Автоматизация и дифференциация звуков [Р] — [РЬ]

Автор: Ахмерова Резида Мансафовна

Должность: Учитель-логопед

Учреждение: МБДОУ д/с №2

Населенный пункт: с. Стерлибашево ,Республика Башкортостан

Тема: Автоматизация и дифференциация звуков [Р] — [РЬ]

Опубликовано: 27.11.2016 18:03

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 с.Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан.

Конспект образовательной деятельности с фонетико–фонематическим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе на тему:
«Автоматизация и дифференциация звуков [Р] — [РЬ]»

Провела:
учитель-логопед
Ахмерова Р. М

с. Стерлибашево 2016г.
Тема: Автоматизация и дифференциация звуков [Р] — [РЬ].
Оборудование: мягкая игрушка, презентация артикуляционной гимнастики, предметные картинки со звуком [Р]- [РЬ], погремушки, кружки синего и зелёного цветов, мяч, фасоль, массажные мячи.
Программное содержание:
Задачи:
а) образовательная: способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звуков [Р] и [Рь] в слове, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложениях; продолжать учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости;
б) коррекционная: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звуков [Р]- [Рь]; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, мелкую моторику пальцев рук; формировать навык образования и употребления притяжательных прилагательных единственного числа мужского и женского рода;
в) воспитательная: воспитывать навыки сотрудничества, способность к согласованному взаимодействию; интерес достижения результата от выполненной работы.
Предварительная работа:проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; работа по определению позиции звука в словах, усвоению уменьшительно-ласкательной формы существительных, согласованию числительных с существительными.

Ход занятия:
• Оргмомент. Установка на занятие.
Mеня зовут РезидаМансафовна, я учитель-логопед д/сада Рябинка. Сегодня мы с вами будем играть,называть звуки,придумывать новые слова и выполнять гимнастику для язычка.
А сейчас,давайте вспомним правила поведения:
Каждый день, всегда, везде
На занятиях в игре
Громко, четко говорим
И никогда мы не спешим
(дети повторяют вместе с логопедом)
Тарарам, тарарам,
Кто спешит в гости к нам?
Этот Тигренок — друг ребят,
С ним встрече каждый будет рад!
-Вот наш гость — Тигренок. Он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Тигренок еще не научился произносить звуки [Р] и [Рь]. Как вы думаете, ребята, мы сможем помочь нашему гостю? Ведь мы уже научились правильно выговаривать этот звук.Чтобы четко и правильно произносить звуки что необходимо выполнять язычку?
(Ответы воспитанников)
II. Основная часть.
1.Артикуляционная гимнастика.
Логопед:-Для того, чтобы быстрее научиться произносить звуки [Р] и [Рь], нужно запомнить и правильно выполнять следующие упражнения, мы с ребятами покажем тебе.(Используется презентация артикуляционной гимнастики).

-«Грибок»- 5 сек.
-«Блинчик»- 5 сек.
-«Вкусное варенье»- 5 сек.
-«Дятел»- 5 сек.
-«Чистим зубки»- 5 сек.
-«Индюк»- 5-7 сек.
-«Маляр»- 5-7 сек.
-«Часики»- 5-7 сек.
-«Чашечка»- 5-7 сек.
2.Повторение артикуляции звуков [Р] и [Рь]:
Логопед:-Передайте рычание злой собаки, карканье вороны, звук заведенного трактора.

Логопед:-Расскажем Тигренку о том, что делают губы, зубы, язык при произнесении звука [Р]:
Артикуляционная характеристика звука: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует). Мягкий звук [Рь] отличается от твердого тем, что при его произнесении средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении [Р].
3.Развитие фонематического слуха
а)Игра « Слушай взрослого»
Логопед:-Я буду называть слова, вы внимательно слушаете, если услышите слова со звуками[Р] и [Рь] гремите, если звуков в словах не будет, сидите тихо.

(МОЛОКО, ДВЕРЬ, ПАЛКА, БЕРЕЗА, СЛОН, ГРИБ, ПОМИДОР, РЕБЕНОК, РАДУГА, ПАЛЕЦ, КУРИЦА, ПАЛАТКА, ФОНАРЬ)

б)Игра « Светофор»)
Логопед-Если в слове[Р] услышите –синий вышеподнимите, если [РЬ] услышите , то зелёный поднимите. (ракета, букварь, ремень, краски, курица, гитара, репка, сорока, тарелка)
4. Развитие мелкой моторики.
Пальчиковая игра «Мячик»
Я мячом круги катаю
Взад-вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук.
5.Связь звука с буквой
Логопед:-Ребята, а вы знаете, что звуки [Р]-[Рь] обозначаютcя буквой Р?
На что похожа буква Р? (ответы детей)
Изображение буквы Ризфасоли.
5.Физкультминутка.
а)Игра с мячом «Назови ласково».
Логопед:-Превратим большие слова-предметы в маленькие (назови ласково). Например:
веревка-веревочка,
помидор-помидорчик,
комар-комарик,
карман-карманчик,
кровать-кроватка,
берег-бережок,
курица-курочка,
воробей-воробышек.

б) «Чей хвост, чья голова?»
Логопед:-Давайте, назовем части тел животных, например:
у коровы хвост – коровий,
у барана голова-баранья,
у барсука голова – барсучья,
у кролика хвост – кроличий,
у вороны хвост – вороний,
у поросенка голова – поросячья,
у верблюда голова-верблюжья,
у тигра хвост-тигриный.
6.Закрепление звуков в слогах
Игра «Закончи слово».
Логопед:-Вот такую игру придумал Тигренок:
РА-РА-РА
Начинается игра.
Я прошу со слогом РА
Мне помочь назвать слова!
-Я начинаю слово, а вы добавьте РА:
ко-ра, иг-ра, но-ра, детво-ра, кону-ра, ды-ра.

РО-РО-РО
Ты закончи слогом РО:
вед-ро, пе-ро, мет-ро, яд-ро, бед-ро.
А теперь договори
Ты слова со слогом РЫ:
го-ры, кома-ры,топо-ры, мет-ры, кост-ры, вет-ры.
7. Работа с предметными картинками.
а) Игра «Кто в домике живет?»
Логопед:-Нам надо назвать слова и разложить картинки правильно: со звуком [Р] в начале слова- поместить в первое окошечко, со звуком [Р] в середине слова — во второе окошечко и. т. д. (Предметные картинки: рак, самовар, рыба, календарь).
б) Игра «Посчитай картинки»
Логопед:-А теперь посчитайте такие предметы: ворона, букварь, ведро, топор.
8. Повторение чистоговорок.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Чистоговорки внятно,
Чтоб было всем понятно.
Логопед:-Научим Тигренка произносить чистоговорки со звуками [Р] и [Рь]?
РА-РА-РА-высокая гора
РО-РО-РО –новое перо
РЫ-РЫ-РЫ –летят комары
РУ-РУ-РУ –коза грызет кору
РЯ-РЯ-РЯ- мы пришли сюда не зря;
РЕ-РЕ-РЕ- я играю во дворе;
РИ-РИ-РИ- вот сидят снегири;
РЮ-РЮ-РЮ-я обед себе варю.
9. Физкультминутка.
Логопед: — Посмотрите, Тигренок немного повеселел. Но он потерял воздушный шарик. Давайте поможем ему найти шарик!
(Дети выполняют соответствующие движения).
Тигренок потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Лапы в стороны развел,
Шарик видно не нашел.
Чтобы шарик нам достать,
Нужно на носочки встать.
III. Подведение итогов.
Логопед:-Молодцы, вы сегодня очень старались, поэтому четко и ясно произносили звуки [Р] и [Рь]. Наш гость вам благодарен. А вам какие задания понравились? Наш гость вам благодарен. Теперь вы следите за своей речью и не забывайте про звуки [Р] и [Рь].

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector