Социализация и развитие детей младшего дошкольного возраста на примере подражательско — исследовательского проекта «Зачем нужна чайная посуда?»

Автор: Барысевич Валентина Павловна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ № 14 «Берёзка»

Населенный пункт: с.Яжелбицы, Валдайский район, Новгородская область

Тема: Социализация и развитие детей младшего дошкольного возраста на примере подражательско — исследовательского проекта «Зачем нужна чайная посуда?»

Опубликовано: 14.12.2016 09:14

Получить свидетельство      Скачать материал


Социализация и развитие детей младшего дошкольного возраста на примере подражательско — исследовательского проекта
«Зачем нужна чайная посуда?»
Барысевич В.П. воспитатель ФМАДОУ
№ 14 «Берёзка» с. Яжелбицы
в д. Любница Валдайского района.

Младший дошкольный возраст – это важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром.
В младшем дошкольном возрасте «территория познания» ребенка ограничена ближайшим непосредственным окружением. Это связано с его познавательными возможностями, основной способ познания на данном возрастном этапе «вижу – действую». Наилучшим образом малыш постигает и осознает реальные предметы к которым можно приблизиться, которые можно рассмотреть, подержать в руках, с которыми можно проделать различные манипуляции (действии), события и явления окружающей действительности, в которых они сами являются участниками. Благодаря этому дети накапливают довольно много представлений и знаний о ближайшем непосредственном окружении.
Малыши очень наблюдательны и учатся жизни на собственном опыте, если они не ходили в магазин и не слышали, как мама разговаривает с продавцом, не видели, как платит деньги за товар и потом несёт его домой, они не будут играть в сюжетно-ролевую игру «Магазин».
Если кто-то заболел, то ребёнок увидел, как к ним домой приходил доктор, делал укол, давал таблетки или микстуру, и он начинает играть в сюжетно-ролевую игру «Больница».
Дети наблюдают, как мама готовит обед и рассказывает последовательность приготовления, то ребенок тоже будет играть в сюжетно-ролевую игру «Семья».
Новая педагогическая технология обучения проектный метод позволяет глубже изучать окружающий мир, вести самостоятельную исследовательскую деятельность. Чем разнообразней исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. С детьми младшего возраста, которые начинают говорить и задавать вопросы, внедрение проектной деятельности я использую с третьего года жизни.
Подражательно-исследовательская деятельность детей младшего возраста отличается от любой другой деятельности тем, что педагог планирует этапы исследования объектов и явлений, определяет цели опыта, материал и оборудование. Для ребенка исследовательская деятельность связана неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для этого возраста:
введение детей в проблемную игровую ситуацию, пробуждение интереса к предлагаемой деятельности (ведущую роль остается за мной);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе со мной);
формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
Я предлагаю вашему вниманию зарождение проектной деятельности с детьми разновозрастной группы 2 — 4 лет на примере проекта «Зачем нужна чайная посуда?».
Проблема: У Сени дома вчера были гости и поздравляли маму с днем рождения. Утром мальчик пришел в центр «Семья» и казал «У нас сегодня будут гости, будет чаепитие!».
Вот идея проекта. Далее идет поиск материала: собираем картинки разной чайной посуды, интерьеры кухонь, рассматриваем по схеме строение, цвет, размер, форму чайной посуды, находим картинки старинной посуды, идем в музей «Русская изба», на пищеблок. Подбираю и прошу родителей принести книги с рассказами, стихами, сказками по заданной теме. Все помещаю в развивающую среду группы.
Далее идет сбор материала. «Какая красивая чашечка!» — говорит Кристина. «У нас дома на празднике тоже был красивый сервиз», — сказал Сеня. Дети стали собирать всю посуду для чая в группе. Присоединились родители, стали приносить различные виды чайной посуды. Так открыли мини-музей. Изучали свойства посуды. Она бывает деревянная, стеклянная, глиняная, железная, фарфоровая даже. Разные экспонаты появились на выставке.
Сеня принес даже железные баночки из-под чая и сказал: «Вот в таких баночках у нас хранится хороший чай, чтобы он долго не портился. Мы с мамой в Валдае его покупали». Сени три года и пять месяцев, сегодня он у нас самый активный и старший, остальные дети ходят за Сеней «гуськом», он у них авторитет «все знает».
«Смотрите, эта чашечка квадратная, и блюдечко тоже», — заметил Сеня, ее принесла мама Вари. В нашем музее появились стаканы, бокалы, кружки, чайники для заварки. «А почему чайники стеклянные? У нас дома нет такого», — спросил Сеня.
Рассматривая посуду, стали ее исследовать. Пришли к выводу: у чашки должны быть донышко, ручка, стенки. Если ручки нет, то пить с нее плохо. «Бывает у чашки отбивается ручка, без ручки неудобно, надо быть осторожным, можно порезаться. У чашечки должна быть ручка большая, чтобы хорошо держать», — заключает Сеня. Чашка без дна – это подстаканник. «Но бывают чашки и без ручки — это пиалы» — говорю я. Дети стали сравнивать какая посуда больше. «Где больше стаканов воды нальем, та и больше», — заключил Сеня. «А еще посуда бывает бумажная, вафельная. Я мороженое ел в вафельном стаканчике», — вспомнил Сеня.
Мы с детьми заваривали черный и зеленый чай и его дегустировали. И вдруг неожиданно включился в разговор Ваня: «Мне больше понравился зеленый чай».
Провели фокус с перевернутым с водой стаканом. «Смотрите, чай не разлился, когда перевернули стакан, его бумажка держит».
«Стаканы стеклянные. Они могут разбиться, надо осторожно мыть их», — сказал Сеня. «Смотрите, там ложечка утонула маленькая», — снова сказал Ваня. Его интерес увеличивается. Он пробует вступить в беседу.
В творческой деятельности дети рисуют посуду, оформляют альбом «Чайная посуда», лепят, занимаются аппликацией.
«Мне очень понравился стеклянный чайник. В нем все видно. Я решил нарисовать этот чайник. Сверху нарисую крышечку. Теперь нарисую чай»,- пояснил Сеня.
«В моей чашечке яблочный сок. Я его очень люблю. Мне его мама покупает», — сказала маленькая Лиза (2 года 3 месяца).
И закончился проект большим чаепитием «Приходите к нам на чай!» Красиво сервированный стол. Звучит тихая музыка. А у детей праздник!
Со временем количество задаваемых вопросов становится больше. Постепенно активность в процессе деятельности начинает исходить от самих детей и они начинают выступать как самостоятельные субъекты. В этом случае дети в деятельности экспериментирования удовлетворяют свои потребности, свои интересы, свою волю.
Метод проектов позволяет реализовать права ребенка на инициативу и самостоятельность, приобрести и проявлять начальные ключевые компетентности. Предметом анализа является общее количество предложений (инициатив), полученных от детей, направленность инициатив, количество детей-инициаторов. Проектная деятельность вначале строится с инициатив взрослого, к концу года инициативы взрослого уменьшаются, увеличивается количество инициатив детей.
Проекты по продолжительности начинаются с одного занятия и увеличиваются до дня, недели, двух недель, месяца.

Использованная литература:
М.В. Крулехт «Дошкольник и рукотворный мир», «Детство-пресс, С.-Петербург», 2002г.
Л.В. Свирская «Метод проектов в образовательной работе детского сада», НИРО, 2013г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector