Основные принципы башкирской народной педагогики

Автор: Галина Лилия Наиловна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ № 40

Населенный пункт: г. Салават, Республика Башкортостан

Тема: Основные принципы башкирской народной педагогики

Опубликовано: 22.11.2016 21:14

Получить свидетельство      Скачать материал


Основные принципы башкирской народной педагогики.
Все, что происходит в общественной жизни страны напрямую связано с образованием и воспитанием подрастающего поколения. Наша общая Родина – великая и единая Россия состоит из множества субъектов, многие из которых имеют уникальный национальный состав. Башкортостан – благодатный край и малая родина для людей разных национальностей. Изучение и сохранение национальной культуры одно из важнейших условий национального возрождения и основа познания духовного наследства каждого народа. К этому относится и использование принципов и методов народной педагогики. Воспитание на основе народной педагогики дает возможность привить любовь к ценностям материальной и духовной культуры своего народа.
Башкирскому народу можно и нужно гордиться своей богатой и уникальной культурой. У башкир, как и у других народов, основы народной педагогики имеют начало в собственной культуре, философии, психологии, в трудовой традиции. И как метко отметил К.Д.Ушинский: «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Башкирская народная педагогика имеет свои корни и свои неповторимые черты.
У башкирского народа особое значение отдавалось воспитанию не только ребенка, а воспитанию человека вообще. Ребенок и взрослый четко не разграничивались, так как человек развивается и совершенствуется на протяжении всей своей жизни. Однако привитие нравственных качеств и ознакомление с окружающим миром происходит именно в детском возрасте. Народные традиции башкирского народа помогали родителям формировать необходимые человеческие качества и готовить ребенка к выполнению разнообразных социальных ролей: сына, дочери, отца, матери, помощника в работе или полноправного участника трудового процесса, защитника родины, достойного представителя рода, семьи. Основами народног воспитания всегда считались следующие принципы:
— активизация деятельности детей, привлечение детей к труду, обучение всем необходимым знаниям, умениям, навыкам, недаром в старину говорили, что «Сильный победит одного, знающий – тысячу»;
— воспитание уважения к старшему поколению, почтения и заботливого отношения к старикам и родителям;
— воспитание понимания достоинства собственной личности: «Доброе имя лучше всякого богатства»;
— воспитание патриотизма, понимания, что нет ничего важнее, чем родина – «Своя земля – золотая колыбель».
С чего же начиналось воспитание ребенка в башкирской семье? Первое и немаловажное событие после рождения малыша – это выбор красивого имени, которое должно было влиять на судьбу человека. Второе, с чем сталкивался ребенок – это необыкновенная и нежная любовь матери, ее колыбельные песни и бесконечные заботы о его физическом и психическом развитии. Родителям новорожденного желали, прежде всего, чтобы ребенок рос благонравным и дисциплинированным. Этот первый период в воспитании называли «материнской школой», вслед за которой шла «школа сверстников», когда на первый план выходили совместные игры детей. Дети в народной башкирской педагогике – это не только основа семейного счастья и семейного благополучия, но и помощники. Как мальчики, так и девочки сызмальства приучались к труду и разным навыкам, которые могли пригодиться в ведении домашнего хозяйства. Поэтому совместная игра детей могла иметь традиционный трудовой характер, когда старшие дети опекали младших, а младшие слушались старших братьев и сестер и старались подражать им в выполнении простых трудовых действий. С определенного периода мальчики переходили на мужскую половину, и для них вступала в права «отцовская школа». Мальчики традиционно воспитывались как будущие отцы семейств, как воины и защитники. Для этого будущие мужчины привлекались к посильному труду и принимали участие в обязательных воинских играх, спортивных состязаниях. Многие их элементы сохранились в детских народных подвижных играх и празднике «Сабантуй». Даже простые по содержанию игры воспитывали терпеливость, усердие, внимательность, настойчивость в достижении цели, развивали силу и выносливость.
Особое значение у башкир придавалось воспитанию уважения к старшим. Взрослые всегда держались перед детьми с большим достоинством, старались проявлять выдержку друг к другу. Такое поведение старших становилось образцом для младших и основой нравственного и достойного поведения человека в самостоятельной жизни. Для воспитания молодого поколения большое значение имела возможность слушать беседы стариков, из уст в уста предавались шэжэрэ – родословные, сказки, предания, песни. В своей речи башкиры постоянно использовали поговорки и пословицы: «Пословицу сказал – дорогу указал, поговорку – душу утешил».
Одним из самых важных вопросов в воспитании подрастающего поколения всегда был и остается вопрос формирования нравственных качеств личности. Нет ничего превыше чести и человеческого достоинства, любви к родине и матери, уважения со стороны своего народа. По мнению башкирской народной педагогики, нравственная личность отличается принципиальностью, уважением к старшим, порядочностью, достоинством, состраданием, чувством сопереживания, заботы и патриотизма, который должен выражаться гражданской позицией и самоотверженностью в служении народу и стране. Эти нравственные основы заложены в самой народной философии башкирского народа, именно они служат гарантией воспитания достойного поколения.
Башкирские народные традиции воспитания могут и должны служить источником развития гуманистической культуры человека. Невнимательное отношение к традициям, к прошлому и настоящему своего народа, ведет к разрушению связи между поколениями и наносит непоправимый урон нравственному формированию личности. Сохранение и развитие традиций, в том числе и принципов народной педагогики, актуально для нашей многонациональной страны, для укрепления духовных, социальных и культурных связей между всеми народами великой России.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector