Семинар-практикум «Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно-речевому развитию»

Автор: Коробкова Любовь Александровна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ №40 «Солнышко»

Населенный пункт: г. Братск, Иркутская область

Тема: Семинар-практикум «Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно-речевому развитию»

Опубликовано: 21.11.2016 16:19

Получить свидетельство      Скачать материал


Семинар-практикум «Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно-речевому развитию»
Арт-педагогика. Сказкотерапия (дидактическая сказка).
Арт-педагогика (художественная педагогика) – это понятие не подменяет более узкий термин «художественное воспитание». Арт-педагогика, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать в рамках дошкольного воспитания не только художественное воспитание, но и все компоненты учебно – воспитательного процесса, а при необходимости и коррекционного воздействия, средствами искусства, а также формирование основ художественной культуры ребёнка.
В настоящее время артпедагогика в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства); библиотератию (лечебное воздействие чтением); имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию); музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки);вокалотерапию (лечение пением); кинезитерапию (лечебное воздействие движением) т.д.
В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии – сказкотерапия.  Сказкотерапияявляется самым древним психологическим и педагогическим методом. Издавна жизненный опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно просто рассказать историю, которая недавно произошла. А можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определённый вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории являются терапевтическими. Именно они являются основой сказкотерапии.
Выделяют пять видов сказок:
·         художественные сказки – это народные и авторские;
·         дидактические сказки создаются педагогом для подачи учебного материала;
·         психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка, имеют ограничение по возрасту (примерно 11- 13 лет);
·         психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл происходящих событий;
·         медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения.
Я предлагаю более подробно остановиться на дидактических сказках.
Дидактические сказки создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определённых знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
Алгоритм дидактической сказки – задания:
1. Создания образа сказочной страны, в которой живёт одушевлённый символ. Рассказ о нраве, привычках, образе жизни в этой стране.
2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые   сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень),   тяжёлое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).
3. Восстановление страны: чтобы восстановить страну нужно выполнить определённое задание (упаковка учебного задания).
При работе со сказками у детей значительно повышается мотивация, появляется смысл выполнения задания. Мы используем и сочиняем сказки, чтобы ребёнок проникся учебным материалом, чтобы восприятия и усвоение материала проходило на более высоком уровне. Занятия приобретают необычную окраску, переставая быть скучными. И это очень важно! Занимательная сторона занятия принесёт радость и детям, и вам.
Важнейшее место в организации совместной деятельности по сочинению (передаче) сказочного сюжета отводиться коммуникативной, диалогической составляющей. Взрослый ведёт сказку, задаёт интонацию: выступая одновременно в роли доброжелательного, мудрого носителя эталонов, заинтересованного слушателя. Подхватывает, воспроизводит ситуацию ребёнок – рассказчик. Таким образом, сказка предоставляет возможность ввести ребёнка в мир знаний, успеха, добра и красоты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector