мелкой моторики.
Москва, Айрис Пресс,2010.
7.Н.В. Гришечкина 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет.
Ярославль, Академия развития,2008.
8. Т.М.Бондаренко Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж,Т Ц Учитель, 2007.
9. Т.И. Гризик. Развитие речи детей 5-7 лет, Москва, Просвещение,
2007.
10. А.В.Аджи Конспекты интегрированных занятий в старшей группе
Детского сада, Воронеж, ТЦ Учитель, 2009.
11. Ольга и Сергей Федины Как научить ребёнка читать. Москва,
Айрис Пресс, 2009.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector