Коррекция гиперактивности и поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Макагон Евгения Сергеевна

Должность: Учитель-дефектолог

Учреждение: МБДОУ детский сад № 128

Населенный пункт: г. Иркутск, Иркутская область

Тема: Коррекция гиперактивности и поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Опубликовано: 10.11.2016 09:16

Получить свидетельство      Скачать материал


КОРРЕКЦИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Макагон Е.С., педагог-психолог, дефектолог
МБДОУ детский сад 128, г. Иркутск.
«…Психика не просто «проявляется в движении, в известном смысле движение формирует психику…»
А.Н.Леонтьев.
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения и связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. В частности, проблема гиперактивности среди детей приобретает не только психологическую, но и социальную значимость.
Основными проявлениями СДВГ считаются гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность. Не менее серьезными вторичными нарушениями являются слабая успеваемость и трудности в общении.
Помимо психологического основания импульсивное поведение может иметь и физиологические причины. В этом случае оно объясняется слабостью тормозного контроля со стороны коры больших полушарий головного мозга, в частности, второй сигнальной системы – речи. Речь, по мнению психологов, мощное средство осознания своего поведения.
А.Р.Лурия выдвинул предположение о том, что развитие произвольного действия начинается со способности ребенка выполнять речевую инструкцию взрослого. При этом действия ребенка коренным образом отличаются от непроизвольных движений. Действие по инструкции – это опосредованное речевым знаком средство овладения своим поведением. То, что сегодня ребенок выполняет по словесной инструкции взрослого, он сможет завтра выполнить в ответ на приказ, сформулированный в плане собственной внутренней речи. Весь детский опыт, приобретаемый в процессе социализации, связан с развитием произвольных движений. Развивая двигательную сферу ребенка, мы идем по естественному пути, опосредованно влияя на развитие психических свойств и процессов. Способность ребенка контролировать телесные проявления является важным моментом его социализации и тесно связана с формированием черт его психики, в том числе и самоконтроля. Исходя из этого, важным направлением в работе является физическая реабилитация детей с СДВГ. С этой целью была разработана и апробирована программа по коррекции гиперактивности и поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы: создание условий для успешной социализации в обществе и формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста через развитие психофизических функций, коррекцию синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и поведенческих нарушений в процессе групповой работы.
Программа построена с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и научно-практических подходов к проблемам коррекции нарушений развития в детском возрасте (Б.А. Архиповым, А.Н.Семенович, Е.А.Воробьевой, А.Лурия и т.д.), в основу положены труды Л.С.Выготского о развитии произвольных движений, и состоит из 3 этапов.
• Физическая реабилитация и развитие способности к саморегуляции и самоконтроля поведения детей. (17 занятий).
Основное внимание уделяется развитию у детей телесных ощущений, выработку координации движений, их согласованность, развития умения произвольно расслаблять скелетную и дыхательную мускулатуру, навыков саморегуляции.
• Нейропсихологическая коррекция СДВГ (26 занятий).
На этом этапе ведется развитие дефицитарных функций в системе синдрома с целью компенсации нарушенных функций внимания, самоконтроля двигательной активности и поведения. Нейропсихологическая коррекция детей с СДВГ включает в себя растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для мышц языка и мышц челюсти, перекрестные (реципрокные) упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.
3. Развитие коммуникативных навыков и коррекция агрессивного поведения детей (17 занятий).
На данном этапе дети учатся взаимодействовать с другими людьми, слышать их, осознавать правила поведения. Кроме этого, ведется работа по устранению агрессии в групповых подвижных играх с использованием правил.
Новизна программы заключается в оригинальной интеграции психотехнических методов, приемов и упражнений, имеющих психопрофилактическую, коррекционную и развивающую направленность.
Программа коррекции гиперактивности включает как работу с основными признаками СДВГ (гиперактивность, импульсивность, нарушение внимания), так и со вторичными: нарушения координации, нарушения эмоциональной сферы, нарушения в сфере межличностного общения, нарушения поведения. Программа построена с учетом естественной динамики развития ребенка с основным акцентом на развитие его психомоторной функции.
Упражнения, включенные в программу, совершенствуют зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие, развивают чувства пространства и чувство ритма. Кроме этого, у детей в ходе занятий формируется способность к обучению, игры дают возможность задействовать в игре свое тело и творчески выразить себя без слов, облегчают гиперактивным детям процесс вхождения в группу.
Все занятия имеют оригинальную структуру, включающую элементы рефлексии в конце каждого занятия, позволяющую интегрировать полученный детьми опыт в ходе занятий, авторские приветствия и ритуалы завершения занятия, повторяющиеся неизменно на протяжении всей программы.

Основные правила организации групповой коррекционно-развивающей работы с гиперактивными детьми:
• Четко повторяющаяся структура занятий и неизменное расположение предметов в игровой комнате;
• Четкое соблюдение правил, ритуалов и регламента, неукоснительное следование им;
• Поочередное назначение лидером каждого ребенка, что способствует повышению его авторитета, а, следовательно, необходимости произвольной регуляции своего поведения и контроля над происходящим вокруг.
• Ошибки и недостатки в выполнении заданий становятся источником как нового опыта, так и веселья и удовольствия.
• Игры, включенные в программу, построены таким образом, что все участники включаются в активное социальное взаимодействие, сотрудничают между собой и оказывают друг другу помощь.
Развитие у детей образа «Я» и чувства компетентности реализуется через:
• Создание на занятиях разнообразных возможностей для экспериментирования и получения нового опыта; каждый ребенок может побыть в центре внимания и почувствовать себя успешным.
• Общий эмоциональный опыт создает психологическое пространство, помещая ребенка в мир безопасности, доверия, создают чувство уверенности и эмоционального комфорта и потому становятся одним из основных условий эффективности занятий.
• Благодаря тому, что предложенные задания выполняются разными способами, дети могут играть в соответствии со своими возможностями;
• Ошибки и недостатки в выполнении заданий становятся источником нового опыта и в то же время веселья и удовольствия;
• Игры в занятиях повторяются, что дает детям возможность повторять свои попытки, чтобы постепенно приближаться к решению поставленной задачи;
• Тщательно продуманное музыкальное сопровождение и хорошо продуманный реквизит способствуют эстетическому развитию ребенка;
• Образы, метафоры и небольшие истории, используемые на занятиях, развивают фантазию детей;
• На занятиях все участники включаются в активное социальное взаимодействие, сотрудничают между собой и оказывают друг другу помощь.
Содержание психокоррекционных занятий позволяет, с одной стороны, удовлетворить потребность детей данной категории в двигательной активности, что решается за счёт динамических игр и упражнений, а с другой — способствует развитию психических процессов и поведенческой произвольности. Кроме того, у детей старшего дошкольного возраста формируется коммуникативная компетентность, что является необходимым условием для их успешной социализации в обществе.
Программа прошла практическую апробацию и показала свою эффективность в работе с гиперактивными детьми: положительная динамика прослеживается в поведении дошкольников, в развитии их коммуникативной культуры.
Литература:
• Семенович А.В.. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: «Академия», 2002. – 164 с.
• Сиротюк А.Л.Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М.:«Сфера», 2003.- 128 с.
• Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. Р-н-Д.: «Феникс», 2006. – 314 с.
• Шипицина Л.М. и др. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб.: «Речь», 2003. – 204 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector