Педагогическая поддержка развития социальных навыков у детей с описанием ситуации и действий педагога

Автор: Уморина Антонина Николаевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ № 14 «Берёзка»

Населенный пункт: с.Яжелбицы, Валдайский район, Новгородская область

Тема: Педагогическая поддержка развития социальных навыков у детей с описанием ситуации и действий педагога

Опубликовано: 14.12.2016 09:07

Получить свидетельство      Скачать материал


«Педагогическая поддержка развития социальных навыков
у детей с описанием ситуации и действий педагога»
Воспитатель МАДОУ № 14 «Берёзка»
с.Яжелбицы Уморина А.Н.

Наблюдая, взрослые получают множество поводов для удивления и радости (чаще всего), для обдумывания ситуации и вопросов к профессионалам (хорошо, если не редко), для беспокойства и даже тревоги (редко, но все же, случается).
Наблюдая, взрослые учатся пониманию детей, уважению их неиссякаемой энергии и жажды познания мира, удивлению их уму и творческости.
К сожалению, и у многих родителей, и у педагогов детских садов сложилось представление о наблюдении, как рутинно-трудном деле, на которое нужно выкроить, такое дефицитное в нашей динамичной жизни, время.
Наблюдение – это труд, но благодатный и благодарный. На конкретных примерах можно увидеть и понять, как интересен мир детей и как много мы потеряли, если не вели и не ведем наблюдения за своими собственными детьми.
Наблюдение — процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребёнка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми. При организации процесса наблюдения ценится и процесс, и результат; сбор и запись информации производится в разнообразных ситуациях и в различных контекстах; анализ поведения детей является основой для принимаемых педагогических решений.
Наблюдение даёт множество фактов, свидетельствующих о мотивах действий, направленности интересов, особенностях речи и взаимодействия с другими. Можно делить всё наблюдаемое на отдельные стороны личности, иногда это необходимо и оправдано. Но правильнее и рациональнее помнить о том, что личность человека целостна, неделима, и те или иные проявления чаще всего не являются константой. Рефлексия и интерпретация увиденного — анализ собранных фактов, понимание сути происходящего, выстраивание в логической последовательности причин и следствий. Главенствующая позиция в рефлексии — определение сильных сторон в развитии ребёнка, того, в чём он автономен, самостоятелен, успешен.
Мы наблюдаем за детьми для того, чтобы определить интересы, умения и потребности каждого ребенка, выяснить что он предпочитает, какие занятия выбирает, когда есть выбор. Наблюдения позволяют понять ребенка как личность, с тем, чтобы создать для него комфортные условия и полностью вовлечь в жизнь группы, поддерживать и поощрять его активность и инициативу в познании.
Дети четырёх лет играют в спальне. Сначала игра похожа на бедлам — дети раскидывают мягкие модули, бросают друг в друга игрушки с криками «Акула! Акула!», но постепенно права организатора игры принимает на себя Артём, и в спальне слышатся его грозные команды: «Бери этот, ставь сюда! Неси руль. Нет! Это руль от машины. Неси другой, который штурвал! Ставь сюда длинный, вот этот. Наверх — жёлтый большой, а потом вон тот красный!». Постепенно из общей неразберихи вырисовываются контуры будущего корабля (абсолютно отличающегося от традиционных построек воспитателей). Алёна, Мира, Сёма и Фёдор миролюбиво подчиняются командам Артёма, а Никита им сопротивляется — ставит модули не так и не туда. Между Артёмом и Никитой вспыхивают и гаснут маленькие конфликты. Среди участников игры есть ещё один ребёнок — Антон. Он молча ходит вокруг постройки, что-то переставляя, добавляя, и именно его действия придают ей вид корабля.
Если взрослый только «смотрит за детьми», скорее всего он прекратил бы «это безобразие» ещё в первые минуты. Если взрослый наблюдает без цели, он видит детей, но вероятнее всего, самых ярких — Артёма и Никиту. А остальные — Мира, Сим, Фёдор и Антон остаются без внимания, и оценить ситуацию, а тем более перспективы их развития довольно сложно. (Этот сюжет вы можете посмотреть в видеофильме «Методика ведения педагогических наблюдений. Средняя группа» (М.: Линка-Пресс, 2009).)
Но мы наблюдаем и для того, чтобы лучше понять, что происходит с ребенком, распознать действительные причины его паоведения, состояния, осмыслить последствия.

За полчаса четырёхлетний Никита успевает переделать массу дел — раскидать игрушки и сделать поезд из конструктора, вытащить посуду из шкафа и накормить младшего брата кислыми яблоками, нарисовать мелками дом и тут же превратить рисунок «в лапшу». Попутно у него хватает сил и времени задеть Амину и Свету, взобраться по канату под потолок и посмотреть, как Матвей строит дом из кубиков, согнать с качелей Артёма и отобрать белый камешек у Рустама…
Ужасный ребёнок — так считают воспитатели. Это не раз слышали от них дети в группе. Об этом воспитатели успели сообщить «доверенным» родителям и теперь они настроены против Никиты. Не хотят его видеть. Считают злом, от которого следует избавиться. На это у них есть свои основания — царапина на щеке, оторванная пуговица, синяк на руке у их дорогих детей. По-боевому настроенные воспитателями, они готовы к любым действиям. Мало кто замечает, что от повышенной активности страдает больше всего сам Никита. Это на его руках и ногах больше всего синяков и ссадин. Но про синяки Никиты знает только его семья, а про синяк Марины — весь детский сад. Это как буйный ветер по степи: «Никита укусил Марину! Слышали, люди? Слушайте и не говорите, что не слышали». Покушение было месяц назад. Но пока слухи обойдут всех… Вот и кажется, что рот Никиты не закрывается НИКОГДА.

Для того чтобы разобраться в ситуации я стала наблюдать и записывать
В течение некоторого времени.
24.11.2012. 8.20. Никита катает по полу машину: «Вот сейчас поедет как гоночная!». Машина катится и попадает под ноги Симу. Сим споткнулся и задел Наташу. Оба ребёнка недовольны.
24.11.2012. 15.35. Никита забирается вверх по канату. Добрался до середины, осматривает сверху группу: «Смотрите, как высоко я могу!». От движений Никиты конец каната раскачивается и задевает сначала Артёма, затем Олю. Оля идёт жаловаться воспитателю: «Он меня толкнул».
25.11.2012. 15.55. Асенька (девочка с ДЦП) уронила мишку, не может сама его достать и громко кричит «А-а-а!». Никита, единственный из детей группы, бросается ей на помощь, поднимает мишку. Именно в этот момент воспитатель обращает свой взгляд на Никиту и Асеньку и застаёт такую картину: Никита с игрушкой в руках, Ася плачет.
25.11.2012. 16.05. Никита строит дом из строителя. Рядом с ним строит гараж Матвей. Матвей торопится «захватить» побольше кирпичиков, поэтому ставит их кое-как, его постройка неустойчива. Никита потянулся за пластиной, задел угол гаража и тот с грохотом упал.
Пример дневных «хроник» Никиты: 27.11.2012. 08.30. Рассматривает с детьми животных в энциклопедии для самых маленьких. Показывает крокодила и изображает мимикой, жестами испуг: «Ой-ой-ой». Дети отступают в стороны из-за его громких выкриков; 08.45. Сооружает дом из кубиков, комментирует: «Сейчас быстро построю, и занятие будет». Дом с грохотом падает; 08.55. Строит с Тимуром из напольных мягких модулей горку. К ним присоединяются и другие ребята. Начинается куча мала; 09.22. Катает по полу и по ковру Мишину машину. У машины отвалились колеса; 09.35. Успокаивает плачущего Мишу: «Ну чего ты ревёшь, ничего же не случилось, просто надо починить машину»; 09.41. Сооружает башню из пластмассового конструктора: «Смотрите, какая высокая! Может даже до неба достать». Башня качается, падает, задевая Марину; 09.54. Пристраивает к башне гараж: «Ребята, где машинки? Несите сюда. Будем ставить!». Никто не откликается; 10.15. Уселся около берёзы, внимательно следит, как ползёт муравей; 10.55. Зовёт Кирилла: «Иди, будем гонять мяч!». Бежит за мячом, не замечая других детей, сталкивается с Симом, оба падают; 12.25. В группе присаживается к столу. Начинает выдавливать формочкой фигурки из солёного теста. Фигурок получается много, несколько штук падают на пол. 15.35. Конструирует замок из пластмассового конструктора, говорит Фёдору: «Нет! Мне самому мало деталей»; 15.53. Начинает игру в домино «Животные», выкладывает карточки без ошибок. 16.20. Принимается за составление разрезной картинки «Маша и медведь»; 16.45. Раскладывает на столе новое лото «Птицы». В то же время постоянно вертит головой по сторонам — всё замечает, на всё реагирует.
Что мы видим? Очень активного деятельного ребёнка, у которого, возможно, в силу темперамента, движения резкие, порывистые, а в силу возраста — недостаточно скоординированные. Быстрота реакций позволяет Никите одновременно видеть, слышать и действовать в разных направлениях. Если взрослые не наблюдают за ним целенаправленно, то далеко не всегда успевают заметить начало ситуации, а её окончание рассматривают как «хулиганские проявления» мальчика. Недовольство воспитателей словно подстёгивает Никиту, и он старается сделать что-то быстро, «пока не запретили», а быстрота приводит к очередной «катастрофе».
Мы использовали эту неординарную историю только для того, чтобы всколыхнуть ваши мысли и чувства. На самом деле, внимания и понимания требуют все дети без исключения — шумные и тихие, активные и медлительные, интеллектуалы и «игротехники».

Примеры разработки микро-программ психолого-педагогической поддержки развития

Дима (4 г.), посещает среднюю группу.
Наблюдения (выборка)
11.10.13 Т.Н. Лежа на полу в игровом уголке Дима и Никита листают энциклопедию «Моря и морские обитатели». Никита готов «пробежать» по страничкам, а Дима старается задержать его руку: «Стой, стой, смотри, какая. А такую я никогда не видел. А это кто такой? Подожди, я еще не рассмотрел!» Наконец Никита не выдерживает, уходит, и Дима может рассматривать иллюстрации в свое удовольствие.
17.10.13 И.С. Сегодня карманы Диминой курточки наполнены пластмассовыми фигурками морских обитателей. Вокруг Димы вьются (и меняются) дети, слышны восторженные возгласы: «О, какой осьминог!», и Димины «правки» – «Это никакой не осьминог, это кальмар. Они бывают гигантскими и совсем маленькими» и т.д. О каждом животном он готов что-то сказать, пояснить, но большинство детей не проявляет к ним такого глубокого интереса.
Обобщенная информация о ситуации в развитии Димы
Дима не расстается со своей мечтой уже два года. О чем мечта? О море и морских обитателях. Самых разных, больших и крошечных, вполне обычных и почти волшебных. Интерес к ним возник после посещения с родителями петербургского дельфинария. С тех пор Дима пересмотрел, перечитал (с помощью взрослых) множество книг, журналов, энциклопедий, фильмов, так что его знания выходят далеко за рамки типичных для дошкольников, живущих в средней полосе России. Каждое утро мальчик ждет начала утреннего сбора, чтобы поделиться новостями: «Белух иногда называют канарейками. Белуха это тоже кит, но написано, что она дельфин. Перепутали, наверное. Белухи любят разговаривать с человеком «эээ-эээ». На них могут нападать касатки. Я могу вечером почитать о них в энциклопедии, а завтра еще расскажу», «Дельфины очень подвижные, они едят рыбу. И очень веселые и дружелюбные», «Больше всего мне нравятся белухи и дельфины, потому что они меня любят. Когда я еще был в животике, то подумал, что буду любить всех морских».
На прогулке и на занятиях, в спальне, и в физкультурном зале Дима всегда вместе со своим другом – дельфинчиком. Среди прочих экспонатов его огромной коллекции морских обитателей – он самый любимый. «Когда мои касатки, синие киты, акулы и дельфины кричат, я кормлю их рыбой, и они успокаиваются. Голодная касатка может съесть человека – она не очень дружелюбное животное. Хищник».
Большинство игр мальчика, так или иначе, связаны с морской тематикой. Из конструктора или строительного материала он строит дельфинарии и аквариумы, в которых разворачиваются самые разнообразные события: «Дельфины учатся прыгать. Тренеры их учат. Дельфины очень подвижные. Все люди смотрят, как прыгают дельфины. Вот выплывает одна белуха, потом ещё две белухи, стали танцевать на хвостах».
Разнообразие сюжетов игр привлекает и других, так что общий уровень информированности наших детей с помощью Димы растет день ото дня.
Вывод: Дима обладает ярко выраженным устойчивым интересом и академическими способностями (умение концентрироваться на решении конкретной задачи, умение использовать разнообразные источники информации, умение использовать информацию и т.д.).
Микро-программа психолого-педагогической поддержки Димы
Задачи: способствовать развитию познавательных интересов и потребностей; систематизировать и конкретизировать представления о море и морских обитателях; способствовать возникновению желания поделиться тем, что интересно для ребёнка; поддерживать стремление аргументировать свои суждения; поддерживать в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы.
1. Формирование позитивной самоидентификации.
Проговариваем достижения Димы: «Я благодарна тебе за то, что ты поделился с детьми своими знаниями; Мне очень приятно, что ты всегда готов рассказать о чём-то интересном; Удивительно, как много интересного ты знаешь; Я горжусь тем, что ты знаешь о морских обитателях больше, чем я; У тебя получилась интересная игра; Сегодня ты не побоялся поспорить с взрослыми; Отлично, что ты пригласил в свою игру других детей; Вот здорово – ты не только знаешь много интересного о дельфинах, но и сам сконструировал для них дельфинарий; Я уверена – твои мама и папа гордятся, что их сын столько много знает и хочет узнавать новое; Мне кажется, что ты ошибаешься, думая, что улитка насекомое, давай ещё раз уточним это». Предлагаем поделиться вопросами и желаниями: о чём бы ты хотел ещё узнать? Что тебе для этого нужно?
2. Создание условий для поддержки академических способностей (знаний и учебных умений); для развития лидерства и навыков сотрудничества.
Сами изучаем тему «морские обитатели», чтобы была возможность подхватить разговор; организуем познавательные вечера «А знаете ли вы?», где Дима сможет поделиться с детьми и взрослыми своими новостями; поддерживаем самостоятельную поисковую деятельность детей: организуем наблюдение за поведением аквариумных рыбок в экологической комнате детского сада, оформляем полочку «Умных книг»; обращаемся к ресурсам детской библиотеки им. В. Бианки; организуем сбор коллекций фигурок морских обитателей, открыток, фотографий, картинок, этикеток, фантиков и т.д. с изображением обитателей мира морей и океанов; вовлекаем детей группы, родителей в сбор материалов о морских обитателях; начинаем подготовку к созданию мини-музея, договариваемся с Димой о роли гида по мини-музею; проводим викторины, КВН, конкурсы, где встречаются команды детей и родителей, детей нашей группы и детей других групп; организуем фотовыставку «Как прекрасен этот мир»; вместе с родителями подбираем видео- и аудиокассеты, диски по теме; обсуждаем ситуации: «Представь, что ты вдруг станешь дельфином (акулой, китом и т.д.). Расскажи, что ты будешь делать, опиши один день своей жизни»; вместе осуществляем проект «Море, море», где Диме отводится роль руководителя и консультанта; предлагаем Диме вместе с мамой и папой освоить свой индивидуальный проект, выбрав тему; презентовать свой проект вместе с родителями нашей группе и в других группах детского сада; в уголке книгоиздательства предлагаем Диме «написать» статью для научного журнала; обсуждаем содержание, последовательность изложения текста, помогаем написать (записываем под диктовку Димы); проводим игры – интервью «Что я знаю о…»; создаём условия для игровой деятельности: организуем дидактические, подвижные игры на морскую тематику, создаём макеты морей и океанов с использованием разнообразных материалов, в том числе и бросовых, поощряем сюжетно-ролевую игру; создаём «Красную книгу», куда заносим морских обитателей, оказавшихся на грани исчезновения (это может быть темой индивидуального проекта Димы); готовимся ко «Дню защиты окружающей среды» (5 июня), рисуем плакаты; подбираем художественные произведения о море и морских обитателях; предлагаем придумать и задать разные вопросы, чтобы больше узнать о каком-нибудь морском обитателе, рисуем вместе схему, по которой можно рассказать о морских обитателях; предлагаем придумать и нарисовать своих морских обитателей несуществующих в природе, используя помощь других детей; предлагаем вопросы для рассуждения: «Почему рыба не тонет в воде?», «Откуда фонтан у кита?», «Болят ли зубы у акулы?», «О чём думает дельфин?». Проговариваем «Ты настоящий исследователь морских глубин».
3. Несколько простых советов, которые помогут родителям поддержать Диму: прислушиваться к речи ребенка, записывать его идеи и высказывания; приходить в группу для того, что бы вместе с Димой рассказать о том, что узнали или для того, чтобы послушать Диму и порадоваться за него; помочь Диме в сборе материала по теме. Не искать информацию вместо него, делать вместе с ним; читать о том, что ему интересно; говорить с Димой на равных, объяснять все, что вызывает вопросы, поддерживать его идеи; уважать его право на свободу выбора, самовыражения; по возможности посещать библиотеки, выставки; быть готовым оказать содействие и прямую помощь в затруднительных ситуациях; поощрять Димину самостоятельность, доверять ему.
Наблюдения в процессе реализации микро-программы психолого-педагогической поддержки
21.11.13 Дима делится информацией: «Мы с мамой нашли в интернете, что касатки и акулы – враги дельфинов. Они их едят. Ещё касатки питаются рыбой, нападают на людей. У касаток нет врагов, только корабли и люди, они их ловят и едят», и продолжает, рассказывая о домашней коллекции: «Их очень много, даже не могу всех назвать: касатки, синие киты, моржи. Морской слон, белухи, мальки, черепахи, тюлени. Мне подарили дельфинов: красного, малинового, оранжевого, фиолетового».
17.12.13 Все фигурки животных, которые Дима находит в группе, он раскладывает по коробочкам, корзиночкам: «Здесь будут все жирафы, а здесь бегемоты. Зайцев надо еще найти или купить, а то их только три. Черепах можно положить к морским, я думаю, это морские черепахи».
21.02.14 Мы пополнили энциклопедиями и книгами о морских обитателях наш уголок «Умных книг». Дети с удовольствием рассматривают книги вместе с Димой, а Дима комментирует увиденное: «Это морской слон, у него хобот есть, только маленький. Если будет большой, то будет другой слон» и продолжает: «Дед Мороз подарил мне огромную книгу про морских жителей. Я прочитал, что акулы едят маленьких черепах, а касатки едят маленьких горбатых китов». С удовольствием рассказывает о своём аквариуме: «У меня живут рыбы барбусы и сомы. Присоска – это сом, только девочка. Кормлю их кормом только утром, одну ложечку, а то умрут. Есть барбус полосатый и барбус золотой. Их надо по два покупать, будут долго жить. Рыбы пецилии чуть-чуть подрастают, но маленькими остаются. Если б было можно, то завёл дома дельфина, кормил бы рыбой. А моржей нельзя, моржам нужен холод, а то они умрут, а дельфины холод не любят».
15.02.14 Дети любят играть с Димой, а Дима с удовольствием принимает детей в свою игру: «Сейчас будем кормить дельфинов. Ты, Ариша, корми этого, а ты, Алёна, этого. Берите рыбу и бросайте им. Дельфины плавают в море, играют. Вдруг им навстречу плывут касатки. Дельфины уплывают от них. Дельфины хотят встречаться только с дельфинами, а акулы и касатки их враги».
С помощью родителей у нас в группе появилась морская звезда, декоративные морские композиции, светильник «Морское дно». С их помощью в умывальной комнате мы оформили стенку в стиле морского дна, где дети разместили водоросли, камешки, морских обитателей. Родители подарили нам аудио и видеокассеты «Малыш у моря» из цикла «Волшебные голоса природы», «Творения природы» из цикла «Шедевры нашей планеты». Это наши любимые занятия по вечерам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector