Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитательно-образовательном процессе

Автор: Ступко Елена Вячеславовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ №31

Населенный пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область

Тема: Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитательно-образовательном процессе

Опубликовано: 01.12.2016 06:05

Получить свидетельство      Скачать материал


Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитательно-образовательном процессе.

Переход к личностью ориентированной модели общения педагога с детьми вызвал необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями с целью создания единого образовательного пространства семьи и дошкольного учреждения. В полной мере это относится и к музыкальному развитию дошкольника.

Родители и педагоги детского сада — воспитатели одних и тех же детей, по-разному влияющие на их развитие. При этом именно семья является единственным социальным институтом, который может обеспечить ребенку качественный индивидуальный подход в музыкальном развитии. Даже обучение в музыкальной школе при всей кажущейся индивидуализации не может обеспечить этого, т. к. после занятий со специалистом ребенку необходимо музицировать дома под контролем родителей.

Когда в семье ребенок впервые знакомится с музыкой, он видит отношение взрослых к ней, и его музыкальный багаж пополняется первыми музыкальными произведениями (колыбельные, пестушки и т. д.). В детском саду музыкальный материал обогащается, систематизируется и осмысливается. Если он закрепляется в домашних условиях, то остается с ребенком навсегда. А если этого не происходит, то знания об услышанных музыкальных произведениях со временем стираются из памяти. Вот почему результат деятельности музыкального руководителя, воспитателя и родителей может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками. Этому союзу единомышленников более всего подходит понятие «взаимодействие», предполагающее совместную деятельность педагогов и родителей по музыкальному развитию ребенка. Что же необходимо для его организации? 

Прежде всего, необходимо добровольное сближение позиций партнеров образовательного процесса. Так же важно устранение противоречий между родителями и педагогами детского сада, понимание ими друг друга, учет социально-экономического положения и музыкального опыта и традиций семьи.

Сближение позиций педагогов ДОУ и родителей должно быть основано на устойчивом направлении интересов, понятных и разделяемых как родителями, так и сотрудниками детского сада. Но на практике, как мы знаем, родители хотят, чтоб их ребенок хорошо пел, танцевал, играл на музыкальных инструментах, выступал в главных ролях на празднике, а музыкальный руководитель ДОУ стремится научить всех детей слушать и понимать музыку, пытается развить музыкальные способности каждого, выявить одаренных для дальнейшего развития их таланта в будущем.

Еще до встречи с родителями необходимо тщательно обследовать ребенка. Тогда, опираясь на сильные стороны малыша, можно предложить стратегию его дальнейшего музыкального развития как в ДОУ так и в более комфортных для него домашних условиях. Родители сами могут провести обследование ребенка дома, а педагоги ДОУ — предложить инструмент для анализа музыкальных способностей ребенка, научить родителей им пользоваться и делать выводы. Таким инструментом может быть специально разработанная система музыкального домашнего игрового мониторинга. Его суть заключается в том, что ребенок погружается в игру, которая помогает раскрыть его знания и умения в образовательной области «музыка». А родители, наблюдая и фиксируя результаты, сами ставят баллы и делают выводы.

Выявление интересов родителей в музыкальном развитии ребенка
Анкета «Ваш музыкальный ребенок»

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ можно вести по четырем направлениям.
1.Информационно – аналитическое
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка можно провести анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи».
По участию родителей в воспитательно-образовательном процессе можно выделить следующие группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
2.Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
Необходимо создать все условия все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, воспитатель изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
С этой целью можно использовать активные формы и методы работы с родителями:
— посещение семей воспитанников на дому;
— общие и групповые родительские собрания;
— консультации;
— занятия с участием родителей;
— выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
— совместные экскурсии;
— Дни общения;
— Дни добрых дел;
— Дни открытых дверей;
— участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
— оформление фотомонтажей;
— совместное создание предметно – развивающей среды;
— утренние приветствия;
— работа с родительским комитетом группы;
— беседы с детьми и родителями;
— тренинги;
— семинар – практикум;
— родительские гостиные;
— телефон Доверия;
— почта Доверия;
— семейный вернисаж.
3.Наглядно – информационное направление включает в себя:
— родительские уголки,
— папки — передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»,
— семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»,
— библиотека – передвижка,
— фотомонтажы «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»,
— фотовыставки «Моя бабушка — лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я — дружная семья»,
— семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»,
— эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,
— копилка Добрых дел.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «»Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
4.Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector