Народное искусство Якутии. Чорон

Автор: Афанасьева Юлия Юрьевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад № 2 «Теремок»

Населенный пункт: п. Эльдикан, Усть-Майский район, Республика Саха (Якутия)

Тема: Народное искусство Якутии. Чорон

Опубликовано: 01.12.2016 06:42

Получить свидетельство      Скачать материал


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 2 «Теремок»

Творческий проект

Народное искусство Якутии.
Чорон.

Автор проекта: Гостюхина Ольга
Руководитель: Афанасьева Юлия Юрьевна

Эльдикан
2016г
СОДЕРЖАНИЕ
• Титульный лист…………………………………………………………………1
• Содержание………………………………………………………………………2
• Паспорт проектной работы………………………………….…………………3
• Введение……………………………………..………………………………….5
• Глава 1. Изготовления домашней посуды ……………………………..……..5
1.1 Материалы, используемые якутами ……………………………………..5
1.2. Процесс изготовления посуды………………………………………….…6
6. Глава 2. Чорон ………………………………………………………………..…6
2.1. Изготовление………………………………………………………….……6
2.2. Семантика………………………………………….………………………7
2.3. Значение украшений чорона …………………………………..…….……8
2.4. Значимость чорона для якутов ……………………………………………8
7. Практическая часть……………………………………………………………9
8. Результат…………………………..……………………………………………9
9. Заключение….…………………………………………………………………10 Литература ……………………………………………………………………………11

Паспорт проектной работы

Руководитель проекта: Афанасьева Ю.Ю.

Участники проекта: дети старшей группы детского сада «Теремок», воспитатели, родители.

Вид проекта: среднесрочный (1 неделя), индивидуальный.

Актуальность: До сих пор не только за пределами Якутии, но и в ней самой мало изучено творчество народа Саха, достигшего большого мастерства в разных отделах прикладного искусства, в частности художественной обработки дерева. Обилие лесов, бездорожья, отдаленность регионов в большей мере создали условие, при которых человек Саха невольно должен был сам изготовить почти все необходимые в быту предметы. Так как мы живем в Республике Саха (Якутия), то должны знать и иметь представления о народном искусстве народа саха.
Тема: Народное искусство Якутии. Чорон.

Цель: Расширить знания и представления о народном искусстве Якутии на примере Чорона.
Задачи:
• Изучение происхождение, изготовление и применение Чорона.
• Распространить знание о народном искусстве якутов, о Чороне среди детей дошкольного возраста.

Методы работы: изучение художественной и научно-популярной литературы, просмотр презентаций и иллюстраций, оформление выставки чоронов, лепка чоронов, аппликация чорон (украшаем чорон), рисование чорона.

Предполагаемый результат:
1. Воспитанники познакомятся с народным искусством Якутии на примере чорона.
2. Дети будут знать из чего изготавливают чорон и какими орудиями труда пользуются мастера.
3. Оформить выставку «Мир чоронов».

План работы над проектом
Этапы:

Подготовительный (1 день)

На данном этапе мы определили тему проекта, поставили цель, составили план работы.

Организационный (4 дня)

Была изучена информация о истории чорона, его изготовлении.
Совместно с родителями провели подбор литературы, фото с изображением чорона.
Провели сбор чоронов для оформления выставки «Мир чоронов».

Основной (4 дня одновременно с предыдущим этапом)

Воспитанники познакомились с народным творчеством Якутии на примере чорона.
Также дети узнали из чего изготавливают чорон, какими пользуются мастера инструментами при изготовлении чорона и их оформлением.
Лепили чорон.
Выполняли аппликацию «Чорон».
Рисовали чорон.

Итоговый этап ( 1 день)

Продуктом нашей работы стало оформление выставки «Мир чоронов».

Введение
До сих пор не только за пределами Якутии, но и в ней самой мало изучено творчество народа Саха, достигшего большего мастерства в разных отделах прикладного искусства, в частности художественной обработки дерева. Обилие лесов, бездорожья, отдаленность регионов в большей мере создали условие, при которых человек Саха невольно должен был сам изготовить почти все необходимые в быту предметы.
Актуальность темы: Так как мы живем в Саха (Якутии), мы должны знать и иметь представления о народном искусстве народа саха.
Цель исследования: Расширить знания и представления о народном искусстве Якутии на примере Чорона.
Задачи:
• Изучение происхождение, изготовление и применение Чорона.
• Распространить знание о народном искусстве якутов, о Чороне среди детей дошкольного возраста.
Глава 1. Изготовления домашней посуды
• . Материалы, используемые якутами
Материалом для изготовления различных предметов домашней утвари служило дерево, представляемое самой природой. В обработке дерева местные ремесленники достигли большого совершенства.
На севере Якутии большинство предметов выделывали из плотной, тяжелой и твердой древесины лиственницы: ступки, громадные чаши и тарелки.
На юге лиственницу вытесняет более податливая сосна, из которой вырабатывали мебель.
Вся домашняя посуда, требующая большой прочностью,- чашки, ложки, кубки все возможней формы и величины, коробки и ящики – делались из берёзы. Березовая древесина мягкая, ее легко резать, пластичность ее структуры позволяет создать крупные формы, и вместе с тем на изделия можно наносить довольно тонкий орнамент. Все выгнутое, коленчатое, подвергающееся частым сотрясениям и ударам – березовое. Все, что должно отличаться тонкостью отделки, быть фигурно изваяно, покрыто узорами и рисунком, — непременно березовое. Береза считается «барыней-деревом».
1.2 Процесс изготовления посуды
У якутов не было токарного станка, и для производства посуды и прочей домашней утвари они пользовались простыми, но довольно разнообразными орудиями. Для обработки формы используют топор, арыйа и адалга, напоминающие русские тесла; для отделки внутреннего объема брали кэрэ-скобель.
Нож с выгнутым концом служил для выделывания глубоких чаш и кубков (чоронов). Процесс создания предметов был от начала до конца ручным. Поэтому формы изделий никогда не были одинаковыми, безликими в них обязательно присутствовала «живинка», и при внимательном рассматривании старых чоронов, особенно же при поглаживании их ладонью, можно почувствовать едва уловимую для глаза кривизну поверхности, ощутить чуть заметную разницу в толщине стенок тулова.
Глава 2. Чорон
Центральное место среди деревянной утвари занимает чорон, который в сфере прикладного искусства именуется кумысным кубком. Чорон был любимым и обязательным предметом в повседневной жизни каждого саха и особенно использовался в обрядовых церемониях и празднествах.
Чорон с кумысом подносили молодым на свадьбе, с чороном встречали гостей.
2.1. Изготовление
Делали якуты свои необычные кубки из одного куска березы топором да кривым ножом. Орнамент выполняли специальными ножами: кэрдэри (инструмент для трехгранной выемчатой резьбы); кэрэниэе анньяр похож на стамеску (им прорезают ровные глубокие срезы- канавки); ойуулуур быхых с тонким игольчатым отверстием (служит для выполнения сложных орнаментальных узоров). Эти инструменты были у каждого мастера, но иные профессионалы своего дела одним кривым ножом из цельного куска древесины вырезали и ложку, и тарелку, и даже чорон.
Живая линия крива и волниста. Мастера это чувствовали и добивались в очертаниях чоронов желаемой степени кривизны. По плавности, музыкальности контуров и ясности пропорций чороны выдерживают сравнение с античными сосудами. Форма кубка строится на основе строгой системы пропорциональных отношений. Их объем расчленяется на четыре части, гармонично соподчиненные одна другой: горло с венчиком, плечо, тулово и поддон. Сочетание этих частей всегда оказывается единственным и неповторимым.
Типичной формой является кубок на одной или трех ножках.
Традиционно изготавливается из дерева, преимущественно из берёзы, и украшается богатой геометрической резьбой. Резьба располагается в виде ярусов или поясов. Чем больше ярусов, тем почётнее кубок.
В отдельных случаях чорон может инкрустироваться серебром или медными сплавами.
2.2. Семантика
Уже сама семантика слова чарон (чороон) указывает на него как на сосуд-кубок, который при пользовании поднимают кверху, иначе говоря, держат торчмя. Чорон и происходит от слова чорой, чорот, означающего: держать торчмя, заострять, вытягивать, напрягать.
Наибольшее распространение получили чороны на одной ножке (женские), но известны кубки и на трех ножках (мужские), которые стилизованы под лошадиные копыта:
• Мужские – на трех фигурных ножках, окончания которых, выполняются в форме конских копыт. Это связано с культом лошади в Якутии, считалось, что к обладателю такого чорона переходит сила и выносливость лошади.
• Женские – кубки на одной ножке, в виде шейки коновязи. А коновязь я якутов символизирует долговечность и гостеприимство.
2.3. Значение украшений чорона
Пояса стилизованного геометрического орнамента украшают каждый чорон. Символическое значение многих орнаментальных мотивов сохранилось их название: «ураса-узоро», «ячейка сети», «позвонок-узор».
Поясов может быть:
• Три – три мира;
• Семь – счастливое число у якутов;
• Девять – священное число;
Чем больше поясов, тем почетнее кубок.
Для каждой части чорона существовала определенная группа орнаментов: у края венчиков гребенчатый и зубчатый в виде треугольников и ромбов; на центральных поясах – «ячейка сети», «позвонок-узор», «палец-узор»; по венчику шел гребенчатый в свободном сочетании с названными узорами; основание ножки разделялось на секторы, заполненные ромбиками, точками, зигзагами. Иногда поддон украшали прямыми линиями – символами деревьев.
Дополнительными элементами убранства некоторых чоронов являются медные ободки; они помещались на местах, подчеркивающих тектонику сосудов. К ободкам прикреплялись «серьги»- подвески.
2.4. Значимость чорона для якутов
Якутский чорон не был сугубо бытовой посудой. Им пользовались только во время кумысного праздника. Чороны представляют собой исключительное достояние материальной культуры якутов. Таких сосудов нет сейчас ни у одного народа.
Ни у одного из тюркских народов кумысная посуда так щедро не украшалась, как у якутов. Это связано с той большей ролью и значением, которые придавались на Ысыахе коню: ритуальный обряд ытык дабатыы (жертвоприношение лошади), обвязывание кумысных чоронов пучков конских волос, специальное посвящение – алгыс в честь покровителя коню (скота) Джесегея.
Вся якутская праздничная посуда и утварь предназначены для обслуживания Ысыаха. Исторические предания и мифология якутов появление Ысыаха связывали с именем их легендарного родоначальника Эллэя, одинокого, не знавшего родителей, предприимчивого мастера на все руки. Эллэй, говорится в преданиях и мифах, первый устроил ысыах и установил религиозный культ в часть»светлых божеств», первый изобрел кумыс и посуду для него, так же, как первый построил урусу, заменил костяное оружие деревянным, изобрел дымокур.
Практическая часть

Работа над практической частью проекта по ознакомлению с народным творчеством Якутии на примере чорона началось с просмотра презентаций, иллюстраций и рассматриванием самого чорона.
Потом я рассказала ребятам, что форма чарона напоминает силуэт танцующего стерха, эта птица служит символом красоты и грации. Чорон состоит из: горло с венчиком, плечо, тулово и поддон, что мастер, изготавливая чорон из берёзы, пользуется топором (заготавливали чурку, делали внешнюю грубую обрубку), а затем работали теслом. Орнаменты наносили стамеской прямой и полукруглой формы, ножом со скошенным лезвием, буравчиком — шильцем.
Чорон был любимым и обязательным предметом в повседневной жизни каждого саха и особенно использовался в обрядовых церемониях и празднествах. Чорон с кумысом подносили молодым на свадьбе, с чороном встречали гостей.
Родители помогали подбирать необходимый материал для знакомства с народным творчеством народа саха.
Дома вместе с родителями сочиняли стихи, загадки, сказки о чороне.
Вместе с ребятами мы лепили, рисовали чорон, делали аппликацию.

На итоговом этапе мы, оформили выставку «Мир чоронов».

Результат

Мы познакомились с историей чорона, его предназначением, узнали о технологии изготовления чоронов, чем пользовались мастера. Узнали, что чароны делятся на два вида. Так же узнали виды орнаментов, которыми украшают чороны, что означают ярусы (пояса), нанесенные на чорон.

Продуктом, оформление выставки «Мир чоронов».

Заключение
В ходе исследования изучения народного искусства народа саха на примере Чорона, мы получили следующие результаты:
• Выяснили, что главным материалом для изготовления посуды у якутов считается береза, так как она мягкая, ее легко резать и можно наносить тонкий рисунок. Береза считается «барыней-деревом»;
• Узнали, что для производства посуды и прочей домашней утвари якуты пользовались простыми, но довольно разнообразными орудиями, такими как: топор, нож с выгнутым концом, скобель;
• Процесс создания посуды был полностью ручным;
• Центральное место среди деревянной утвари занимает чорон;
• Чорон происходит от слова чорой, чорот, означающего: держать торчмя, заострять, вытягивать, напрягать;
• Выяснили, что для каждой части чорона существовала определенная группа орнаментов: у края венчиков гребенчатый и зубчатый в виде треугольников и ромбов; на центральных поясах – «ячейка сети», «позвонок-узор», «палец-узор»; по венчику шел гребенчатый в свободном сочетании с названными узорами; основание ножки разделялось на секторы, заполненные ромбиками, точками, зигзагами;
• Определили, что чороны представляют собой исключительное достояние материальной культуры якутов.

Литература:

• Л.С.Захарова «Золотые руки» пособие для учителя – Якутск: Нац. Кн. Изд-во «Бичик», 1993г стр.28-31.
• К.Ю.Соловьева «Традиционные промыслы и ремесла народов Севера» — «Издательство «Дрофа» Санкт – Петербург» 2004г.
• В.А.Кисель «Якутские чороны и их происхождение» — Этногр. Обозрение, 2003г №6.
• Н.Алексеев «Древняя Якутия: железный век и эпоха средневековья» -ИИАиЭ СО РАН, Новосибирск, 1996г.
• И.А.Потапов «Якутская народная резьба по дереву»-Якутск: Якутское книжное издательство, 1972г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector