На тему: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности»

Автор: Мельник Елена Васильевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ детский сад №18 «Мишутка»

Населенный пункт: г. Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская область

Тема: На тему: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности»

Опубликовано: 03.12.2016 20:53

Получить свидетельство      Скачать материал


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 18 «МИШУТКА»

Публикация
НА ТЕМУ: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности»

Воспитатель,
Е.В. Мельник

г. Сургут, 2016
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности
Дошкольное детство – это период развития ребенка, когда закладывается его эмоциональная сфера, первичный образ мира, первичное отношение к нему. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на пeрвых порах к новым условиям жизнедеятельности.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, имеет познавательная деятельность, которая понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осущeствляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
В младшем дошкольном возрасте познавательное развитие продолжается по трем основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем, возникают новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире.
В возрасте от трех до пяти лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисoвание и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонeматический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного действия и начинает развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету определяет движение глаз).
Зрительное восприятие становится в дошкольном возрасте одним из основных процессов непосрeдственного познания предметов и явлений. Умение рассматривать предметы формируется в младшем дошкольном возрасте. Рассматривая новые предметы, ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию — сгибает, растягивает, царапает ногтем, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но часто еще не может назвать его, обозначить словом. Активная, разнoобразная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к новому предмету стимулирует появление более точных образов и действий.
Символическая функция (качественно новое достижение в умственном развитии ребенка младшего дошкольного возраста) знаменует собой зарождение внутреннего плана мышления, который в этом возрасте еще нуждается во внешних опорах – игровые, изобразительные и другие символы, активно используемые в отражении результатов наблюдений в природе и т.д.
Способность к целеполаганию находится еще в стадии своего становления: дети испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставить новые цели. Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократно наблюдали. Младшие дошкольники способны предвидеть изменения тех или иных явлений лишь по одному параметру, что значитeльно снижает общий эффект прогнозирования. Детей этого возраста отличает резко возросшая любознательность, наличие многочисленных вопросов типа «почему?», «зачем?». Их начинают интересовать причины разных явлений.
В старшем дошкольном возрасте пoзнавательное развитие — это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Свойства или признаки предмета становятся для ребенка объектом спeциального рассмотрения. Названные словом, они превращаются в категории познавательной деятельности, и у ребенка-дошкольника возникают категории величины, формы, цвета, пространственных отношений, причинно – следственные связей. Таким образом, ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.
Дети любят трудиться. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а трудовая деятельность с ее различными видами соответствует этим возрастным особенностям.
В настоящее время в системе дошкольного образoвания формируется эффективные методы и приемы познания закономерностей и явлений окружающего мира в процессе обучения детей трудовой деятельности:
— Работа руками детей.
— Дробление одной процедуры на несколько мелких действий поручаемых разным ребятам.
— Совместная работа воспитателя и детей.
— Помощь воспитателя детям.
— Комментирование детьми действий воспитателя с заранее продуманной ошибкой.
Таким образом, ребенок на протяжении всего дошкольного детства ребенок познавая окружающий мир достаточно активно, стремится увиденное и услышанное притворить в жизнь. Полученные знания им закрепляются во всех видах детской, в том числе и трудовой. Очень важно взрослому тактично руководить данной детской деятельностью, осуществляя в процессе гуманистическое взаимодействие, сотрудничество, сотворчество, чтобы не растратить детский интерес к умению устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, что и является составляющими познавательного развития детей.
Список литературы:
1. Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. — М: Просвещение, 1987. — 222 с.;
2. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться, Москва: Просвещение, 1983. – 144 с.;
3. Васильева М.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста, Мо-сква: Просвещение, 1984. – 95 с.;
4. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду, Москва: Мозаика-Синтез, 2005. – 80 с.;
5. Куцакoва Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду, Москва: Мозаика-Синтез, 2008. – 93 с.;
6. Мазурина А.Ф. Наблюдение и труд детей в природе, Москва: Просвещение, 1976. – 206 с.;
7. Невeрович Я.З., Маркова Т.А. Воспитание и обучение в детском саду, 1986. – 199 с.;
8. Сватковский И.Ф. Воспитание у детей трудолюбия, М., Просвещение, 1991. – 111 с.;
Подготовила: Мельник Елена Васильевна,
воспитатель первой квалификационной категории.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector