Тренинг как метод повышения эмоциональной компетентности молодых педагогов

Автор: Каленик Дарья Владимировна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ детский сад № 159

Населенный пункт: г. Иркутск, Иркутская область

Тема: Тренинг как метод повышения эмоциональной компетентности молодых педагогов

Опубликовано: 11.11.2016 10:38

Получить свидетельство      Скачать материал


Тренинг как метод повышения эмоциональной компетентности молодых педагогов.
В ряде работ отечественных психологов психологический тренинг рассматривается как один из активных методов обучения. Очевиден успех данного метода в практике подготовки специалистов образовательной сферы. Использование методов активного социально – психологического обучения студентов позволяет более эффективно внедрять в практику результаты научных разработок ряда психологов (Л.А. Петровская, С.И. Макшанов, О.В. Евтихов и др.).
По отношению к основной цели психологического тренинга в противовес к рассмотрению «развития» С.И. Макшанов вводит термин «преднамеренное изменение». Данное понятие, и на наш взгляд, отражает суть направленности процесса и результата совершенствования личности, подчёркивая их осознанный характер. Преднамеренное изменение включает в себя и развитие, и коррекцию.
В.Каган представляет тренинг как особую форму обучения, опирающуюся не на декларативное, а на реальное знание и проживание собственного опыта то, что было представлено на теоретических занятиях. Возможность работы непосредственно с опытом позволяет использовать тренинг в качестве важного компонента профессиональной подготовки молодого специалиста.
В традиционных формах профессиональной подготовки предполагается, что в начале обучающийся получает информацию и только через неопределённое время возможность её использования.
Оставаясь не связанной с переживаниями от практического использования полученных знаний, информация более подвержена воздействию механизмов забывания, вытеснения или просто последующего непринятия (отказа). В тренинге создаётся возможность незамедлительного соотнесения полученной информации и деятельности, эмоционального проживания новых моделей поведения и связанных с ними результатов, что обеспечивается действием каналов обратной связи. При получении обратной связи обнаруживаются «белые пятна» теоретических знаний, а также установок и стереотипов, умений и навыков.
Значение тренингов, как явления последнего поколения, в мире прикладной психологии значительно возрастает. Эффективность тренинга к обучению и совершенствованию навыков доказана практикой.
Рассмотрим основные существующие понятия тренинга. Термин «тренинг» (от англ. train) имеет ряд значений – «воспитание, обучение, подготовка, тренировка». Групповой психологический тренинг выходит за эти рамки и используется в широком смысле слова, в целях развития, обучения и диагностики (О.В. Евтихов).
Тренинг – интеграция подходов психотерапевтов и практических психологов, с одной стороны, и фундаментальных теоретических исследований психологии групп и групповой динамики, с другой стороны. Эта интеграция была вызвана к жизни мощным социальным запросом.
Тренинг – это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений. В настоящее время термин тренинг используется для обозначения широкого круга методик, базирующихся на различных теоретических принципах. Выделяют тренинги, направленные на развитие навыков саморегуляции, коммуникативные тренинги, тренинги, стимулирующие личностный рост, обучающие (С.И. Макшанов).
К группе тренингов саморегуляции относятся аутогенная тренировка в различных вариантах, тренинг «обратной связи». Данный метод направлен на развитие способности контроля и управления физиологическими функциями, на оптимизацию психофизического состояния, снижение психологического напряжения.
К группе коммуникативных тренингов относятся преимущественно групповые варианты поведенческого и социально – психологического тренинга. Они проводятся с целью формирования и совершенствования коммуникативных способностей личности. Различия между поведенческим и социально – психологическим тренингом – условны. Критерием для разграничения этих близких технологий совершенствования навыков коммуникаций могут быть их разные целевые установки. Методика тренингов может быть различной, но обязательно включает в себя два компонента: ролевую игру как моделируемую ситуацию и групповую дискуссию.
К группе тренингов, стимулирующих личностный рост, относятся тренинговые занятия, имеющие различные теоретические основы и направленные на развитие отдельных сторон личности участников тренинга (самопонимание, навыки социальной перцепции, осознание смыслов, развитие стратегии личностного роста, повышение сенситивности и др.).
Одним из подходов к реализации личностного роста в тренинге, является проведение тематического тренинга, т.е. фокусирование внимания на какой – либо теме, которая для всего цикла является сквозной. Обучающие тренинги также представляют собой сборную группу и направлены на совершенствование в первую очередь навыков, необходимых для профессий, где определяющим фактором является общение. Программа таких тренингов формируется в соответствии и с запросом конкретной группы.
Обязательными процедурами в ходе тренинга являются:
Индивидуальная и групповая рефлексия в начале и конце занятия. Смысл этой работы состоит в осмыслении динамики процессов, способов и результативности индивидуальной и совместной деятельности.
Аналитическая работа ведущих по осмыслению групповых процессов, изменений в позиции участников и психофизиологических показателей (утомление, интерес, активность и т. д.).
Основными методами являются:
Анализ ситуаций, стимулирующий обращение к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы.
Групповая дискуссия, позволяющая сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, развивающая умение слушать и взаимодействовать.
Групповая дискуссия – метод группового обсуждения, позволяющий не только выявить весь спектр мнений членов группы и возможные пути решения, но и найти общее групповое решение проблемы. Однако групповая дискуссия зарекомендовала себя в социальной психологии и практике также как важнейшее средство социально – психологического обучения людей навыкам диалога, эффективного слушания, открытой коммуникации и сотрудничества.
Вместе с тем, групповая дискуссия – сложный и многосторонний процесс, требующий профессиональных навыков и от ведущего, и от самих участников.
Выделяют три основных этапа построения содержательной работы в тренинге, которые при незначительной модификации для когнитивно – поведенческой модели можно представить следующим образом.
1. Первый этап работы носит диагностический характер и направлен на выведение из внутреннего плана во внешний неконструктивных элементов и моделей поведения, а также когнитивных стереотипов понимания и интерпретации окружающего мира.
К примеру, в поведенческой модели данный этап раскрывает навыки и стереотипы неконструктивного поведения. В психоаналитической модели данный этап направлен на осознание бессознательных мотивов и барьеров. В гуманистической психологии – на осознание своей неаутентичности.
В когнитивно – поведенческой модели поведение человека рассматривается в неразрывной связи с его пониманием и интерпретацией данного поведения. Поэтому, ставя цель изменить неконструктивное поведение, необходимо также проявить и изменить конструкты интерпретации данного поведения и окружающего мира.
В тренинговой группе неконструктивные модели поведения и обеспечивающие их когнитивные конструкты реализуются и проявляются в процессе группового взаимодействия и замечаются участниками посредством идентификации или в процессе получения обратной связи. Их выведение во внешний план может происходить не только в процессе проигрывания роли или выполнении соответственно ориентированных упражнений, но и в процессе вербализации.
К сожалению, осознание проблемы человеком не приводит к её автоматическому разрешению. Любое личностное ограничение конкретного человека закреплено в выработанных им и «вживленных» стереотипах поведения, требующих переработки. Но для того чтобы отказаться от неконструктивных элементов поведения и выработать, развить более конструктивные, мало заметить и согласиться с тем, как не следует поступать. Необходимо получить и освоить образец более конструктивного поступка в конкретных ситуациях.
2. Второй этап – построение во внешнем плане идеальной модели (программы) поведения и соответствующих когнитивных конструктов.
Представление во внешнем плане идеальной модели поведения осуществляется посредством поиска аналогов, комбинирования, реконструирования и др. с последующей демонстрацией (проигрыванием). В некоторых программно-обучающих тренингах идеальная модель поведения для участников представляется ведущим.
Поиск более адекватных когнитивных конструктов интерпретации событийности и поведения участников осуществляется в процессе обсуждения в группе и / или представляется ведущим.
3. На заключительном этапе происходят модификация поведения участников группы в сторону максимального приближения к эталону и закрепления во внутреннем плане.
На данном этапе происходит работа, направленная на переосмысление прошлых событий, собственного поведения и поведения окружающих, а также освоение новых моделей поведения и осмысления окружающего мира.
В большинстве обучающих тренингов данный этап характеризуется выполнением соответствующих развивающих упражнений, подготовленных и представленных ведущим. При этом следует ещё раз отметить, что без уверенности участников в необходимости и полезности, полученных в тренинге изменений они вряд ли сохранят их надолго. Поэтому ведущему необходимо позаботиться о когнитивном обеспечении всех изменений и приобретений, полученных участниками в тренинге.
Выводы
Анализируя психолого – педагогическую литературу, можно сделать выводы:
Тренинг – это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector