Роль исследовательской деятельности для детей МБДОУ в рамках ФГОС

Автор: Демидова Елена Анатольевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ №22 «Почемучка»

Населенный пункт: г. Саяногорск, Республика Хакасия

Тема: Роль исследовательской деятельности для детей МБДОУ в рамках ФГОС

Опубликовано: 13.12.2016 14:34

Получить свидетельство      Скачать материал


Исследовательская деятельность как источник познавательной активности детей в условиях ФГОС».
Цель современного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его развития, самопознания и самоутверждения в этом мире.
Интеллектуальное развитие личности – это фактически реализация права ребенка быть умным. Нарушение этого права слишком дорого обходится как самому ребенку, так и обществу в целом. Нельзя не согласиться с В. А. Сухомлинским, который писал, что «….невежда опасен для общества, он не может быть счастлив сам и причиняет вред другим.».
По мнению ученых, к 8 годам ребенок достигает 80% своих умственных возможностей. Отсюда становится очевидным, с какой ответственностью должен подходить педагог детского сада к организации и содержанию выбора дошкольного образования, что бы обеспечить своевременное интеллектуальное развитие ребенка.
В соответствии с ФГОС ДО, познавательно — исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой,, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.
Как известно, акцент в дошкольном образовании перенесен с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческое применение в определенной жизненной, учебной (игровой) ситуации.
В процессе формирования у детей дошкольного возраста интеллектуально-познавательных умений мы решаем, в первую очередь, следующие задачи:
• Обучаем детей системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов.
• Формируем умение сравнивать, группировать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы.
Это во многом будет определять успешное обучение ребенка в его дальнейшей жизни и учебе. Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога и самостоятельно добывать информацию, и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.
Этапы формирования интеллектуальных умений дошкольников на основе элементарной исследовательской деятельности:
I этап (3-4 года) – обучение способам сенсорного обследования и элементарным приемам сравнения предметов и объектов ближайшего окружения на основе практических действий, формирование представлений о сенсорных эталонах.
II этап (4-6 лет) – целенаправленное обучение приемам сравнения и группировки, когда дети овладевают следующими умениями:
Выделять признаки и свойства объекта на основе сопоставления с другими объектами.
Определять общие и отличительные признаки и свойства сравниваемых объектов.
Отличать существенные и несущественные признаки предмета (объекта)
Определять принадлежность конкретного объекта к тому или иному заданному классу, и наоборот, рассматривать заданное через цепь единичных предметов.
Объединять предметы на основе выделенных общих признаков и называть образованную группу соответствующим именем (так называемое опережающее обобщение, без применения практических действий) .
III этап (6-7 лет) – развитие познавательной инициативы ребенка, умения группировать, классифицировать, обобщать предметы, объекты и явления, анализировать полученную информацию, делать элементарные выводы посредством: умения распределять предметы, объекты по классам на основе установления элементарных родовидовых, причинно-следственных, пространственных и временных отношений, классификации и систематизации на уровне символического действия на основе схем, символов, моделей, карт, знаковых систем (цифр и букв) .
К 6-7 годам очень важен этот переход от классификации и систематизации на уровне практического действия к уровню символического действия на основе схем, символов, моделей, знаковых систем, так как это является показателем формирования наглядно-образного и логического мышления.
Работа включает в себя преимущественно экспериментальную деятельность, развитие практического опыта, умение исследовать, самостоятельно добывать новые сведения об окружающем мире, делать выводы и умозаключения на основе полученных знаний. Подготовительная группа — этап опытно-исследовательской деятельности.
Правила безопасности при экспериментировании.
Необходимо предупредить детей о том, что нужно соблюдать технику безопасности для того, чтобы не причинить вреда себе и окружающим. Эти правила выглядят так:
• Проводить опыты только в присутствии воспитателя.
• Начинать опыт только с разрешения. Если хочешь что-то сделать, сначала спроси.
• Материалы сыпучие брать только ложкой.
• При проведении опыта не трогать глаза, лицо руками.
• Нельзя вещества и предметы, с которыми проводится эксперимент, пробовать на вкус, брать в рот.
• Любая исследовательская работа должна всегда начинаться с повторения правил безопасности.

Формы работы исследовательской деятельности.

1 Разработка и мониторинг уровня развития детей,  цель — фиксировать личностный рост и объем полученных умений.
2. Использование центра «Исследователь», пополнение его в соответствии с потребностями работы кружка «Момент радужных открытий». Пополнение других центров группы материалами для мотивации детей к исследованию: игровой центр — развивающие игры и упражнения; литературный центр — энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы, книги по интересам Обеспечение безопасности и доступности материалов.
«Экстепиментальная деятельность» — опыты с использованием оборудования: лупы, компасы, микроскоп, различный природный материал, сыпучие вещества и др.;
3.Включение познавательно-исследовательской деятельности в воспитательно-образовательный процесс ДОУ через экспериментирование, коллекционирование, путешествия по реке времени и другие формы работы. Использование методов и приемов организации исследовательской деятельности: наблюдения; беседы; опыты; дидактические игры, моделирование ситуаций; трудовые поручения.
4.Кружковая работа «Момент радужных открытий».
5.Открытая образовательная деятельность.
6Анкетирование родителей о важности исследовательской деятельности детей
7.Консультации для родителей(например: «Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса  детей к познавательному экспериментированию).
Примерные темы исследовательской деятельности.
Старшая группа: «Добрым быть хорошо», «Чтобы глазки были здоровы», «Волшебство красок», «Льдинка ,капелька ,снежинка», «Кто живет в норе?», «Крошка-картошка», «Рыбное царство –аквариумное государство», «Для чего нужна бумага», «Числа в сказках», «Порхающие цветы», «Путешествие семечки», «Я увидел свысока простого червяка», «Откуда берется мед? И т.д.
Подготовительная группа: «Ветер невидимка», «Песочная терапия», «Магнит и его свойства», «Секреты мыльных пузырей», «Что, откуда и куда?(закон сохранения вещества)», «Вата-дерево-металл», «Вода соленая и пресная», «Что может воздушный шарик?(резина ,вода и воздух)», «Вулканы», «Простые механизмы», «Дорисуй. Фокусы фантазии» и т.д.
Список литературы .
• Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.
• Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей ДОУ//Авт.-сост. Аджи А.В -Воронеж: ТЦ»Учитель»,2006.
• Комплексные занимательные занятия/авт.- сост.Ю.А. Вакуленко. – Волгоград : Учитель, 2009.
• Кайе В.А.Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8лет. -М.: ТЦ «Сфера», 2008.
• Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
• Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под ред.Л.Н.Прохоровой-М:АРКТИ,2008
• ФГОС ДО. – М: УЦ Перспектива, 2014.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector