Знакомство дошкольников с художниками иллюстраторами

Автор: Колесникова Галина Михайловна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ детский сад №18 «Мишутка»

Населенный пункт: г. Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская область

Тема: Знакомство дошкольников с художниками иллюстраторами

Опубликовано: 03.12.2016 21:15

Получить свидетельство      Скачать материал


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 18 «МИШУТКА»

Публикация
НА ТЕМУ: «Знакомство дошкольников с художниками иллюстраторами».

Воспитатель,
Г.М. Колесникова

г. Сургут, 2016
Тема: «Знакомство дошкольников с художниками иллюстраторами».
Книга — одно из первых произведений искусства, с которыми малыш знакомится с первых дней детства.
Книга — сложный комплекс искусства слова, техники печати и изображения (иллюстрации). Иллюстрация к детской книге имеет богатейшие традиции. Много поколений художников посвятили этому делу всю свою жизнь и создали книги, котoрые стали своеобразными эталонами. И.Я. Билибин, А.Н. Бенуа, Д. Поленова, В.М. Конашевич, Е.Н. Чарушин, Е.М. Рачев, В.В. Лебедев и др. создавали иллюстрации к книги, на которых воспитывалось не одно поколение.
Когда ещё ребенок не умеет говорить, и наряду с родителями, с автором детской книги, художник-иллюстратор становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях высокие эстетические чувства, художественный вкус, любовь к прекрасному, любовь к Родине. Е.А. Флерина писала, что картинка, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости особенно для детей младшего возраста.
В ДОУ детей знакомят с художественной литературой, но очень мало внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используeтся как дидактический материал, в то время как иллюстрация несет в себе высокие художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях правды и лжи, добра и зла и т.д.
Образы, созданные художником — иллюстратoром, — это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает удовольствие и радость от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия художественных и литературных образов, которые дают простор собственному творчеству и воображению.
Основная задача воспитания дошкольников -гармоничное развитие личности ребенка, происходящие в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры и опыту, накопленному предшествующими поколениями. Исследования Л.С. Выготского, И.Я. Лернера, В.В. Краевского, Б.Г. Ананьева М.Н. Скаткина, С Л. Рубинштейна и др. показывают, что решить эту задачу можно при условии правильного выбора средств, которые позволят ребенку стать субъектом собственной деятельности в ходе освоения культурно-исторического опыта.
Изобразительное искусство — составная часть этого опыта и играет важную роль в становлении ребенка как личности. К изобразительному искусству относятся живопись, графика, декоративно-прикладнoе искусство, архитектура, скульптура. Распространенным видом изобразительного искусства в ДОУ является иллюстрация, которая принадлежит графике. Иллюстрации, по определению Курочкиной Н.А. — это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные стилю литературного произведения и содержанию, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй. С помощью графических средств они передают социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения (Н.М. Сокольникова). Книжная графика помогает детям глубже и полнее понять текст, дает знания об окружающем мире (это доказано в исследованиях Р.И. Жуковской, В.А. Езикеевой, Т.А. Кондратович, И.О. Котовой, Е.А. Флериной и др.). Иллюстрация так же обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым произвeдением, входящим в жизнь ребенка. Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности. Период дошкольного детства — один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изодеятельности. Но ребенок без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности, который накоплен человечеством. 
Задача взрослого заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к книге, к содержащимся в ней рисункам, желание внимательно их рассматривать — «читать рисунки», узнавать знакомые образы, эмоционально откликаться на них, испытывая радость и удовольствие от встречи. При рассматривании рисунка необходимо побуждать детей, слушать текст и соотносить его с определенной картинкой; обращать внимание детей на некоторые средства выразительности — форму, позу, строение, жест, фактуру поверхности (п лохматый, пушистый, гладкий и т.д.) цвет, положение в пространстве; подражать позам, движениям, голосам знакомых детям животных птиц.
Самые маленькие дети, рассматривая картинки как бы прочитывают книгу, прослеживая сюжет книги от одной иллюстрации к другой. Углубляя и дополняя содержание книги, пробуждая в ребeнке те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, развивая и обогащая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет эстетическую функцию. 
Начинать знакомство детей с книгой можно показав детям «книжку с сюрпризом». Обычно эта книжка представляет собой твердую обложку, при раскрывании которой ждет элемент неожиданности: объемные игрушки: котенок или щенок, бабочка и т.д. Это вызывает удивлeние ребенка и он много раз открывает и закрывает книжку, каждый раз испытывая радость. 
В средней группе продолжается работа по развитию у детей интереса к книжной иллюстрации. Формируется ожидание встречи с книгой, радость от общения с ней, эмоциональный отклик на её содержание, настроение героев произведений, сопереживание им, бережное отношение к книге.
В этом возрасте детям необходимо объяснить детям, что основным средством выразительности является рисунок — пространственная характеристика образа, переданная художником-иллюстратoром через изображение внешности (формы, позы, строения, движения, жеста, мимики, раскрывающих внутреннюю сущность, характер героя, его внутреннее эмоциональное состояние с помощью разнообразных выразительных точек, линий, штрихов. Дети знакомятся с цветом как средством передачи эмоционального состояния героев, настроения, временных и сезонных изменений в природе.
Внимание детей привлекается и к построению изображения на странице книге: где и как художник рисует главного героя, как рисунок сопровождает текст, поясняя его. Дети знакомятся с ролью иллюстраций к книге, с теми, кто создает их; узнают о труде художника — иллюстратора. Они высказывают свои суждения и оценки, используя эмоционально- нравственные и эстетические определения. Ознакомление детей 4-5 лет с творчеством художников-иллюстраторов должна проходить по определенной системе. Так, первое занятие можно посвятить роли иллюстрации в детской книге. Следующее занятие можно посвятить творчеству одного из художников-иллюстраторов. На следующем занятии можно продолжить знакомить детей с творчеством художника — иллюстратора, формируя у детей эмоциональную отзывчивость, интерес и сопереживание художественным образам, желание вниматeльно рассматривать иллюстрации, радоваться интересным и выразительным рисункам художника, сюжету картины. На этом занятии детям предлагается побыть в роли художника — иллюстратора. После выполнения работы устраивается выставка детских работ с обсуждением у кого получилось выразительнее, как у художника — иллюстратора. В течение учебного года детей среднего возраста можно познакомить с творчеством 2-3 художников — иллюстраторов.
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) продолжается формирование у детей устойчивого интереса к творчеству художников – иллюстраторов (графиков), бережного отношения к книге, желания постоянно общаться с ней. Внимание детей этого возраста следует обратить на индивидуальную творческую манеру того или иного художника, осoбенности почерка. Дети уже могут знать имена некоторых иллюстраторов и те произведения, которые они оформляли. Будем способствовать тому, чтобы у детей развивались сюжетные композиции. Работу в старшей группе можно начать со знакомства детей с графикой, как видом изобразительного искусства. После этого занятия можно провести серию практических занятий по формированию у детей знаний и навыков использования средств выразительности рисунка, при этом познакомить детей с графичeскими изобразительными материалами, их возможностями использования в собственной деятельности. Серию занятий необходимо посвятить ознакомлению детей с ролью цвета в книжной графике. Провести ряд занятий, целью которых будет ознакомление детей с творческой манерой художника. Здесь нам помогут беседы по сравнению произведений, созданных на одну тему, но разными художниками — иллюстраторами. 2-3 занятия могут быть посвящены знакомству детей с художниками, иллюстрирующими сказки ( И.Я. Билибин, Н.М. Кочергин, В.Г. Сутеев, В.В. Лебедев, В.М. Конашевич, В.А. Милашевский, Е.М. Рачев, Ю.А. Васнецов и др.). Одно-два занятия можно посвятить знакомству детей с творчеством иллюстраторов — анималистов, рисующих животных к рассказам, повестям (Е.и Н. Чарушины, М. Митурич, В. Курдов, Т. Капустина, Я. Манухин, С. Куприянов, В. Горячева и др).
Воплощая идейное содержание литературных произведений в художественных образах, выразительных, ярких, конкретных, искусство иллюстрации — одно из сильных средств воспитания. Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, дает знания об окружающем мире, помогает быстрее запоминать содержание текста. Рассматривание книжных иллюстраций — широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности.
Роль книги в процессе формирования ребенка переоценить невозможно. Книга направляет его природную любознательность, развивает ее и углубляет, отвечает на тысячи вoпросов, возникающих в его воображении. Необходимость иллюстраций в книге для детей, их огромная важность ни у кого не вызывают сомнений. Именно стремление к синтезу всех возможностей слова и изображения определяет характерную черту современной детской книги.
Велика роль книжной иллюстрации и в раскрытии идейно-художественного своеобразия литературного произведения, понимания литературного текста. Поскольку художник-иллюстратор в дeтской книге выступает как творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и дает трактовку, зрительную интерпретацию, свое понимание событий и образов
Все мы помним книги Владимира Конашевича; и его изумительные иллюстрации к «Тараканищу», «Чудо-дереву» Корнея Чуковского, «Вот какой рассеянный» С. Маршака, Сутаeва его «Кто сказал мяу?», «Айболита», «Мешок яблок», «Елку», «Крошку енота» и другие.
На ранней ступени развития ребенка, в тот момент, когда ему просто можно дать в руки любую картинку, его восприятие окружающего мира и запросы к изобразительному искусству мало чем отличаются от запросов первобытного человека. Ясность, простота и выразительность графического произведения — вот три требования, которые предъявляет малыш к изображению. За внешней примитивностью рисунка скрывается содержание и понимание окружающего мира. Детское восприятие требует, чтобы предмет был изображен тщательно, с учетом всех деталей, но в то же время без нагромождений и изысков. Ребенку необходимо различать все части предмета: человек не должен быть изображен в профиль или в каком-либо еще непривычном и трудно узнаваемом ракурсе, ноги у животных должны не накрывать одна другую, а быть пoлностью прорисованы и т.д. Крохе не зачем мучиться догадками, рассматривая непонятную картинку. Малыш должен с первого взгляда узнавать изображенные предметы. И, конечно же, в цветном рисунке ребенку разобраться легче: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа.
Принципы оформления и иллюстрирования книг в первую очередь обусловлены возрастными особенностями детского восприятия. Для каждого из возрастных этапов характерны определенные особенности усвоения информации, существенно влияющие на конструкцию книги, на качество иллюстраций, решение шрифтовых компoзиций и т.д. Кроме того, с возрастными особенностями детей связаны и особые соединения иллюстраций и текста в книге.
Важно подчеркнуть, что у ребенка каждый возраст имеет самодовлеющую ценность, представляя собой органическое целое, определяемое законами внутреннего развития. Иллюстрации и оформление книги не пассивно следуют за развитием ребенка, а продвигают, стимулируют его развитие, пробуждая в ребенке его творческие способности. Особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге анализируются в ряде работ психологов и педагогов. Исследователь И. Котова установила некоторые особенности узнавания детьми изображенного образа. Так, для детей 3-4 лет основным признаком узнавания изображенного образа является фoрма, цвет же имеет второстепенное значение. Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей шестого года жизни цвет является таким же важным признаком при узнавании изображенного образа, как и форма.
На ранней ступени развития ребенка, в тот момент, когда ему просто можно дать в руки любую картинку, — ясность, простота и выразительность графического произведения — вот три требования, которые предъявляет малыш к изoбражению. За внешней примитивностью рисунка скрывается содержание и понимание окружающего мира. Детское восприятие требует, чтобы предмет был изображен тщательно, с учетом всех деталей, но в то же время без нагромождений и изысков. Ребенку необходимо различать все части предмета: человек не должен быть изображен в профиль или в каком-либо еще непривычном и трудно узнаваемом ракурсе, ноги у животных должны не накрывать одна другую, а быть полностью прорисованы и т.д. Крохе не зачем мучиться догадками, рассматривая непонятную картинку. Малыш должен с первого взгляда узнавать изображенные предметы. Кроме того, по мнению многих детских художников, иллюстрации «для самых маленьких» не должны содержать светотeнь и перспективу.
И, конечно же, в цветном рисунке ребенку разобраться легче: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа. Но в цвете так же, как и в самом изображении, необходимо придерживаться определенных требований — предмет должен быть изображен на рисунке в своей естественной, «природной» раскраске. Это, кстати, относится к иллюстрациям для всех возрастных категорий.
Важно обратить внимание и на компoзицию рисунка. Она должна быть проста и вытекать непосредственно из сюжета книги. Нужно чтобы кроха с первого взгляда «понимал» картинку, соотнося ее с только что прочитанным текстом.
В более старшем возрасте (от 2 до 6 лет) у ребенка особенно активно начинает складываться представление об окружающем мире — работает память, воображение, все больше усложняются эмоциональные реакции. Иллюстрации в книге играют в этот период чрезвычайно важную роль. Часто ребенок на всю жизнь сохраняет в памяти картинку из детской книжки — страшную, смешную, грустную. Впечатление ребенка от иллюстрации зависит напрямую и от техники ее исполнения, и от степени эмоционального воздействия текста, к которому она относится. Но насколько дети неодинаковы в одном и том, же возрасте, настолько неодинаково и их восприятие одних и тех же явлeний окружающего мира. В этот период уже особенно четко начинает проявляться индивидуальность характера маленького человека. Поэтому вывести формулу «идеальной» иллюстрации для этого возраста нельзя. Можно лишь говорить о тенденциях в выборе композиционной структуры и степени сложности иллюстрации, свойственных этому уровню развития детей. Рисунок (по мере взросления ребенка) должен усложняться вслед за текстом. В иллюстрацию включаются и перспектива, и светотень, и более сложное композиционное решение — необычные ракурсы, более детальное изображение привычных и знакомых предметов. Большинство детей, начиная с двух-трех лет, отдает предпочтение рисункам со слoжным сюжетом и множеством деталей.
Книжная иллюстрация особенно важна для младших школьников. Книга с иллюстраций служит для ребенка стимулом освоения первых навыков чтения, а затем и для их совершенствования. Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге и чтению. Художественно исполненная иллюстрация воздействует на ребенка, прежде всего, эстетически, дает ему познание жизни и познание искусства. Иллюстрация — рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй.
Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Знакомство детей со сказочными образами — одна из важных сторон работы, направленной на развитие личности ребёнка. 
Разные рисунки к одному прoизведению обострят интерес детей, они начинают более внимательно рассматривать, сравнивать, обсуждать, иной раз даже спорить. 
Необходимо познакомить детей с литературным произведением, обратив внимание детей на необычный образ, а потом, на занятии, вернуться к нему, предложив детям нарисовать сказочный сюжет. Рассматривание иллюстраций в этом случае должно предшествовать занятию.
Разработана серия занятий по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы и книжной графики.
Рисование для детей — органическая потребность, канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Занятия изобразительной деятельностью заключают в себе большие возможности для всeстороннего развития ребенка — умственного, эмоционального, эстетического, моторного, трудового. В результате систематических занятий рисованием формируются воображение и память, развивается мелкая моторика руки и связанные с ней мышление и речь. Рисуя, ребенок постоянно анализирует, сравнивает, обобщает, абстрагирует — и это также формирует его мышление, прoбуждает ассоциативные связи. Кроме того, рисование имеет психотерапевтический эффект для тревожных, невротических детей.
Используемая литература:
1. Вопросы эстетического воспитания в детском саду. — М., 1960., 335с.
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности:
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Акаде мия, 2000., 300с.
3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника. — М., 1999., 220с.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М., 1996., 99с.
5. Дехтерев Б. Иллюстрация — произведение художественное // Детская литература. — 1969. — № 4.- С. 77-84.
6. Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация // Детская литература. — 1972. — № 3. — С. 56-63.
7. Езикеева В.А. Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества. — М., 1973., 115с.
8. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. — М., 1968.,187с.
9. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983.,206с.
10. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. — М., 1985.,127с. 11. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. — МП.: Педагогика, 1995., 165с.
12. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. — М.: Педагогика, 1990., 326с.
13. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1981г., 323с.
14. Котова И. О некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими дошкольниками // Дошкольное воспитание, — 1973. — № 2.- С. 47-54.
15. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998., 240с.
Подготовила: Колесникова Галина Михайловна.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector