Шахматы — это интересно!

Автор: Валеева Наиля Касимовна

Должность: Воспитатель высшей категории

Учреждение: МАДОУ № 35

Населенный пункт: г. Салават, Республика Башкортостан

Тема: Шахматы — это интересно!

Опубликовано: 07.12.2016 07:23

Получить свидетельство      Скачать материал


Валеева Наиля Касимовна
МАДОУ №35, воспитатель
г.Салават, Башкортостан
«Шахматы — это интересно!»
Все чаще воспитатели детских садов и родители задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?».
Успешное обучение ребёнка в начальной школе по современным программам предполагает высокий уровень развития мышления, умение самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
Как же развить логику ребёнка, зажечь желанием получать новые знания? Конечно же, заинтересовать увлекательной игрой, ведь игра — единственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает его организации.
Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине и т. д.
Работы выдающихся педагогов – психологов: Л.А. Вегнера, А.А. Столяра, Л.Ф. Тихомировой, Б.И. Никитина, З.А. Михайловой, Е.В. Колесниковой, современные концепции обучения самых маленьких детей доказывают, что не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки к усвоению математических знаний дошкольников является формирование логического мышления. Детей необходимо учить, не только измерять и вычислять, но и рассуждать. Ведь логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно — следственных связей. Именно благодаря логике можно обосновать многие жизненные явления, объяснить абстрактные понятия, научить ребёнка отстаивать свою точку зрения.
Шахматы — уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы — это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. 
В нашем детском саду я произвела набор в шахматный кружок детей младшего дошкольного возраста. С помощью наблюдений, игр, загадок, стихотворений познакомила детей с этой увлекательной игрой. Игры использовала различные, такие как «Школа».
Для этого переверните шахматную доску клеточками вниз и в углубление поставьте шахматные фигурки. Скажите ребенку, что он учитель, а это его ученики. Пусть он назовет «имя» каждого ученика. Таким образом, можно самим выдумать великое множество подобных маленьких игр, в результате которых ребенок с легкостью запомнит и выучит названия всех шахматных фигур. Например, можно предложить крохе сыграть в «Волшебный мешочек». Для этого спрячьте поочередно в непрозрачный мешок фигурки шахмат и предлагайте малышу определить на ощупь, какая фигурка спрятана. Чтобы достигнуть наибольшего эффекта, позвольте малышу самому спрятать фигурки, а сами отгадывайте — какая фигурка в мешочке. Давайте возможность ребенку поправлять ваши «неверные ответы». Еще одна интересная игра называется «Шахматный теремок». Создайте из деревянной шахматной доски домик — «теремок». Пусть сюда, как по сюжету из сказки, забегут шесть различных белых фигурок: пешки, король и прочие. Король у вас может забраться на «теремок» и «сломать» его, а другие фигурки пусть помогут его поднять.
Так как дети любят стихи и загадки, можно использовать их при обучении в шахматы:
Стих про мат
В  бой ты ведёшь деревянную рать,
ну, а умеешь ли мат объявлять?
Мат — это шах, при котором, учти ты,
у короля никакой нет защиты.
Шах, от которого не отступить,
шах, от которого нечем закрыться,
нечем фигуру грозящую сбить,
и с поражением нужно смириться.
Мат — торжество атакующих сил,
мат — цель игры, мат — сраженья конец.
ЕСЛИ ДАЛ МАТ, ЗНАЧИТ ТЫ ПОБЕДИЛ
ЗНАЧИТ, ТЫ МОЛОДЕЦ!
Стих про шахматную доску
Вся в квадратах — белых, чёрных —
деревянная доска,
а ряды фигур точёных —
деревянные войска.
Люди их передвигают,
коротают вечера,
люди в шахматы играют —
интересная игра!
Ты, дружок мой, без опаски,
без смущения вступай,
 словно в мир чудесной сказки,
 в чёрно-белый этот край.
Что? Трёхглавые драконы
 нас не ждут здесь? Не беда!
Тут зато лихие кони
 и пехота хоть куда!
Тут ферзи, слоны отважны,
мчатся поперёк и вдоль,
и, совсем как в сказке, важный
возвышается король.
Тут герои в каждом войске,
 и выходит рать на рать
 хитроумно и геройски
воевать и побеждать!

Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день.  Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector