Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Милованова Анна Владимировна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МК ДОУ «Щучинский детский сад»

Населенный пункт: с.Щучье, Лискинский район

Тема: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Опубликовано: 23.11.2016 22:56

Получить свидетельство      Скачать материал


НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В развитии творческого воображения неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из строительных и природных материалов. Одной из интересных видов художественно-творческой деятельности являются нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные техники рисования отличаются необычностью материала, техникой нанесения изображения, специфическими приёмами передачи образа в изображаемых образах.
Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности может приобрести творческий характер, если у детей сформированы эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, а также, если дети овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.
В детском саду недостаточно используют образовательные возможности нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения. Дети не имеют представления, что существуют такие нетрадиционные техники рисования как кляксография, монотипия. Нетрадиционные техники рисования практически не востребованы в образовательном процессе.
Обучение детей традиционным видам рисования изучены в трудах Т.С. Комаровой, Е. А .Флериной, Н. П. Сакулиной, Н. Б. Халезовой, ..Казаковой, Г. Г. Григорьевой. Существуют исследования по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду С. К. Кожохиной, С. Погодиной, А. Ярыгина.
Использование нетрадиционных техник рисования с детьми у разработаны у зарубежных педагогов Мери Энн –Кол,
Актуальность: воспитание творчески активного молодого поколения – одна из главных задач современного общества. Нетрадиционные техники дают толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Задачи исследования :
Развивающие:
— Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
— Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
— Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Образовательные:
— Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
— Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
— Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
— Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Оздоровительные:
-Укреплять здоровье детей, используя, комплексы здоровьесберегающие технологий, благотворно влиять с помощью нетрадиционной технике рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.
.Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.
Предмет – развитие творческого воображения через применение нетрадиционных техник рисования.
Гипотеза: использование нетрадиционных техник рисования, значительно повысит уровень творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Основные принципы:
• От простого к сложному;
• Принцип наглядности;
• Принцип индивидуализации;
• Принцип интеграции (темы могут совмещать разные области науки и искусства) .
• Связь с жизнью (изображение должно опираться на впечатления, полученные ребенком от окружающей действительности).

Цель работы – создать педагогические условия для развития творческого воображения через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.
Задачи проекта:
1. Проанализировать современное состояние вопросов развития творческого воображения и изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.
2. Смоделировать и апробировать систему работы по развитию творческого воображения у детей средствами нетрадиционных техник рисования.
3. Подобрать диагностические методики для выявления уровня развития творческого воображения детей.
4. Выявить эффективность работы по развитию творческого воображения детей средствами нетрадиционных техник рисования.
Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о вещах. Его еще незрелой нервно-мышечной координации недостаточно для объяснения своей манеры рисования и тех форм и характеристик, которые он придает предметам. Ребёнок выделяет из действительности только то, что кажется, достойным внимания и помогает ему объяснить себе, что происходит вокруг него, пренебрегая остальными деталями.
Со временем ребёнок начинает выражать в рисунках более развитый взгляд на окружающий мир и отказывается от первоначального способа изображения внешнего мира, придавая ему всё большее правдоподобие, точность и реальность.
Но очень часто мы, взрослые, требуем от ребёнка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. При этом ребёнок обычно вспоминает знакомый ему вариант решения этой задачи или слепо копирует действия взрослого. Творчество же требует большей самостоятельности и независимости от известных решений. Поэтому воспитание и развитие творческих способностей требует от ребёнка и взрослого времени и терпения.
В дошкольном возрасте особое значение имеет развитие способности осознавать чувственные впечатления, называть их. Ребёнок, знакомясь с категориями формы, размера, цвета, запаха и т.п. может решать творческие задания на нахождение какого-либо предмета. Работа с признаками и свойствами предметов постепенно развивает у ребёнка способность представить предмет в целом, мысленно изменять его, составить из знакомых образов нечто новое, неизвестное. Эту способности психологи называют воображением. Развитие воображения обычно идёт по трём направлениям: во-первых, воображение должно стать реалистичным, во-вторых – целенаправленным, в-третьих, ребёнок должен овладеть методами активизации своего воображения.
Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в начальной школе и часто вынуждающих детей действовать в рамках установленных схем, против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.
Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной связи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием. Ребята с удовольствием выражают свои чувства в той деятельности, где есть разнообразие «живых» впечатлений и возможность все необходимое делать своими руками. Дети любят конструировать, лепить, рисовать.

Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них.
Человек сам может в себе воспитать, а скорее разбудить, способность к творчеству. Это не значит, что можно себя убедить в том, что ты виртуозный скрипач, но попробовать взглянуть на окружающий мир или конкретный вопрос под другим углом может каждый человек. Творческие способности — это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.
Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях.
Безусловно, способность к творческим решениям появляется не сразу, но у каждого человека есть свой определенный потенциал. Творческие возможности можно и нужно развивать.
Определяющее значение в творческом процессе имеет сознательная деятельность человека, его целеустремленность. Творческий процесс — не стихийный или бессознательный акт. Он зависит от способностей, характера и творческого темперамента человека, его идейной направленности, культуры, опыта и уровня знаний. Творчество требует воображения, строгой критической мысли. Оно тесно связано с социальной жизнью. Общественная жизнь и ее различные стороны создают дополнительное эмоциональное напряжение, которое является необходимым элементом творчества.
Творческое мышление — это процесс, и, как всякий процесс, оно подчинено определенным законам.
В психологии вопросы развития творческого мышления тесно связываются с проблемой способностей и одаренности, и это естественно, ибо они в значительной мере определяют успешность той, или иной деятельности. Способность есть индивидуальная характеристика личности, то особенное и неповторимое, что свойственно одному человеку в отличие от другого.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касаясь этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мышления.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляет следующие способности.
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление. ( Быстрота — способность высказывать максимальное количество идей; Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей; Оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи; Законченность — способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид).
3 Богатое воображение.
4. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
5. Высокие эстетические ценности.
6. Развитая интуиция.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют творчество.
Одним из важнейших факторов творческого развития, является создание условий, способствующих формированию творческих способностей.
«Выделяют пять основных условий успешного развития творческих способностей детей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей
заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким- либо делом, в выборе способов и т.д.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое
условие успешного развития творческих способностей – тёплая
дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом. Оказывается, если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Фантазия, вдохновенная увлеченность игрой или рисованием «каляки-маляки» — все это свойственно детям с самых ранних лет. То есть созидание — это естественное состояние практически каждого малыша. Для детей создавать что-то новое — так же необходимо, как дышать. Например, без абстрактного мышления, которое как раз и развивает творчество, малыш не сможет считать, а без фантазии не напишет школьного сочинения. Получается, в развитии творческих способностей есть огромная практическая польза. И даже если ребенок не станет известным художником или
музыкантом, то он обязательно будет гармонично развит и, скорее всего,
— счастлив. А разве не об этом мечтают все мамы и папы?
Наверное, способность создавать что-то новое — это как волшебная палочка: ребенок может как использовать это во благо, так и зарыть в землю свой талант. Но не дать эту волшебную палочку малышу — значит лишить его свободы выбора.

Изобразительная деятельность в старшем дошкольном возрасте.
Данный возрастной период отличается повышенным вниманием ребенка к мотивированным процессам в окружающем мире, объяснению многообразных явлений и процессов. Участие взрослого должно быть направлено на пробуждение самостоятельности и инициативности, на расширение возможностей в фиксации своего образа мира. К этому периоду уже накоплен достаточно большой опыт репродуктивной деятельности, что дает возможность строить работу на активизации творчества, креативности. Акцент на продуктивную деятельность позволит ребенку осознать себя в контексте духовного мира.
«Специфичными для старшего дошкольного возраста являются продуктивные (изобразительные) виды деятельности: рисование, конструирование, аппликация, лепка. В результате осуществления этой деятельности ребенок производит не только какой-то продукт, отображая в нем свои впечатления и опыт жизни, но так же развивает моторику, воображение, внимание, творчество, память и другие познавательные процессы. В этом плане продуктивные виды деятельности сходны с игрой.
В этом возрасте ребенок должен знать: холодные и теплые цвета, уметь передавать их особенности и состояние в различное время суток, владеть способами передачи фактуры, закреплять знание об эмоциональных характеристиках цвета и его особенностях при создании образа.
Должен уметь: работать карандашом, гуашью, акварелью, использовать
бумагу разной фактуры, пользоваться ножницами, использовать различные техники для достижения художественного замысла, совершенствовать владение различными техниками, их смешением и использованием дополнительного материала (манка, соль и др.).
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя – пробудить к нему интерес. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, а также словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает инициативы детей, создает в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам.

1.3. Методы и формы организации занятий с использованием нетрадиционных техник рисования.
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы – вот что помогает не допустить в изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Т. С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование как вид художественно-творческой деятельности не терпит шаблона, стереотипа, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу, потому что оно так растет, а домик вот так…» и т.п.!». 17
Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга ( тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно ребенок начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать. Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунка и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения.
Больше разнообразия следует вносить в организацию занятий: дети могут рисовать сидя за отдельным столом (мольбертом), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд и т.п. важно, чтобы организация занятия соответствовала содержанию, чтобы детям было удобно работать. Также необходимо постоянно определять и менять виды занятий. Это могут быть занятия – сказки, занятия-путешествия, игровые занятия, посиделки, мастерские, игровые занятия-выставки и т.п.
Для успешного творчества детей на занятиях также необходимо использовать разнообразные техники рисования. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников и уровнем овладения ими. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии, набрызга, тычкования и т.п.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Мы придерживаемся современной классификации методов, авторами которого являются Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Она включает в себя следующие методы обучения:
• Информационно-рецептивный (рассматривание, наблюдение, экскурсия, образец воспитателя, показ воспитателя.),
• Репродуктивный (включает в себя: прием повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой.),
• Исследовательский (направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую — либо часть, а всю работу.),
• Эвристический (направлен на проявление самостоятельности в каком — либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.),
• Метод проблемного изложения материала (метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector