ННОД » Обычаи и традиции города Казани»

Автор: Бегма Зухра Саматовна

Должность: Воспитатель первой квалификационной категории

Соавтор: Патракова Людмила Алексеевна

Должность: Воспитатель высшей квалификационной категории

Учреждение: МБДОУ детский сад » Звёздочка»

Населенный пункт: пгт Звёздный, Пермский край

Тема: ННОД » Обычаи и традиции города Казани»

Опубликовано: 05.12.2016 13:02

Получить свидетельство      Скачать материал


Обычаи и традициигорода Казани.


Цель: Ознакомление детей с особенностями татарской национальной культуры.

Задачи:

Обучающие:
1. Познакомить детей с культурой татарского народа.
2. Познакомить с татарским национальным костюмом, с разновидностями татарского орнамента и его особенностями; предложить детям создать оригинальный орнамент на сапоге, используя шаблоны.

Развивающие:
1.Развивать активную речь детей, через знакомство с новыми словами, обозначающими татарскую национальную одежду: калфак, тюбитейка, ичиги.
2.Обогащать музыкальный опыт детей, посредством слушания татарских песен.
3.Вызвать интерес к татарским национальным играм, желание использовать их в самостоятельной деятельности.
4.Развивать творческие способности детей, навыки работы с цветом, умение видеть прекрасное.

Воспитательные
1.Воспитывать у детей чувство гражданственности, патриотизма, чувство гордости за свой край.
2.Воспитывать уважение к народным традициям и обычаям татарского народа.

Словарная работа: орнамент, цветочно – растительный орнамент, геометрический, зооморфный.

Развивающая среда: иллюстрации с изображением татарских национальных костюмов, диск с записьютатарской музыки,тюбетейка, блюда: « Чак-чак», «Кыштыли», иллюстрации с изображением достопримечательностей города Казани, кукла в национальной одежде.

Материал: силуэты сапог, шаблоны, простой карандаш, краски, кисти №4, 2, вода.

Ход занятия:
Дети заходят в группу под музыку (песня «Я, ты, он, она – вместе целая страна») и рассказывают стихотворение:
1реб.: Живут в России разные народы с давних пор.
2 реб.: Одним- тайга по нраву, другим- степной простор.
3 реб.: У каждого народа язык свой и наряд.
4 реб.: Один черкеску носит, другой надел халат.
5 реб.: Один- рыбак с рожденья, другой- оленевод.
6 реб.: Один кумыс готовит, другой- готовит мед.
7 реб.: Одним милее осень, другим милей весна.
Вместе: А Родина Россия у нас у всех одна.
Воспитатель1:
-Ребята, о чем это стихотворение?
(Ответы и рассуждения детей.)
-Много народов проживают в России, всем в нашей стране хватит места. Каждый народ уникален и имеет богатую историю. Ребята, а какие национальности проживают в нашем Звёздном?
Дети:
-Русские, мордва, татары, украинцы, удмурты, коми — пермяки и т.д.

Воспитатель1:

— Сегодня мы поговорим о народе, живущем в республике Татарстан, о татарском народе. Столица Татарстана — город Казань. Это большой и красивый город .
(показ фото Казани с описанием).
— А у нас в группе есть представители татарской национальности?
(СафинаМагасумова, Настя Зайногабдинова, Маргарита Кучукова и нашаЗухраСаматовна). 

Воспитатель 2 (ЗухраСаматовна):

-Да, ребята, я тоже по национальности татарка и родилась в городе Казани.
Татары говорят на татарском языке. Послушайте, как звучит татарский язык в татарской песне (слушание песни « Туган Як»).
-Сафина,ты знаешь, как сказать по –татарски «Здравствуйте»?
(«Здравствуйте» на татарском языке звучит как «Исянмисес».)

— Давайте поздороваемся друг с другом на татарском языке. (Здороваются)
-Молодцы. Якши! Якши — значит хорошо. Повторите за мной. (Повторяют)
— Как можно узнать татар?( По речи, одежде, имени, фамилии…).

— Сегодня к нам в гости пришла мама Сафины — Эльвина Ринатовна. Она вас познакомит с обычаями и традициями татарского народа.

Эльвина Ринатовна (мама):
Исянмисес (Здравствуйте, ребята!)

-Я хочу вас познакомить с татарским национальным костюмом.
(Обращает внимание на женский национальный костюм , расположенный в групповом мини – музее).
Любимыми цветами является зеленый, красный, синий, белый. Платье у женщин было неизменно широким, внизу-оборки. Поверх платья одевали жилет- камзол или фартук, сапоги — ичиги. На голове калфак. Все расшито орнаментом. Преобладает растительный орнамент: цветы,тюльпаны, листья,веточки.
-Мужской костюм состоит из рубахи, поверх одевается камзол(длинный мужской жилет), шаровары, сапоги — ичиги. Головным убором мужчины является тюбетейка,одевается на макушку головы. Посмотрите,как красиво она украшена, расшита золотым бисером, бусинами.
Воспитатель 2:

— А наши ребята уже знакомы с татарским головным убором и даже знают игру «Тюбетейка». Поиграем? (Да)

(Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. На ком остаётся тюбетейка после прекращения музыки, тот выходит в круг и танцует татарский танец.)
-Молодцы! Хорошо поиграли. Вам понравилось? (Да).
Воспитатель 2:А какие ещё татарские игры вы знаете?

Дети: «Продавец горшков»(Играют).

Воспитатель 1:Ребята , а я предлагаю поиграть в игру « Шире, шире, шире круг»(Правила игры: Дети становятся в круг . Одному завязывают глаза и ставят в центр круга. Дети, взявшись за руки,читают стихотворение «Шире, шире, шире круг у меня пятьсот подруг. Эта, эта, эта, эта, а любимая -вот эта !Раз, два, три – друга назови». Один из детей встаёт рядом с водящим. С помощью прикосновения ведущий должен узнать, кто стоит с ним рядом. Если не узнаёт, остаётся снова водящим).

Эльвина Ринатовна: Молодцы, ребята ! Сколько татарских игр вы знаете.А мне сейчас надо идти на главный татарский праздник «Сабантуй». Вы слыхали про такой?(Ответы детей).

— «Сабантуй» — самый любимый праздник у татар. Празднуют его под открытым небом, а место праздника украшают шарами, лентами. На «Сабантуй» собирается много народа. Там, наверное ,уже начались различные состязания, соревнования, скачки на лошадях, развернулась большая ярмарка. Я буду торговать сапогами – ичигами (достаёт из мешка силуэты сапог).

-Ой, а сапоги то не украшены!? Что же мне делать? Ведь такие сапоги на ярмарке не продать. (Проблемная ситуация: ответы детей).

Воспитательпо ИЗО:

-Здравствуйте, ребята! У нас в детском саду есть «Чудесная мастерская», в которой мы можем украсить сапоги – ичиги. ( Уходят в мастерскую).

— Мы сегодня познакомимся с татарским народным орнаментом.«Орнамент» обозначает украшение. Сегодня мы создадим свои орнаменты на татарских сапогах.

-Как по-татарски называются сапоги? (Ичиги).

Воспитательпо ИЗО: Татарские мастера элементы орнамента вырезалииз кожи по шаблону и пришивали их к сапогам нитками. У мужчины сапоги были чёрного цвета, у женщин – разноцветные. У татарского народа существует три вида орнамента:

1. «Цветочно – растительный»:

Мотивы побегов, цветов (тюльпаны, пионы, ромашки, фиалки, лотос, трилистник).
Таким видом орнамента украшали концы полотенец, коврики, покрывала, фартуки, платья, обувь (сапожки — ичиги , валенки, туфли), головные татарские уборы (калфак, тюбетейки, платки).

2. «Геометрический»:

Применяется в украшении сельского жилища, ювелирных изделий; геометрические мотивы: линии, зигзаги, волны, ломаные линии, спирали.

3. «Зооморфный»:

Изображение соколов, голубей, уток, коней, бабочек,пчёл; применяется в резьбе по дереву, в вышивках, в ювелирных изделиях.

-Использовался в работе какой цвет?

Дети: Зелёный, желтый, синий, голубой, красный.

— Давайте рассмотрим шаблоны, они лежат на столе.

-Какой вид орнамента получится при использовании шаблонов?

Дети: Цветочно – растительный.

— Правильно, здесь элементы цветов, листьев.

-Давайте рассмотрим образцы татарских ичигов.

— У ичигов есть кайма (широкая, узкая), узор на боковой наружной части сапога, на носочке.

— Давайте попробуем вместе создать орнамент на ичиге (используя шаблоны, выкладываем орнамент,любуемся, на созданный общими усилиями, сапог).

Физкультминутка:
Вы,наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились. Повертелись
И за столы все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать начинаем.
Далее самостоятельная деятельность детей.
В конце работы дети рассказывают об элементах орнамента; почему подобран такой цвет. Все готовы отправить свои украшенные ичиги на ярмарку.
Дети с украшенными ичигами отправляются в группу, где их ждёт Эльвина Ринатовна.
Эльвина Ринатовна:
Спасибо ребята! Вы мне очень помогли и за это я угощаю вас татарскими сладостями. Вот вам к чаю чак -чак и кыштыли (хворост). А мне пора на сабантуй.До свидания!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Звёздочка»

Открытая ННОД в старшей группе в рамках мероприятий
« Встречи с интересными людьми»
«Обычаи и традиции города Казани»

Провели:
Воспитатель первой квалификационной категории
Бегма ЗухраСаматовна.
Воспитатель высшей квалификационной категории
Патракова Людмила Алексеевна.

Пермский край, п. Звёздный, 2016

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector