Социализация развития детей на примере реализации исследовательского проекта с детьми разновозрастной группы 4-5 лет «Чем полезны каши»

Автор: Соломина Лилия Владимировна

Должность: Воспитатель

Учреждение: ФМАДОУ № 14 «Берёзка»

Населенный пункт: с.Яжелбицы, Валдайский район, Новгородская область

Тема: Социализация развития детей на примере реализации исследовательского проекта с детьми разновозрастной группы 4-5 лет «Чем полезны каши»

Опубликовано: 14.12.2016 09:22

Получить свидетельство      Скачать материал


Социализация развития детей на примере реализации исследовательского проекта с детьми разновозрастной группы 4-5 лет «Чем полезны каши».

Соломина Л.В., воспитатель МАДОУ
детского сада № 14 «Березка»
с.Яжелбицы Валдайского района

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально — личностного развития детей.
Социализация детей сегодня — это процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.
Цель социализации — развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром, становится не просто актуальной, но одной из самых важных.
Моя деятельность, как педагога, направлена на помощь ребенку в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; на помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.
Пришла к выводу, что проектная деятельность является наиболее эффективной в работе по социализации дошкольников, которая основывается на понимании личности каждого ребенка. Из множества определений, на мой взгляд, наиболее полно раскрывает суть вопроса следующее: «Проект – это дидактический метод, который представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную и осознанную самими детьми, потому что им интересно найти пути ее решения». Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Темы проектов чаще всего выбирают сами дети. Рассмотрим социализацию детей на примере реализации исследовательско-творческого проекта с детьми разновозрастной группы 4-5 лет «Чем полезны каши?»
Реализация нашего проекта началась с выбора темы, которую определили сами дети, неожиданно, по своей инициативе. Кирилл поинтересовался, почему в детском саду на завтрак часто варят каши, он не любит каши, с удовольствием поел бы бутерброд с колбасой. Сразу же наш разговор поддерживают другие дети, многие из них тоже не хотели бы есть кашу. Выясняю у детей, что они знают про каши: знаю гречневую и манную каши, каши бывают молочные, манные, кашу можно не жевать, мама дает сестренке кашу в бутылочке, чтобы она выросла, каши очень полезные, мама всегда так говорит.
Выдвинули гипотезу: «Мы предполагаем, что каши приносят пользу организму человека». «А чем они полезны?» — заинтересовываются все дети.
Решили провести исследование и всем вместе выяснить, чем полезны каши.
Дальше обсуждаем, что бы дети хотели узнать. Сражу же возникло много вопросов: «Из чего готовят каши, какие бывают каши, как варить кашу, с чем едят кашу, чем полезны каши».
Исходя из вопросов, интересующих детей, составили план реализации проекта. Заполненная модель была вывешена в приёмную, чтобы родители её увидели, заинтересовались, включились в совместную работу по проекту.
Определили источники поиска материалов по теме. Заглянули в Интернет, оказывается, каша – самое распространенное русское блюдо. На Руси варили каши из гречихи, пшеницы, проса, овса и многих других зерновых культур. Злаки содержат практически все необходимые организму питательные вещества в идеальном соотношении. Тут же возник вопрос у Никиты: «А что же такое злаки?» Делюсь с детьми информацией. «Давайте посмотрим, где они растут»,- предложила Аня. Подобрали различные картинки. Из коллекции гербариев выбрали колосья различных зерновых культур. И снова вопрос Ульяны: «Кашу варят из колосьев этих растений?». «Откуда узнаем?» — спрашиваю у детей. Сразу же ответ Никиты: «Давайте посмотрим энциклопедию».
-Зернышки росли в земле на поле и появилось растение,- сказала Аня.
-Когда зерно становилось спелым, его собирали комбайнами и увозили на завод. Зернышки очищали и делали крупу, — дополнил Ваня.
-А раньше убирали вручную, жали серпами, — добавила Катя.
-Пшено делают из проса, — сказала Катя.
-Манку делают из пшеницы, -вспомнил Кирилл.
Кирилл выяснил у дедушки, что раньше на полях, которые находятся сразу за его домом, выращивали ячмень и овес. Его дедушка работал на этих полях на тракторе, пахал землю.
Тут же возник вопрос у Насти: «Где люди берут крупу?». «Кашу варят из крупы. Крупа продается в магазине, я видел», — подсказал Ваня. «Можно сходить в магазин, там работает моя мама, и спросить», — предложила Аня. Составили маршрут экскурсии в магазин. «Нужно повернуть направо, потом налево, потом по тропинке дойти до речки. Там мост, повернуть направо, вот и будет магазин. Мы с мамой всегда так ходим», — объясняет Катя. С родителями организовали экскурсию в магазин. В магазине купили несколько видов крупы. «Откуда берется крупа в магазине?» — спросила Аня. Дети с интересом слушали рассказ продавца.
И снова вопрос: как варят кашу? Ульяна предположила сходить на кухню к повару и спросить.
Посетили кухню, где повар показала и рассказала как варят кашу. «Сначала крупу перебирают. В кастрюлю надо налить молоко и чтобы оно закипело, потом насыпать крупу, маленько посолить, сахар положить и варить», — вспомнил Ваня. «Надо часто мешать кашу, чтобы не пригорела и варить на медленном огне»,- добавила Катя.
Ваня рассказал о том, что бабушка варит вкусную кашу в русской печи не в кастрюле, а в чугунке. Выяснили, что раньше кашу готовили в глиняных или чугунных горшках в русской печи, а сейчас в кастрюлях на плитах или в специальной посуде в СВЧ-печах, а Настя добавила: «Моя мама варит кашу в мультиварке». В музее «Русская изба» рассмотрели разные виды горшочков.
Никита с мамой принесли сказку «Горшочек каши». Спрашиваю: «Есть ли еще художественные произведения про кашу?» С помощью родителей подобрали сказки, загадки, пословицы по теме.
Далее начался процесс изучения подобранного материала. Дети рассматривали коллекцию колосьев различных зерновых культур. На карте проследили весь путь каши с поля до нашего стола. Изготовили плакат «От поля до каши». У Ани возник вопрос: «Что делает каша у нас в животе?». Давайте посмотрим в энциклопедии», — предложил Ваня. «А еще на нашем рисунке человека можно посмотреть», — вспомнил Кирилл.
Изучили движение пищи человека по рисунку. Обобщили, что каша — полезный продукт, в ней полезные витамины и питательные вещества разные. «У нас все органы работают хорошо и у детей много сил. Еще у детей хорошее настроение, мы можем много бегать», — заключила Аня.
Составили алгоритм приготовления молочной каши. С чем можно есть каши? Для разнообразия меню решили подобрать, с помощью родителей, различные рецепты приготовления каш в игровом центре «Семья».
Вместе с родителями составили коллекцию различных круп, подобрали крупы для игры в магазин. Катя предложила попробовать гречневую кашу, которую вместе с мамой сварили в русской печи. Исследовали на вкус гречневую кашу, сваренную в кастрюле и в чугунке в русской печи. «Вместе с мамой дома мы сварили гречневую кашу в чугунке в русской печи. Мама сказала: «Каша придает силы человеку. В ней много витаминов, она самая полезная. Я сказала она – «царь» каша»,- рассказывает Катя. «А чипсы – это полезный продукт?», — поинтересовался Никита. И сразу же множество детских вопросов про разные продукты. Принесли картинки различных продуктов. С помощью родителей изготовили плакат «Продукты полезные и неполезные».
Пытались объяснить, почему повар засыпала в кастрюлю немного крупы, а каши получилось много, как перебирают крупу, ведь она мелкая. Провели серию опытов «Почему при варке каша увеличивается в размере?» «Как быстро перебрать крупу?»
С удовольствием разучили танец поварят и хороводную игру «Варись, кашка»
Применяются ли крупы еще где? Из круп мы делали панно, организовали выставку. Рисовали иллюстрации к сказкам «Лиса и журавль», «Сладкая каша», лепили горшочки из глины, читали художественные произведения, поставили драматизацию сказки «Лиса и журавль».
В издательстве «Малыш» с увлечением выпускали книги «Такая полезная каша», «Книга рецептов», «Про кашу», «Сказки». Презентацией проекта стала выставка изготовленных детьми книг.
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что работа по проекту, в котором была сформулирована проблемная ситуация, дала детям огромный толчок в проявлении себя, как исследователя, позволила проявить детям свою самостоятельную активность, инициативу,
способствовала приобретению необходимых социальных навыков.
В ходе исследования дети научились искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, самостоятельно проводить несложные опыты, делать выводы, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ. В ходе проекта у детей расширились представления о злаковых культурах и их полезных свойствах, дети научились различать и называть разные виды круп, называть какую кашу они едят на завтрак и поняли какую пользу приносит каша их организму.
Хочу отметить, что систематическое использование метода проектов в работе с детьми повышает интерес к созданию чего–то интересного, необычного, нового, что способствует наилучшему формированию интегративных качеств дошкольника.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector