Экскурсия в музей Скопинской керамики

Автор: Быкова Валентина Владимировна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ» Детский сад №118″

Населенный пункт: г. Рязань, Рязанская область

Тема: Экскурсия в музей Скопинской керамики

Опубликовано: 12.12.2016 17:43

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 140» г. Рязань

Конспект занятия
по ознакомлению детей подготовительной к школе группе
с Рязанским краем:
Экскурсия в музей Скопинской керамики.

2016год
Экскурсия в музей Скопинской керамики.
Цель: продолжать знакомить детей с историей Рязанского края, его промыслами.
Задачи: познакомить детей со скопинской керамикой, материалом, из которого ее изготавливают, особенностями работы.
Развивать умение видеть красоту керамических изделий, познавательную активность, речь детей. Закрепить умение рассматривать, описывать, сравнивать предметы. Воспитывать уважение к труду мастеров, гордость за свой рязанский край.
Активизация словаря: глина, кувшин, квасник, свистульки.
Обогащение словаря: скопа, глазурь, гончар.
Материал: изделия Скопинских мастеров: кувшины, квасники, вазы, фигурки животных, наборы открыток, иллюстраций со скопинской керамикой, глина, гончарный круг, карта Рязанской области.
Содержание организованной деятельности.
• Вводное слово воспитателя: загадка о глине:
«В земле скрывается,
В руках преображается.
Огнем закаляется,
В посуду и предметы превращается»
Выслушать ответы детей, задать вопросы к детям:
— Как догадались, что это глина?
— Что можно сделать из глины?
— Слышали ли вы что-нибудь о городе Скопине?
— Где он находится?
— Почему так назван город?
— Чем прославился город Скопин?
После обобщения ответов детей на карте Рязанской области находим город Скопин.
• Рассказ воспитателя о возникновении названия города.
«Город Скопин находится недалеко от Рязани, и существует легенда, что давным-давно, на месте города были дремучие леса, и водились там большие, сильные птицы с огромными крыльями и называли этих птиц Скопы. А еще в тех местах, в земле было много белой глины. Из разных окрестных сел приходили сюда люди за глиной, чтобы сделать из нее посуду – показываю глину, миски, чашки из белой глины (рассматриваем, сравниваем).
Затем стали в этих местах селиться люди, и возможно, по названию птиц, живших в лесах, и город назвали Скопин. И появились в Скопине мастера, которые лепили из глины различную посуду, да игрушки своим детишкам, свистульки. А чтобы показать свое искусство, мастера выставляли вылепленные изделия на ворота. Каждый мастер украшал свое изделие разными приспособлениями – печатками, по-своему.
Жил в Скопине мастер – гончар, Федор Оводов. Для того, чтобы украсить свои изделия, он выжимал глину через марлю, глина выползала из марли тонкими нитями, которыми он украшал свои работы. Так у льва получились волоски, грива, зубы (показ иллюстраций). Вершиной мастерства Федора был самовар из глины, в котором жгли угли и кипятили воду. Никто не верил мастеру, что самовар глиняный, и Федор, чтобы доказать это, на глазах у всех разбил свой самовар, и все увидели, что это правда.
Сейчас в городе Скопине работает фабрика керамических изделий, есть большой музей. Вы хотели бы там побывать? Тогда я приглашаю вас в музей.
• Физкультурная пауза «Мой город»
«Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать.
Это любимые бассейн, это школа –
Каждому школьнику место знакомо
Кинотеатр, музей и вокзал,
Чтобы малыш отдыхать выезжал.
Много у нас магазинов, дворцов.
Город родной любить каждый готов!»
• Дети переходят в музыкальный зал, где оформлена выставка скопинской керамики, за гончарным кругом сидит «гончар» (воспитатель), лепит кувшин. Воспитатель напоминает детям об осторожном обращении с глиняными изделиями, они очень хрупкие, могут разбиться.
Дети рассматривают выставку, выбирают понравившееся изделие, объясняют, почему выбрали именно этот предмет, как его можно применить в быту, как украшено, какой формы крышка, ручка, чем покрыто изделие (глазурь). Наблюдение за работой гончара (лепит вазу из глины), с объяснением по ходу. Приглашает детей тоже вылепить себе понравившееся изделие из глины.
• Дети садятся за столы. По ходу работы с глиной уточняют ее свойства (мягкая, податливая, серая, мнется, скатывается и т.д.. и выполняют свои работы, украшают их печатками. (Оставляют на обжиг в печи)
• Мастер дарит детям маленькие «свистульки» из глины. Проводится игра «Выбери кувшин». Дети делятся по 3 человека и собирают разрезные картинки.
• Итог занятия-экскурсии: где делают керамику? Из какого материала? Для чего можно использовать предметы керамики? Как украшают мастера свои изделия? Как нужно обращаться с керамическими изделиями? Дети возвращаются в группу.
Литература:
• Б.В.Горбунов, А.В. Ефимов, Е.В.Ефимова «Рязанский этнографический вестник. Этнография Рязанского края»,Рязань, 1994.
• Г.Л. Дайн «Русская игрушка», М., 1987,
• Е.Н.Хохлова «Керамика Скопина», Рязань, ПРИЗ, 2000,
• А.А.Крылов «Город на Вёрде — Скопин», 1995,
• С.И.Большова «Эстетические основы народного искусства и художественного промысла», М., 1992,
• Скопинская керамика ХIХ-ХХвв. Собрания Рязанского историко-архетектурного музея – заповедника, Рязанского областного художественного музея, АОЗТ Скопинская художественная керамика. Каталогвыставок., Рязань, 1998г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector