Профессиональное развитие педагога ДОУ на основе индивидуального образовательного маршрута

Автор: Перминова Валентина Ивановна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад № 60 компенсирующего вида»

Населенный пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми

Тема: Профессиональное развитие педагога ДОУ на основе индивидуального образовательного маршрута

Опубликовано: 01.12.2016 23:32

Получить свидетельство      Скачать материал


Профессиональное развитие педагога ДОУ
в современных условиях на основе индивидуального образовательного маршрута
Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования. Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности, усложнение возложенных Законом РФ «Об образовании» функций ДОУ в новых экономических условиях, повлекли за собой значительные преобразования организации управления, усложнили обязанности педагога, потребовали совершенствования управленческой системы. Сегодня педагогические работники дошкольных учреждений призваны решать сложные задачи перестройки системы дошкольного образования
Современные условия ставят перед педагогическими и руководящими кадрами новые требования, меняется взгляд на педагогическую деятельность, реальный образовательный процесс. В этих условиях особое значение приобретает личностно-профессиональное развитие педагогических кадров дошкольных учреждений как одного из главных ресурсов обеспечения и развития качества дошкольного образования. В настоящее время педагог дошкольного учреждения должен уметь мыслить и действовать сообразно новым нормам профессиональной педагогической деятельности: обладать способностью к концептуальному мышлению; гуманистическими, ценностными, мировоззренческими установками; рефлексивно–аналитическими, креативными, проектно–технологическими, организаторскими, коммуникативными, исследовательскими способностями. Это актуализирует необходимость первоочередного решения задач формирования новой профессиональной компетентности педагогов в ситуации все возрастающих требований семьи, общества и государства к качеству дошкольного образования.
Равный доступ к возможностям образования, обучение, ориентированное на целостное развитие ребенка, деятельностный подход в обучении, инклюзия, активное привлечение семьи и социального окружения в образовательный процесс, создание безопасной развивающей среды для образования – вот ключевые принципы современного образования. Реализация данных принципов требует пересмотра ключевых компетенций тех специалистов, которые сегодня осуществляют обучение и воспитание детей.
В Федеральном Законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 48) закреплены обязанности и ответственность педагогических работников [1]:
• осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
• применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
• систематически повышать свой профессиональный уровень;
• развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
• учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
В современных условиях перехода к федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) дошкольного образования меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетенции. Сегодня востребован педагог творческий, умеющий мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника, стремящийся к постоянному саморазвитию и профессиональному росту.
Обновление образования сегодня требует от педагогов широкого кругозора в области дошкольного образования, уверенного знания современных образовательных программ и технологий, развития дидактических умений, технологической культуры, рефлексивных и прогностических способностей.
Лишь педагоги, достигшие определенного уровня развития профессиональной компетентности, могут осознанно и активно включиться в инновационный поиск, в экспериментальную, научно-исследовательскую деятельность по освоению и введению новшеств в практику.
Анализ разных точек зрения по данной проблеме позволяет сформулировать существенные признаки понятия «профессиональная компетентность» педагогического работника дошкольного образовательного учреждения. Это готовность к выполнению разнообразных педагогических функций; профессионально значимые знания, умения; личностные качества, обеспечивающие эффективность педагогической деятельности.
Профессиональное развитие педагогов будет проходить наиболее эффективно, если мы научимся грамотно оценивать профессиональную компетентность, учитывать мотивационную и личностную готовность каждого педагога в современной образовательной ситуации.
Процедура измерения уровня профессионального развития заключена в следующем: выделение объекта изучения, определение структурных компонентов профессиональной компетентности педагогов, выявление показателей определения уровней, подбор или разработка диагностического инструментария, измерение, обработка и оценка его результатов, принятие решений для разработки индивидуального маршрута развития каждого педагога и педагогического коллектива в целом.
В целом «профессиональное развитие» рассматривается как категория динамичная, основанная на мотивационной сфере и образовательных потребностях педагогов. Сегодня необходимо управлять формированием мотивационной, содержательной и технологической готовности педагога.
Чтобы правильно определить перспективу дальнейшего роста педагогического работника, направления повышения его педагогического мастерства и выстроить траекторию движения профессионального развития педагога, необходимо определить пути оптимизации образовательного процесса и способы наращивания профессиональной компетентности, совершенствования умений педагога. Таким направлением может стать система методической работы, организованная в образовательном учреждении с учетом профессионально-личностных качеств педагогов, содействующая становлению их индивидуального стиля педагогической деятельности на основе педагогической диагностики.
Одним из средств индивидуализации профессионального развития педагогов ДОУ является индивидуальная карта, которая становится своеобразным индивидуальным образовательным маршрутом (ИОМ) и может занять важное место в портфолио педагогов, являясь средством самообразования, стержнем и вектором образовательной траектории, основанная на их мотивационной сфере и образовательных потребностях
Целью и соответственно результатом реализации ИОМ любого типа является развитие профессиональной компетентности педагога. В соответствии с выявленными профессиональными затруднениями могут быть такие типы маршрутов: «Исследовательская деятельность», «Проектная деятельность», «Вхождение в профессиональную деятельность», «Профессиональные достижения» и др.  
Сроки реализации маршрута могут варьироваться от одного года до пяти лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации в образовательном учреждении и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретных образовательных линий).
При проектировании ИОМ педагогам оказывается консультативная помощь и предоставляется информация о возможностях методической работы в ОУ и возможностях обучения и развития профессиональной компетентности вне ОУ (курсовая подготовка в системе повышения квалификации, городские методические сообщества, открытые мероприятия, форумы, фестивали и т. п.). Характерными чертами ИОМ является то, что в нем полнее отражаются личные образовательные потребности педагога, большее место отводится самообразованию и развитию профессиональной компетентности.
Согласно обозначенным направлениям деятельности и типу ИОМ, определяются содержание, формы, методы работы педагога по его профессиональному развитию на текущий учебный год.
В маршруте педагог может сформулировать:
• цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с планом образовательного учреждения и его основной образовательной программой;  развитием воспитанников.
• профессиональные умения, которые необходимо развить или сформировать;
• средства (модели, механизмы) решения поставленных целей и задач.
Практическая значимость индивидуального образовательного маршрута заключается в систематизации деятельности педагога, профессиональном росте «на рабочем месте», использовании внешних (существующих в педагогическом коллективе) и внутренних стимулирующих факторов. Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:
• диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога;
• составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута;
• реализацию маршрута;
• рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.
Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута:
1 этап. Диагностика, оценка и самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; профессиональная компетентность: умение ставить цели, определять задачи педагогической деятельности, осуществлять отбор адекватного содержания образования и средств его реализации, осуществлять контроль и оценку полученных результатов). На этом этапе происходит самоопределение педагога на основе данных диагностического исследования. Заполняя п.3.1. индивидуальной карты, педагогу дается следующая инструкция:
• проранжировать индивидуальную значимость (графа 2) и степень удовлетворенности каждым стимулирующим фактором (графа 3): 7 — максимальный балл, 1 — минимальный.
• определить резерв стимулирования: для этого необходимо из показателей графы 2 вычесть показатели графы 3 и получившуюся разницу занести в графу 4.
Если получившееся число находится в пределах от – 1 до 1, это означает, что руководство правильно оценивает значимость данного фактора и достаточно часто использует его для стимулирования профессионального роста педагога.
Если резерв отрицательный (от -2 до -6), то значение данного фактора руководством ДОУ переоценено: значимость его на много ниже, чем частота использования администрацией.
Если резерв стимулирования положительный (от 2 до 6), это означает, что действие фактора недооценено администрацией, что важный для педагога фактор редко используется руководством.
Таким образом, полученные результаты имеют важное значение не только для самого педагога, но и являются информацией для руководства по разработке индивидуальной системы рекомендаций по мотивированию профессионального роста каждого педагога.
2 этап. Составление маршрута профессионального развития, включающего в себя образовательные линии. Педагог прописывает возможности курсовой подготовки, собственные приоритеты и ценности, затруднения в образовательной деятельности и пути их решения.
3 этап. Для реализации индивидуального образовательного маршрута создается открытое образовательное пространство, где осуществляется профессиональное взаимодействие, рефлексия и коррекция собственной деятельности. Показателями открытого образовательного пространства являются:
• многообразие и вариативность образовательных предложений (форм методической поддержки, содержания образования, педагогических технологий и т.д.);
• возможности реализации образовательных предложений в качестве ресурсов для построения индивидуального образовательного маршрута.
4 этап. Рефлексивный анализ реализации индивидуального образовательного маршрута, представление результатов: как разработанных материалов, так и сформированных личностно-профессиональных компетентностей. Рефлексивный анализ целесообразно проводить два раза в год, предусматривая своевременную коррекцию. Предметом рефлексии становится деятельность педагога по реализации индивидуального образовательного маршрута. В графах, отражающих результативность реализации ИОМ за текущий год, фиксируются:
• достижения педагога по каждому из направлений деятельности в виде конкретного педагогического продукта (сценария праздника, пакета педагогических диагностик, методических рекомендаций, консультаций, статей, разработок занятий и др.)
• субъективное отношение к достигнутым результатам (рефлексия процесса достижения и достигнутого результата по каждому из направлений деятельности в виде эссе или самоанализа, творческого отчета, самопрезентации);
• формы презентации полученных достижений, в т. ч. планируемые, с указанием места и времени презентации.
В современных условиях компетентность педагога в сфере профессионального самообразования основана на умениях определять сферу профессиональных интересов; выявлять проблемы и затруднения в профессиональной деятельности и определять способы их решения, т.е. проектировать свой ИОМ.
В целом, ИОМ педагога представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития.

Индивидуальная карта профессионального
и личностного развития педагога

1. Раздел «Визитная карточка педагога»
1.1. Ф.И.О. педагога _______________________________________________
1.2. Дата рождения _________________________________________________
1.3. Должность ____________________________________________________
1.4. Образование (учебное заведение, год окончания, специальность, квалификация) _________________________________________________________
_________________________________________________________________
1.5. Стаж педагогической работы _____________________________________
1.6. Стаж работы в данном учреждении ________________________________
1.7. Категория ______________________________________________________

2. Раздел «Документы»
2.1. Повышение квалификации:
Дата
прохождения
Название курсов повышения квалификации
Количество часов
Полученный документ

2.2. Аттестация:
Дата прохождения
Присвоенная категория
Срок действия

2.3. Сертифицированные документы педагога:
Название документа
Содержание
Дата выдачи

3.Раздел «Профессиональное самосовершенствование, оценка и самооценка своего профессионализма»

3.1. Стимулирующие факторы профессионального роста:
Стимулирующие факторы профессионального роста
Значимость
мотива
Удовлетворенность наличием мотивирующего фактора в ДОУ
Резерв стимулирования
Материальное стимулирование

Достижение успехов в работе

Обучение на курсах, стажировка

Предоставление права на профессиональное творчество

Участие в методической работе ДОУ

Участие в работе профессиональных объединений на уровне города

Работа в команде, исследовательская деятельность

3.2. Профессиональные затруднения:
Элементы педагогической деятельности
Степень затруднений

Очень трудно
Трудно
Средняя степень
Почти не трудно
Не трудно
Проектирование образовательного процесса, составление циклограмм

Использование современных образовательных программ, методик, технологий

Реализация парциальных программ коррекционно-развивающего обучения

Использование разнообразных форм и методов работы в процессе образовательной деятельности

Сочетание групповой
и индивидуальной работы с воспитанниками

Взаимодействие с семьями воспитанников

Сотрудничество с узкими специалистами ДОУ

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Создание оптимальной предметно-развивающей среды в группе

Проведение мониторинга освоения образовательной программы

3.3. Основные направления деятельности:
На текущий учебный год

На 3 года

На 5 лет

3.4. План корректирующих действий и мероприятий:
Направление
Содержание
деятельности
Срок
Отметка о выполнении
Планирование образовательной деятельности с учетом направленности реализуемой образовательной программы, возрастных особенностей воспитанников

Изучение новых образовательных технологий дошкольного образования

Интеграция комплексных и парциальных образовательных программ, практическое применение

Реализация эффективных педагогических форм, методов и приемов в образовательном процессе

Планирование различных видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

Использование эффективных форм взаимодействия с семьей

Взаимодействие с коллегами в ДОУ и сотрудничество с учреждениями на уровне города

Разработка индивидуальных программ сопровождения детей с ОВЗ

Проектная деятельность по созданию предметно-развивающей среды с учетом направленности реализуемой образовательной программы, возрастных особенностей воспитанников

Опытно-экспериментальная деятельность по разработке диагностического инструментария для проведения мониторинга

4. Раздел «Методическая деятельность педагога»

4.1. Изучение передового опыта:
Учебный год
Подбор, изучение, анализ литературы
Результат (апробация, внедрение)

4.2. Работа по самообразованию
Учебный год
Тема работы
Результат (методический продукт, презентация, творческий отчет)

4.3. Участие в методической работе ДОУ:

Учебный год
Дата
Тема мероприятия
Форма участия

4.4. Участие в методической работе на муниципальном, региональном, федеральном уровнях:
Учебный год
Дата
Тема мероприятия
Форма участия

4.5. Участие в профессиональных конкурсах:
Учебный год
Название конкурса
Результат
Участие в профессиональных конкурсах ДОУ

Участие в муниципальных профессиональных конкурсах

Участие в региональных, всероссийских профессиональных конкурсах

4.6. Наличие публикаций по проблеме обучения, воспитания, развития детей:
Год
опубликования
Тема публикации
Место издания

4.7. Участие в экспериментальной деятельности:
Учебный год
Тема экспериментальной работы
Результат

5. Раздел «Результаты деятельности»

5.1. Прогнозирование результатов работы:

Направления деятельности
На учебный год
На 3 года
На 5 лет
По оснащению развивающей среды

По работе с детьми

По взаимодействию с семьей

По сотрудничеству с коллегами

.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector