Конспект логопедического занятия «Путешествие в сказку»

Автор: Зайченко Ирина Сергеевна

Должность: Учитель-логопед

Учреждение: МБДОУ «Детский сад №17 «Сказка»

Населенный пункт: г. Нефтеюганск, ХМАО, Тюменская область

Тема: Конспект логопедического занятия «Путешествие в сказку»

Опубликовано: 13.11.2016 18:43

Получить свидетельство      Скачать материал


Тема: «Путешествие в сказку»
Цель занятия: «Автоматизация звука [л]»
Задачи:
автоматизировать звук [л] в изолированном произношении, в слогах, словах, предложении и фразовой речи;
дифференцировать звуки [л] и [w];
закрепить навык словообразования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
упражнять в подборе антонимов;
упражнять в образование родительного падежа имен существительных;
развивать зрительный гнозис, конструктивный праксис.
развивать тонкую и общую моторику;
дать опыт различения и понимания другой точки зрения (в плане произнесения звуков речи);
формировать эмоциональную отзывчивость у детей.
Материал: игрушка Звуковичок, 4 индивидуальных зеркала; 4 больших листа с наклейками (на каждом листе среди прочих изображений наклеено по 4 лягушки); 4 простых карандаша; телевизор с ноутбуком; картонная основа, расчерченная на 16 квадратов с наклейкой Л на каждом; карточки для основы (разрезанный портрет принцессы) с теми же наклейками на обороте; 4 вырезанные куклы.
Ход занятия
Введение знакомство со Звуковичком.
Здравствуйте ребята я рада вас видеть, сегодня я пришла к вам в гости не одна, а со мной пришел Звуковичок. Звуковичок очень любит слушать сказки.
— А вы любите сказки?
— Я вам расскажу новую сказку. Садитесь на стульчики поудобнее и слушайте.
«Сказка». (На экране появляется замок и принцесса)
Логопед: За горами, за долами, за глубокими морями жила-была принцесса. Она была юна и сказочно хороша собой. Голос ее был звонок, а речь чиста, как апрельский ручей. Каждое утро она напевала песни, и от ее чистой речи и нежного голоса в садах распускались цветы, а птицы оглашали окрестности замка радостной трелью.
Логопед: Слава о красавице пошла по городам и странам… И вот однажды полчища жаб осадили замок принцессы. Все дни и ночи напролет они неустанно квакали — звали ее: Kwowa …wowa.-.wowa… He выдержал замок такого напора. Захватили жабы крепость, а красавицу превратили в жабью королеву. (Вместо принцессы на экране появляется большая жаба).
Логопед: Плачет принцесса целыми днями напролет, горькие слезы роняет. Да слезами горю не поможешь — сильно жабье зwoбнoe, заклинание…
2. Основная часть.
Игра «Проверка оружия» (автоматизация звука [л] в слогах и в изолированном произношении)
Логопед: Надо принцессе помогать, из беды ее выручать. Но бороться с жабами будет нелегко… Вы готовы? У нас есть скрытое оружие, о котором жабы даже не подозревают.
— Как вы думаете? Какое скрытое оружие есть у каждого из нас?
(Логопед показывает язычок, упирающийся в верхние резцы, Звуковичка.)
Дети: Это язычок.
Логопед: Это острый, ловкий, сильный язычок, который умеет правильно говорить звук Л. А жабы этого не умеют! Давайте потренируемся. (Выдает детям зеркальца.) Глядя в зеркальце, дружно произнесем: Л-Л-Л! Что помогает нам произнести этот звук? Что делает рот?
Дети: Он приоткрыт.
Логопед: А губы?
Дети: Они улыбаются.
Логопед: Что делает язык?
Дети: Кончик языка поднимается и упирается в верхние зубки.
Логопед: Молодцы! А теперь еще раз, чувствуя наших помощников, произнесем звук: Л-Л-Л. Отлично! «Постреляем» язычком. Повторяйте за мной: ал-ол-ул-эл-ыл; ала-оло-улу-элэ-ылы; ла-ло-лу-лэ-лы.
Логопед: Отлично! Вы готовы сражаться с жабами и освободить принцессу.
Игра «Поймай шпиона» (автоматизация изолированного звука [л] )
Логопед: Перед вами лежат карты. (Выдает каждому по большому листу с наклейками.) Здесь среди мирных жителей спрятались маленькие лягушки-шпионы. Их важно не просто найти, но и обезвредить, сделать безопасными. Это очень просто: каждую лягушку надо обвести в кружок и произнести звук Л. Тогда ее злая сила пропадает, и она станет обычной лягушкой. Только помните звук Л надо произнести правильно, язычком: Л. Посмотрите, как я сделаю это вместе со Звуковичком. (Дает утрированный образец.) _x000C_Возьмите в руку карандаш и приступайте к поиску шпионов.
(Дети под контролем логопеда самостоятельно обводят и «называют» лягушек.)
Логопед: Справились? По сколько шпионов нашел каждый из вас?
Дети: По четыре лягушки.
Игра «Чей голосок?» (автоматизация звука [л] в предложении)
Логопед: Мы обезвредили самых маленьких лягушат. На очереди у нас армия старых, злобных и опытных жаб. Вы готовы с ними бороться? (На экране появляются жабы, как только дети справляются с заданием, жаба лопается и пропадает).
Дети: Готовы
Логопед: Слушайте задание от первой жабы. Она очень любит театр и всякие превращения. Внимательно послушайте, в кого будет превращаться жаба, чей голос вы услышите. Давайте присядем в круг и прислушаемся! (Включает запись.)
— Кого ты услышала, Катя?
Катя: Я услышала мяуканье кошки.
Логопед: Проверим?
(Дети смотрят на экран и убеждаются в правильности ответа. Аналогично отрабатываются голоса других животных. Собака, корова, свинья, лошадь, овца)
Логопед: И с этим заданием вы справились. Отступила от замка одна жаба
Игра «Найди лягушонка» (автоматизация звука [л] в словах, в предложении и в связной речи)
Логопед: У второй жабы тоже есть слабость: она отступит от замка, если вы с ее лягушатами поиграете. Игра «Прятки»
Логопед: Молодцы! Мама жаба довольна! Отступает и она от замка.
Пальчиковая гимнастика (автоматизация звука [л] во фразовой речи)
Логопед: Третья жаба ставит свое условие:
научите ее с пальчиками играть! Научим? Тогда выходите и вставайте в круг. Покажем нашу гимнастику.
(Выполняют пальчиковую гимнастику: «Утро настало»)
Логопед: Жаба довольна — уступает замок.
Игра «Назови ласково и скажи наоборот» (автоматизация звука [л] в словах)
Логопед: Четвертая жаба жутко коварная. Видит, что силы жабьей армии слабеют, — выставила дополнительных стражников. (На экране появляются волк, белка, слон, лошадь.) Как с — ними бороться, не знаю. Может, попробуем назвать животных ласково? Был волк, а стал — Волчок
Была белка, а стала – белочка
Была лошадь, а стала – лошадка
Был слон, а стал — слоненок
Логопед: Добреют стражники, но не уступают крепость! Что же делать?! (Звуковичок мне подсказывает)
Давайте назовем зверей наоборот: был волк сытый, а стал — …
Дети: Голодный.
Логопед: Голодному тяжело сторожить замок. Отступил волк. Была белка трусливой, а…
Дети: Стала смелой.
Логопед: Теперь она не боится злых жаб и может смело возвращаться в лес. Была лошадь неумелой, а стала…
Дети: Ловкой.
Логопед: И ловко ускакала по лугам. Был слон худой и грустный, а…
Дети: Стал толстый и веселый.
Логопед: И довольно побрел в джунгли.
Игра «Собери картинку» (автоматизация звука [л] в словах)
Логопед: Пятая жаба злая, но умная. Задачки разные очень любит. Вот и вам дала задание: «Соберете картинку в целое — отступлю от замка принцессы!» Перед вами — основа для картины с размеченными квадратами. На каждом — наклейка. Ищите такую же наклейку на разрезанных квадратиках, правильно называйте ее, переворачивайте квадрат и выкладывайте его на соответствующее место (наклейка к наклейке) на основе.
(Дети собирают картинку.)
Логопед: Что же у нас получилось?
Дети: Портрет принцессы.
Логопед: Да, но только лишь портрет… Никак не расколдуется наша красавица.
Игра «Исправь жабу» (автоматизация звука [л] в словах)
Логопед: Последняя жаба осталась — да не сдает она крепость… Стреляет, словами, как стрелами. Но есть у нас против ее стрел оружие — приготовьте язычки. Все, что ни скажет жаба, мы в ответ отправим правильно, выделяя Л:
Wодка — лодка.
Woпaтa — лопата,
ПаWка — палка.
ГаWоши — галоши.
КоWокольчик — колокольчик.
Bawawaйкa — балалайка.
Не выдержала жаба вашей смелости, ловкости и умелости. И отступила.
Игра «Расколдуй принцессу» (автоматизация звука [л] в словах и во фразе)
Логопед: Но по-прежнему замок покрыт мраком. А принцесса как была жабьей королевой, так ею и осталась. Что же делать?! Может, поколдуем?
Повторяйте за мной: Ла-ла-ла, ла-ла-ла, я волшебницей была!
Логопед: Сильно жабье заклинание, не получается расколдовать принцессу… А может, в имени принцессы кроется тайна колдовства?! Кто напомнит, как жабы звали принцессу?
Дети: Мы не помним!
Логопед: Хорошо, тогда я напомню вам, как жабы звали ее, подступая к крепости: «Wowa, wowa!» Как зовут принцесу?
Ребенок: Ее зовут Вова.
— Вова — это мужское имя!
— ее зовут Wowa.
— Имя принцессы — Лола.
— Нет, не так. Ее называли Wowa!
Логопед: А имя красавицы и то, как ее называли жабы, обязательно должны совпадать в звучании?
— У жаб нет острого язычка. Они не проговаривают звук Л; они неправильно его произносят, по-своему: W. Поэтому вместо Лола у жаб выходит Wowa!
Логопед: Все согласны? Попробуем назвать принцессу верно, ее настоящим именем.
Дети: Лола!
Логопед: Посмотрите, ребята: тьма исчезает, а вместо уродливой жабьей королевы появилась…
(На экране появляется принцесса.)
Дети: Принцесса Лола!
3. Заключение.
Подведение итогов.
Лола: Ах, как сладко я спала! Ничего не помню! Что здесь произошло, ребята?
(Дети восстанавливают сюжет и ход занятия.)
Лола: А как вы догадались расколдовать меня?
Дети: Мы поняли, что жабы тебя звали Wowoй, потому что не умели произносить звук Л и заменяли его звуком W. Мы подставили вместо W — Л, и получилось имя Лола!
Лола: Благодарю вас, ребята! И попрошу вас всегда правильно произносить звук Л, чтобы злое колдовство не вернулось!
Логопед: Понравилась вам сказка? А ведь тяжело было разгадать имя принцессы, верно?
Дети: Да, тяжело.
Логопед: Ив жизни так, ребята! Помните, когда вы ленитесь правильно произнести звук или просто его не проговариваете, вас очень тяжело понять, и зачастую вас понимают неправильно! На память я хочу подарить каждому по своей маленькой Лоле. Это хранительница чистой, правильной речи и звука Л. А еще каждый из вас получит маленького лягушонка — он добрый и безобидный. С ним можно играть в разные игры, обучая правильно произносить звук Л. Но если в доме, где лягушонок живет, неверно проговаривать Л, то он вырастет и превратится в огромную уродливую жабу, а принцесса Лола зачахнет!
(Дети получают принцесс и лягушат.)
Логопед: До свидания, дети! Берегите принцессу. Охраняйте звук Л и чистую речь!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector