Ситуативно-деловое общение — основной вид общения в раннем возрасте

Автор: Дмитриева Лариса Егоровна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ № 14 «Берёзка»

Населенный пункт: с. Яжелбицы, Валдайский район, Новгородская область

Тема: Ситуативно-деловое общение — основной вид общения в раннем возрасте

Опубликовано: 14.12.2016 08:39

Получить свидетельство      Скачать материал


Ситуативно-деловое общение — основной вид
общения в раннем возрасте.

Дмитриева Л.Е., воспитатель
МАДОУ №14 «Берёзка»с.Яжелбицы

В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребёнка со взрослыми:
Ситуативно-личностное;
Ситуативно-деловое;
Внеситуативно-познавательное;
Внеситуативно-личностное (по М.И. Лисиной).
Я работаю с детьми от 1,5 до 2,5 лет. В этот период жизни у малышей устанавливается ситуативно-делевое общение, которое составляет основное содержание коммуникативной деятельности на протяжении всего раннего возраста. Из своих наблюдений могу сделать некоторые выводы.
В раннем возрасте общение утрачивает свое ведущее значение, уступая место предметной деятельности, поэтому, главными поводами для контактов с взрослыми становятся действия с предметами.
Если в младенческом возрасте ребенок стремился получить ласку от взрослого, установить с ним контакт, то теперь ему нужна поддержка и поощрение в действиях с предметами. Удовлетворение этой потребности важно для познавательной активности и предметной деятельности.
После первого года жизни малыши все больше времени проводят без родителей и периоды их непосредственного общения с взрослыми сокращаются, у них появляется возможность более широкого общения со сверстниками. Например, двухлетний малыш скорее начнет играть со сверстниками, чем с матерью, хотя оба находятся рядом.
Контакты, возникающие между детьми по поводу каких-то игрушек или предметов, — это первая социальная форма общения между ними. Раз появились контакты, следовательно, дети будут подражать друг другу, координировать свои действия и стараться понять друг друга.
Первые контакты очень непродолжительны, по мере развития способностей к совместным действиям и умения общаться, взаимодействие со сверстниками становятся более стабильным и продолжительным.
Вступая в социальные отношения между собой, общаясь друг с другом на понятном им языке слов и жестов, дети усваивают некоторые общие правила поведения: они хвалят или бранят друг друга, делятся игрушками, искренне сочувствуют, если товарищ по игре упадет или ударится.
В общении с окружающими у детей появляется спектр эмоций – от любви до ярости. Например, в играх, могут проявляться агрессивность и гнев. Но у детей до 2 лет эти эмоции скоротечны, это случайные вспышки, не сопровождаемые с сознательной агрессивностью.
Уже в год дети начинают осознавать свою индивидуальность, «особенность» от других. В тоже время, переживая возникающее у них чувство сострадания и связанные с ним ощущения дискомфорта, они начинают понимать, что причина столь непонятного состояния заключается не в них самих, а в других людях, которым в данный момент плохо или больно. Так, Саша, видевший, как Катенька упала с трехколесного велосипеда, утешает ее, и отдаёт ей остаток недоеденного печенья, вместо того, чтобы помочь подняться ей и посмотреть, не ушиблась ли она.
При беседах с родителями, я говорю о необходимости умения детей проявлять заботу о тех, кто в ней нуждается, помогать человеку, испытывающему боль и огорчение. В этом случае я всегда демонстрирую положительные примеры.
Известно, что любое общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важная роль при этом отдаётся играм. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических проблем. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector