Семинар для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»

Автор: Родионова Светлана Александровна

Должность: Учитель-логопед

Учреждение: МКОУ «Школа-интернат среднего общего образования»

Населенный пункт: с.Самбург, Пуровский район, ЯНАО, Тюменская область

Тема: Семинар для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»

Опубликовано: 06.12.2016 08:03

Получить свидетельство      Скачать материал


Семинар для воспитателей:

«Формирование звуковой культуры речи
посредством дидактической игры»

Учитель-логопед
дошкольных групп
МКОУ «ШИСОО»
С.А. Родионова

с. Самбург
2016г
Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры


Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды… Но слова — речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды.

^ Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза, двигательные навыки в процессе разговора).

Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи. Несовершенство устной речи отрицательно влияет на становление письменной. Речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее. 

Особое внимание при развитии звуковой культуры речи, мы уделяем дидактической игре. Кроме речевого развития (пополнение и активизация словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, умение правильно выражать свои мысли), в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.  

^ На занятиях и в свободное от них время мы с помощью дидактической игры решаем следующие задачи:
- обучение детей умению подбирать слова с заданными звуками, 
- развитие слухового восприятия, речевого слуха; 
- развитие и совершенствование дошкольниками фонетических знаний и умений; 
- формирование навыков восприятия и различения звуков речи.

         Мы стараемся игры проводить систематически: на прогулке, перед завтраком, вечерних коррекционных часах, а также на занятиях.

Красивая звучная речь, четкая безукоризненная дикция, правильное литературное произношение — это, прежде всего, верно построенное дыхание, работа над которым имеет важное значение. Поэтому мы используем в педагогическом процессе упражнения с султанчиками, перышками, ватой, шариками, это игры: «Ветерок», «Бабочка лети», «Горячий чай», «Кораблик», «Загони мяч в ворота» и др. на формирование длительного целенаправленного ротового выдоха.


У некоторых детей в нашей группе встречаются недостатки произношения. Поэтому необходимо тренировать мышцы речевого аппарата, что бы движения речевых органов ребенка становились более четкими и согласованными. Для этого мы в своей работе большое внимание уделяем артикуляционной гимнастике. Проводим ее мы ежедневно 2-3 раза (утром и после сна).

Работа организуется следующим образом:
• Воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
• Показывает его выполнение.
• Упражнение делает ребенок, а воспитатель контролирует выполнение.

Проводя артикуляционную гимнастику, мы следим за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Работа по развитию звуковой культуры состоит из разнообразных игр и игровых упражнений, направленных на обучение детей выделять нужные звуки, определять их в словах. 

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи структурированы по содержательным задачам. 

Работа по развитию звуковой культуры имеет свою последовательность.
• На самом первом этапе мы учили детей выделять звук. Игры следующего характера:

»Заводные игрушки» Заводим ключиком механические игрушки (игрушки — это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.

Ж — полетел жучок;
Р — затарахтел игрушечный мотоцикл;
Ц — запрыгала белочка;
Ф — зафыркал ёжик.

»Волшебный кубик». Используем в игре 2-3 кубика с картинками. На гранях наклеены картинки — самолёт, паровоз, комар и т.д. Ребенок говорит:

»Вертись, крутись, на бочок ложись «, — и кидает кубик.

Вверху оказывается какая-нибудь картинка. Дошкольник изображает то, что на ней нарисовано, и произносит соответствующий звук. Например, если нарисован самолёт, то летает и гудит: У-У-У.
Кроме приведенных примеров мы используем игры: «Найди общий звук», «Посмотри внимательно», «Загадки петрушки», «Кто больше запомнит», «Звуковое лото» и другие.

• После того как дети научились выделять звуки в словах, мы переходим к определению места звука в слове. Решению данной задачи также помогают дидактические игры. Например: «Цепочка слов», «Кто внимательный», «Кто больше»,

»Любопытный». На любой вопрос ведущего можно называть только те слова, которые начинаются со звука Б.
• Где был?-На балконе.
• Кого видел?- Бульдога.
• Куда собираешься? — В булочную.
• Что будешь покупать?- Баранки.
• Куда поедешь?- В Бразилию.
• Что на тебе надето?- Блузон.
• Кем работаешь? — Бухгалтером и т.д.


Таким же образом отрабатываются другие звуки.


»Изобрази предмет, который начинается с того же звука, что и твоё имя». Спрашиваем у ребенка, с какого звука начинается его имя. Например:

Девочку зовут Катя. Какой первый звук в её имени? К. Названия, каких предметов начинаются с этого же звука? – Кошка, канат, камень и т.п.

^ Как изобразим кошку (канат, камень и т.п.)?

Дети придумывают. Отмечаем наиболее выразительный показ.

Таким образом, овладение звуковой культурой речи имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно проводить работу по звуковой культуре речи ведь на ее основе будет проходить и обучение звуковому анализу, и овладение чтением слогов и слов, а, следовательно, и обучение грамоте.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
по развитию речи ребёнка

• Родители не только должны расширять кругозор ребёнка, но и способствовать овладению ребенком правильной речью
• Если ребёнок неправильно произносит какие-либо слова, звуки, не следует смеяться или передразнивать, а лучше повторить слово корректно и чётко
• Договаривайте слова, не обрывайте речь на полуслове, пусть у ребенка будет образец чистой речи
• Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова
• Не сюсюкайте с ребенком, это будет тормозить развитие речи
• Называйте вещи своими именами и не заменяйте их на звукоподражание (машина, а не бибика!!!)
• Проговаривайте четко окончания слов
• Старайтесь не вставлять в каждую фразу бессмысленные восклицания: ой, какая! Ой, какой! Заменяйте эти слова на информативные: жёлтый, большой, твердый и т.д.
• Когда играете с ребенком с картинками или игрушками, называйте конкретные существительные для развития словарного запаса

УСПЕХОВ!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector