Взаимодействие учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями

Автор: Юсупова Гульнара Базарбаевна

Должность: Учитель — логопед ДОУ

Учреждение: МДОУ ДС № 36 КГО

Населенный пункт: г. Копейск, Челябинская область

Тема: Взаимодействие учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями

Опубликовано: 11.12.2016 13:32

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад  комбинированного вида № 36
Копейского городского округа Челябинской области
 
 
ОПЫТ РАБОТЫ 
УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА
ЮСУПОВОЙ ГУЛЬНАРЫ БАЗАРБАЕВНЫ

 
 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ
КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

  
  

 
 
 
 
Копейск, 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ –ЛОГОПЕДА ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ……………………………
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА РАБОТЫ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ………………………………
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………

3

8

13
26
32
34

ВВЕДЕНИЕ
Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна
без определенного специального образования родителей.
Вся работа учреждения должна быть направлена на то,
чтобы родители из пассивных наблюдателей стали
активными участниками воспитания и обучения своих детей.
А.Р. Маллер

С каждым годом все острее встает вопрос о воспитании и обучении детей с тяжелыми нарушениями речи. Происходит как количественный рост детей, имеющих нарушения в развитии речи, так и качественный рост компонентов дефекта. Все чаще встречаются дети, имеющие сочетанный дефект. Такие дети нуждаются в срочной логопедической помощи. Является очевидным, что для полноценной логопедической работы в условиях ДОУ необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие учителя-логопеда и родителей.
Поэтому для меня разработка данной системы взаимодействия с родителями по устранению нарушений речи у детей с ОВЗ стала особо актуальной.
Работа с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения  – достаточно сложный процесс, поскольку не всегда речевые проблемы ребёнка воспринимаются родителями адекватно. Можно условно разделить родителей детей с речевыми нарушениями на три категории:
Родители,  которые предъявляют  повышенные требования к речи ребенка, но жалуются на дефицит свободного времени и перекладывают всю ответственность за результаты коррекции на педагога.
Родители, которые не обращают внимания на  нарушения речи, игнорируют рекомендации учителя-логопеда закреплять изученный материал в домашних условиях.
Родители адекватно оценивают состояние речи ребенка, хотят активно помогать учителю-логопеду в работе над коррекцией речи, но не имеют необходимых знаний и навыков.
На самом же деле необходимость организовать взаимодействие педагога с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи детскому саду со стороны мам и пап, сколько заботой обеих сторон (учителя-логопеда и родителей) об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника. Именно поэтому необходимо сотрудничество,  HYPERLINK «http://5psy.ru/samopoznanie/obshenie.html» общение на равных – такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми, в роли экспертов (если педагог готовит и проводит занятие по какой- либо теме), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др.
Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс важная задача, не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка.  Усилия логопеда должны быть направлены на построение взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье начинается развитие  личности ребенка.  Используя как классические, так и современные информационно –коммуникационные технологии логопед решает главную задачу взаимодействия с родителями – повышает уровень их педагогической компетентности.
Объектом изучения является  коррекция речи дошкольников, а предметом: взаимодействие учителя – логопеда и  родителей группы коррекционной направленности для детей с ТНР.
Цель создания системы взаимодействия учителя-логопеда и родителей – это установление тесного контакта всех участников образовательного процесса устранения речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит создание дальнейшей базы для полноценного успешного обучения в школе.
Были сформулированы следующие задачи:
– изучение мотивов, движущих родителями при взаимодействии с учителем-логопедом; анализ  полученных  данных  и  разработка перспективного плана работы с родителями;
– постепенное и последовательное включение семьи в процесс коррекционной работы;
– расширение знаний родителей по проблемам общего психического развития детей, их знакомство с приемами и методами коррекционной работы в процессе взаимодействия с учителем-логопедом;
– разъяснение родителям значимости систематического проведения коррекционно-педагогических занятий в условиях семьи одновременно с учителем-логопедом и под его руководством, создание условий для организации деятельности ребенка в семье, разъяснение роли предметно-развивающей среды;
– разработка учителем-логопедом коррекционных маршрутов и индивидуальные коррекционно-образовательных программ для детей ОВЗ, совместно с родителями подбор наиболее эффективных методов и приемов обучения, действенных форм работы (с учетом структуры основного дефекта детей и связанных с ним нарушений);
– распространение личного опыта работы по данной теме в дошкольном образовательном учреждении и других педагогических сообществах.
Исследуя данную проблему, изучив методическую литературу, ознакомившись с опытом работы моих коллег, могу сформулировать следующую гипотезу.
Выстраивая систему конструктивного взаимодействия учителя-логопеда и родителя, можно и нужно отойти от модели последних лет «родитель — клиент, которому педагог оказывает педагогическую услугу» к оправданной и целесообразной современной модели «родитель — полноправный участник коррекционно-образовательного педагогического процесса, имеющий как права, так и обязанности по отношению остальным участникам – собственному ребенку и учителю- логопеду».
В ходе данной работы предполагаю, что будут следующие результаты.
Родители:
1.      станут непосредственными участниками реализации индивидуальных коррекционной программы своего ребенка;
2.      будут помогать в работе учителя – логопеда, продолжать в условиях семьи работу, начатую специалистом на индивидуальных занятиях;
3.      оказывают эмоциональную поддержку ребенку и педагогу.
Учитель-логопед:
1.      станет не единственным участником реализации коррекционной маршрута для детей с ОНР;
2.      поможет родителям повысит педагогическую компетентность в вопросах коррекции речи собственного ребенка, будет мотивировать их продолжать дома работу, начатую на индивидуальных занятиях;
3.      окажет эмоциональную поддержку ребенку и его семье.
Дети:
1.      узнают о различных речевых играх и упражнениях, с удовольствием играют в них с взрослыми, благодаря применению  разнообразных форм работы с родителями;
2.      овладеют правильным зкукопроизношением, посредством различных умений, навыков, приёмов речевого общения;
3.      у детей формируются навыки самостоятельной правильной красивой речи, творческой инициативы, умения фантазировать и творить, планировать работу и добиваться результата.
Если учитель-логопед в условиях своего образовательного учреждения выбирает и использует такие формы работы с родителями, которые в большей степени соответствуют его внутренней философии, организационной культуре, коррекционной образовательной программе, то практическая значимость его работы с родителями будет в том, что
установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками (вместо установки «родитель – клиент») станет гарантом эффективности коррекционной работы в целом;
доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо поучающе-обвиняющей позиции педагога) выведет взаимодействие ДОУ и семьи на новый уровень;
заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо формального общения, «для галочки») станет базой для решения коррекционных задач;
системный характер работы с родителями (вместо спонтанных, «одноразовых» мероприятий) даст положительный результат в виде чистой, грамотной речи дошкольника к концу его пребывания в группе коррекционной направленности.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ–ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ
 
В настоящее время взаимодействие учителя — логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальным. ФГОС ДО и современная концепция дошкольного воспитания положили начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменять друг друга.
В законе 273-ФЗ «Об образовании в РФ» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом — это взаимодействие с семьёй для обеспечения семейного воспитания детей. Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями.
В контексте изучения системы взаимодействия учителя-логопеда и родителей необходимо рассмотреть понятийный аппарат.
Остановимся на термине «взаимодействие». Различные словари трактуют его следующим образом.
1. Педагогическое взаимодействие — прямое или косвенное взаимодействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь. ( Словарь нового педагогического мышления. /Байбородова Л.В. . М.: Просвещение, 1995. — 983с.)
2. Взаимодействие — личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), учителя и родителя, случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. (Словарь педагогических терминов./ Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. М:Оникс, 2009 — 967с.)
3.  Взаимодействие — Взаимная связь предметов, явлений, их обусловленность друг другом; согласованность действий. (Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957. — 1984с.)
4. Взаимодействие — Взаимная связь явлений. Взаимная поддержка. Участие в общей работе, деятельности. (Словарь русского языка/ С.И. Ожегов. М: Мир и образование, 2005. — 1200с.)
В ряде современных источников часто используется термин «педагогическая компетентность родителей»
Педагогическая компетентность родителей в отношении ребенка с особенностями развития – это использование сведений о специфике воспитания и обучения, знание особенностей психического и личностного развития ребенка в норме и в патологии, знание возрастных особенностей, использование способов, технологий педагогического воздействия на ребенка с учетом его нарушений в развитии, способность понимать потребности ребенка и создать условия для их разумного удовлетворения. (Словарь по специальной педагогике и психологии. / Исаев И.Д. Санкт-Петербург: Спецлит, 2011. — 463 с.)
Теоретической базой данной работы является принцип личностно — ориентированного обучения, коррекции и развития. Реализация этого принципа влечет за собой не только развитие личности и социальную интеграцию «особого» ребенка, но и профессиональное и личностное совершенствование педагога, родителя, всей семьи.
В коррекционной работе учителя-логопеда также используются следующие теоретические подходы:
–  компетентностный подход, предполагающий анализ и обобщение, разработку методических условий для изучения запросов современной семьи, формирование родительской компетентности;
– сферный подход, предполагающий изучение состояния взаимодействия педагога с семьями воспитанников, и внедрение таких форм сотрудничества, которые позволяют согласовать педагогические установки на развитие, воспитание и обучение детей;
– дифференцированный подход, направленный на разработку индивидуального коррекционно-образовательного маршрута ребёнка совместно с родителями.
Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Л.С. Выготский отмечал «в сотрудничестве, под руководством, с  чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно».
Благодаря усилиям ученых и педагогов практиков  (Л.В. Загик, Т.А. Маркова, Л.Ф. Островская, Н.Г. Година) были разработаны содержание, формы и методы работы детского учреждения с семьей. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Важнейшей задачей работы с родителями и ее первейшим условием является установление взаимоотношений доверия и принятия между специалистом и родителем.                                          Вопросами семейного воспитания детей с проблемами в развитии речи занимались Г.А. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, Г.В. Гуровец, С.Т. Григорян, Л.Н. Ефименкова, Н.Л. Крылова, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Э.В. Миронова, А.Г. Московкина, Н.В. Новоторцева, Л.П. Носкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Авторы подчеркивают роль ближайшего окружения (семьи) в процессе коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников, имеющих речевые нарушения, и считают организацию правильного семейного воспитания таких детей одним из условий создания для них среды развития. Особое место в данном процессе отводят повышению психолого-педагогической культуры родителей.    
   Важнейшими предпосылками для повышения эффективности работы авторы называют формирование у родителей мотивированного отношения к коррекционной работе и активное включение в нее. Вопросы, связанные с изучением педагогической компетентности родителей, отражены в работах П.П. Блонского, И.В. Гребенникова, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, П.Ф. Лесгафта, A.C. Макаренко, В.М. Миниярова, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Формирование педагогической компетентности родителей различными социальными институтами представлено в публикациях С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, И.В. Гребенникова, A.C. Спиваковской, Л.Г. Петряевской, С.С. Пиюковой и др.  Кроме того, теоретической базой явиляются работы, рассматривающие вопросы коррекции нарушений звукопроизношения (М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, М.Ф. Фомичевой, К.Н. Ефименковой, С.Н. Шаховской, Е.Ф. Рау, Л.Ф. Спировой и других). 
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой будет эта работа, зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения,  его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы.
Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем — устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком  дома и не знают, как заниматься.
Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье, и затрудняется в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс   позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Взаимодействие учителя-логопеда и семьи — необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.
Понятие «взаимодействия с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает не контроль, а обратную связь; при этом контроль должен быть вторичным, ненавязчивым, опосредованным. Родители должны подняться на более высокий уровень участия в жизни своего ребенка, в процессе коррекционной работы в ДОУ. Опыт работы показал, что семья — компетентные родители, которые берут на себя закрепляющие и поддерживающие функции в работе над речью, тем самым создают благоприятные условия для развития своего ребенка.

ОПЫТ РАБОТЫ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ
КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Овладение речью  одно из важнейших условий формирования социально-активной личности.  Поэтому  в  Федеральных государственных стандартах дошкольного образования тесно переплетены образовательные области «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».
   Современные дошкольники значительно отличаются от детей, посещавших детский сад несколько лет назад. Они  уверенно осваивают компьютерные технологии, много времени проводят у телевизора, получая массу разнообразной, не всегда полезной, информации, их высказывания пестрят «умными» словами, смысл которых  зачастую им не понятен.
     Однако, проблема речевого развития ребенка является по-прежнему актуальной. Количество детей имеющих отклонения в развитии речи неуклонно растет. А также усложняется речевой дефект по своей структуре.
Это подтверждают данные по комплектации логопедических групп ДОУ за последние три года:
Таблица 1.
Логопедические
заключения
воспитанников
2014-15
учебный год
2015-16
учебный год
2016-17
учебный год
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи со стертой формой дизартрии (СФД)
25%
13%

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи со СФД
25%
8%

Общее недоразвитие речи III уровня

8%

Общее недоразвитие речи III уровня со СФД
50%
71%
91%
Общее недоразвитие речи I — II уровня со СФД


9%

Проведенный анализ социального статуса семей позволяет сделать выводы о том, что в нашей группе:
14% матерей имеет статус «матери-одиночки»,
23% — семейных пар находится в состоянии развода, и отцы не участвуют в воспитании своих детей,
4% детей группы — воспитывается бабушкой – опекуном.
Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь ребенка – она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов.
Уровень образования родителей наших воспитанников тоже не совсем одинаков:
24% мам и пап с высшим образованием,
44% — имеют средне- специальное образование,
32% — закончили лишь среднюю школу.
Это указывает на необходимость повышения компетентности взрослых не только в вопросах специальной педагогики и психологии, но и вопросах общих знаний об окружающем мире.
Анкетирование родителей и общение с ними помогло составить общую картину социо-культурного уровня семей:
32% — респондентов можно отнести по образованности к низкому и ниже среднего уровню,
59% — родителей имеют средний социо-культурный уровень развития,
9% — с высоким уровнем культурного развития, соотнесением потребностей и возможностей.
Сами родители не отрицают того, что материальное уровень обеспечение семьи имеет значение для развития развивающей среды, возможности дополнительного образования ребенка:
лишь 1% — родителей поставили себе высокий уровень доходов,
18% — считают свой уровень зарплаты как критическим, ниже прожиточного минимума.
Неслучайно в дошкольной педагогике все больше стали обращать внимание на необходимость формирования детско-взрослых сообществ. Все это подтверждает необходимость появления области «социально- коммуникативное развитие», которая направлена «на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
       Поэтому на данном этапе своей педагогической деятельности  приходится активно работать над таким важным  направлением в коррекционно–воспитательной деятельности логопеда ДОУ, как работа с родителями. Это одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
   Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
I этап – подготовительный (информационно-аналитический).  
1. Проводим мониторинг речевой патологии воспитанников. Проведя обследование детей, знакомим  родителей с его результатами. Составляем индивидуальную коррекционную программу и коррекционный маршрут для каждого ребенка, согласуя его со всеми специалистами ДОУ и родителями. Каждый законный представитель знакомится с «Личной картой развития» собственного ребенка.
(см. Приложение № 1. Индивидуальный коррекционный маршрут ребенка с ОВЗ).
2. Проводим анкетирование родителей (официальных опекунов). Узнаем уровень педагогических знаний мам и пап, наличие навыков работы по преодолению речевых нарушений в условиях семьи. Уточняем потребности каждой семьи в педагогическом сопровождении со стороны специалиста, заполняем социальный паспорт семьи.
В ходе индивидуальных бесед и анкетирования, устанавливаем следующие :
Во-первых, уровень знаний родителей в области логопедии неодинаков: 1%- родителей имел достаточный запас знаний; 52%-средний уровень; 45%-уровень ниже среднего; 3%- низкий уровень;
Во-вторых, зависимости от восприятия дефекта ребенка можно выделить разные группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией.
При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей. Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка не страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем. Треть родителей, преувеличивают серьезность дефекта, демонстрируя своеобразную гиперрефлексию на дефект. Такие родители постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слово хорошо, правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценности. В результате может возникнуть комплекс явлений, обозначаемых в специальной литературе как поведенческий и речевой негативизм. 
На основе собранных данных, выработала примерную тактику своего общения с каждым родителем.
( см. Приложение № 2 . Социальный паспорт семьи.
Приложение № 3. Анкета для родителей «Что я знаю о работе учителя-логопеда»)

II этап (основной) 
Этап начинается с анализа полученной информации. Составляется План взаимодействия с семьей на учебный год.
( см. Приложение № 4. План взаимодействия с родителями (законными представителями).
В течение года были использованы традиционные (классические ) формы работы с родителями.
Родительское собрание / «Групповая консультация».
К преимуществам относится групповой характер взаимодействия. Часто в группе родителям проще сформулировать свои вопросы, а неактивные родители смогут услышать полезную информацию и ответы на вопросы, заданные другими участниками собрания. На групповых консультациях сами родители могут делиться опытом друг с другом. Кроме того, на консультациях можно использовать демонстрации тематических презентаций, где доступно будут освещены важные вопросы. Вместе с тем данная форма имеет и свои недостатки: редкая 100% явка родителей на собрание; на собрание может прийти не родитель, а бабушка- дедушка, которые редко будут общаться с ребенком с целью коррекции речи; всегда в родительском сообществе имеются люди, предпочитающие беседу о своих проблемах с глазу на глаз.
(см. Приложение № 5. Конспект родительского собрания «Давайте познакомимся»)
Индивидуальные консультации / беседы
При использовании данной формы работы можно назвать её положительные моменты: на индивидуальных консультациях можно более подробно остановиться на структуре нарушений конкретного ребенка, познакомить родителя с методами и формами работы по преодолению дефекта, объяснить необходимость работы дома. Главный принцип в работе с родителями: «Лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать или прочитать». Недостатки проявляются в том, что родители редко планируют эти встречи. Чаще инициатором выступает педагог. Родители же считают возможным задавать свои вопросы на ходу, стоя в приемных групповых комнатах и т.п. При предложении перенести разговор в кабинет, просят перенести его на другое время и могут на него не прийти, ссылаясь на занятость, либо приходят в удобное для них время, нарушая регламент работы специалиста.
(см. Приложение № 6. Консультация « Как учить стихи»)
Открытые занятия / Дни открытых дверей / Досуги
«Открытое занятие» также является познавательной и полезной формой взаимодействия, имея «плюсы». При организации данной формы теоретическая информация, которая была озвучена ранее, приобретает практические очертания, и родители могут лично увидеть, как стоит отрабатывать ту или иную тему. Но здесь есть и определенные «минусы». Это и занятость родителей в утреннее время будних дней, и то, что ребёнок может отвлекаться на открытом занятии на своих родителей. При проведении подобных занятий в вечернее время имеет фактор усталости детей в конце рабочего дня и противоречит принципу охраны здоровья детей.
(см. Приложение № 7. Конспект совместного досуга детей и родителей «Мы- копейчане»)
4. Памятки для родителей, информационные листы, буклеты, папка-передвижка .
Кроме вышеперечисленных видов взаимодействия используются так называемые памятки для родителей на различные темы. Их я распечатываю и раздаю на консультациях, мастер- классах либо вклеиваю в тетради детей.
Положительные моменты в том, что эта форма предполагает 100% охват семей, наглядность преподнесения методического материала, возможность для родителей самостоятельно вернуться к данной проблеме в домашних условиях. Однако, как отрицательный момент можно отметить финансовые затраты на печатную продукцию (если брать во внимание её регулярность и повышенную комплектацию логопедических групп в учреждении), а также невозможность тщательного контроля за усвоением материала родителями и использованием их для игр и упражнений с детьми. (см. Приложение № 8. Информационные листы в уголок «Советы логопеда»)
5. Логопедические тетради воспитанников с рекомендациями для родителей.
В тетрадях, как и все логопеды, записываю или вклеиваю домашние задания и отмечаю работу ребёнка дома. Если домашнее задание выполнено хорошо, то всегда хвалю своих воспитанников, наклеиваю смайлики, пишу «Молодец», рисую солнышко и т.д. «Плюсы» данной формы в том, что практические задания положительно работают на коррекцию речевых дефектов. К «минусам» можно отнести желание некоторых родителей не помогать своим детям в выполнении заданий учителя-логопеда, а полная замена действий ребенка своими (родители сами пишут, сами рисуют) или же разрешают детям вырезать иллюстрации из книг, прививая в ребятах неправильное отношение к ним.
Все вышеперечисленные формы взаимодействия с родителями, безусловно, действенны и имеют значительный эффект, но стоит отметить, что темп жизни диктует нам свои правила.
Высокая занятость обоих родителей, статус родителя- одиночки, наличие в семье младшего (новорожденного) ребенка и отсутствие в семье других свободных членов семьи, осложняют непосредственный контакт логопеда с законными представителями воспитанниками групп компенсирующей направленности. У родителей не всегда есть время для того, чтобы прийти в ДОУ на консультацию, задать необходимые вопросы или познакомиться с новыми методами и формами работы дома. Поэтому использование современных технологий коммуникации и взаимодействия не могут полностью заменить живое общение, но в разумных пределах становится эффективной формой работы.
Консультации по телефону
Я пользуюсь этой формой работы, когда нужно что-либо уточнить у родителей или донести до них определённую информацию. Как положительный фактор можно назвать простоту, доступность, оперативность. Недостаток же просматривается в том, что эта форма взаимосвязи лишена подкрепления наглядностью, а это, как известно, снижает степень усвоения информации. Всегда прошу родителей сообщать мне по телефону, если ребёнок по какой-то причине не сможет прийти на логопедическое занятие. Надо отметить, что с каждым годом родители становятся более ответственными.
(см. Приложение № 9. Буклеты «Рекомендации логопеда неравнодушным родителям для выполнения домашних упражнений по формированию лексико-грамматических категорий»
Приложение № 10. Буклеты «Рекомендации логопеда неравнодушным родителям для выполнения домашних упражнений автоматизации поставленных звуков»)
Взаимодействие логопеда с родителями через интернет / Skype, личную электронную почту/ через сайт ДОУ / персональный сайт учителя- логопеда.
Использую интернет-пространство очень активно, вижу огромный потенциал современных технологий. Можно пересылать родителям презентации, ссылки на информационные ресурсы, статьи и прочее. Эту форму работы я тоже начинаю применять с родителями – активными пользователями сети Интернет. Бесспорным преимуществом его является доступность. Родители в любое время дня и ночи могут зайти на нужный сайт, познакомиться с теоретическими основами логопедической работы, с методами, формами работы дома, рабочими материалами, интересными методическими пособиями и многим другим. Очень удобно, на мой взгляд, отправлять на электронную почту родителей презентации по артикуляционной гимнастике или материал по автоматизации поставленных звуков. Отрицательных моментов немного: технические неполадки или у родителей, или у самого педагога.
(Приложение № 11. Скриншоты страниц персонального сайта и электронной почты учителя- логопеда)
Картотека «Домашний логопед», картотека «Логопедические игры дома с мамой»
В нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время. Форма картотеки удобна для использования и отражает все необходимые структурные компоненты речевой активности дошкольника: подвижные игры, игровые упражнения, индивидуальная работа по коррекции речи. Картотека составлена из игр разной подвижности: игры малой, средней и большой подвижности; сюжетные и бессюжетные игры. Особую группу составляют игры с согласованием речи и движений. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфический оттенок движениям. Особое место занимает картотека пальчиковых гимнастик, картотека артикуляционных упражнений. Отрицательный момент заключается в том, что распечатывать учителю-логопеду всю картотеку для каждого родителя – финансово и материально проблематично, как альтернатива – все картотеки выложены на персональный сайт специалиста.
( см. Приложение № 12. Домашняя картотека логопедических игр и упражнений.
Приложение № 13. Домашняя картотека пальчиковой гимнастики.
Приложение № 14. Домашняя картотека загадок по лексическим темам.
Приложение № 15. Домашняя картотека логопедических чистоговорок для автоматизации звуков.)
Родительский университет .
Учитель- логопед выступает в роли лектора, проводит занятия по теоретической и практической подготовке родительского сообщества в вопросах как общей, так и коррекционной педагогики и психологии. В литературе прошлых лет можно было встретить такие формы работы как «школа родителей», «курсы логопедической помощи для родителей» Положительный фактор этой формы взаимодействия безу

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector