Социализация детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Автор: Щепанова Юлия Николаевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: ФМАДОУ № 14 «Берёзка» с.Яжелбицы в д.Лутовёнка

Населенный пункт: с.Яжелбицы, Валдайский район, Новгородская область

Тема: Социализация детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Опубликовано: 14.12.2016 09:41

Получить свидетельство      Скачать материал


Социализация детей дошкольного
возраста в игровой деятельности.

Щепанова Ю.Н., воспитатель
ФМАДОУ № 14 «Берёзка»
с. Яжелбицы в д.Лутовёнка

Теме социального развития дошкольников в настоящее время уделяется особое внимание. Не случайно социально- личностное развитие и воспитание дошкольника является одним из основных компонентов ФГОС по дошкольному образованию, принятых в январе 2014 года. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменениями социально- политических и социально- экономических условий жизни. Что же мы понимаем под словом социализация (социальное развитие)? Социализация — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально- культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из: трудовых навыков, знаний, норм, традиций, правил, социальных качеств личности.
Моя задача, как педагога, состоит в том, чтобы любой ребенок чувствовал себя счастливым, мог адаптироваться и преодолевать трудности, иметь представление о разных сторонах своего «я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности. Для реализации вышеперечисленных задач необходимо для детей создать игровое пространство, в котором ребенок смог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками, но и активно усваивать знания, нормы и правила поведения в обществе.
Игра является одной из форм социализации ребенка. Именно в игре ребенок развивается, познает мир, общается. Способствуя социальному развитию детей в игре, я предлагаю игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь.
Находясь дома с родителями, ребенок является центром всеобщего внимания. В детском саду он начинает понимать, что он один из многих таких же, как сам. Перед ребенком предстоит выбор: наладить дружеские взаимоотношения с другими детьми или же вступить в конфликт. Есть дети, которых отвергают сверстники, не принимают в игру. Я создаю мотивацию, чтобы дети пригласили такого ребенка в игру, и тогда у него начинают меняться социальные качества – ребенок постепенно становится более открытым для общения.
Я работаю в разновозрастной группе с детьми от 3 до 7 лет. Такие условия способствуют семейному воспитанию, где младшие дети в игре подражают старшим.
Дружеские взаимоотношения в таких группах очень важны. У нас в группе есть уголок дружбы «Цветик-семицветик», где мы обсуждаем различные жизненные ситуации, развиваем сюжеты ролевых игр. Создавая воображаемую ситуацию в игре, ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примерять» на себе роль взрослого. Отрабатываем мы варианты разрешения конфликтов, учимся правильно выражать недовольство или одобрение.
В сюжетно – ролевых играх я большое внимание уделяю игровой обстановки (комната для кукол, кабинет врача, предметы мебели и т.д.) На помощь нам приходят строительно-конструктивные игры. Именно они включают детей в создание игровой обстановки и способствуют проявлению добрых чувств по отношению к сверстникам, интерес к общему замыслу.
Хорошо помогает нам решить ту или иную проблемную ситуацию игра-тренинг. В процессе ее решения дети ведут диалог с положительным или отрицательным героем. Обычно это сказочные персонажи, такие как Незнайка, Баба-яга, Дуремар и другие. Дети усваивают в процессе таких игр, что «хорошо» и что «плохо». Хорошо зарекомендовала себя психогимнастика, где движением, мимикой дети показывают чувство радости, печали злости, удивления и т.д.
При проведении вышеперечисленных форм работы соблюдаю принципы открытости, рефлексивности, сопереживания ситуации.
В своей практике мы с детьми используем и творческие сюжетные игры: игры-драматизации, игры-имитации. Театрализованная игра является средством социально-эмоционального и художественно-эстетического развития дошкольника.
Хочется остановиться еще на одном моменте — это утренний групповой сбор, который я использую с детьми уже второй год. Дети садятся в круг, идет процесс «устройства»: кто с кем рядом сядет, для кого нужно оставить местечко. Уже на этом начальном этапе проявляется эмпатия, умение вступать в контакт, договориться о совместных действиях. Кроме того, общий круг предоставляет возможность увидеть всех, поприветствовать, поделиться радостью или огорчением. Игра является неотъемлемой частью группового сбора. Она занимает всего пять минут. Я использую игры, не требующие большой подвижности. Использую пальчиковые, словесные, игры-фантазии, игры-цепочки, игры-шутки, использую и элементы тренинга, например, психогимнастику. Дети выражают мимикой, жестами свое видение «расстроенного мышонка», «гордого львенка», «испуганного зайчишку». Все это позволяет овладеть ребенком начальной социальной компетентностью.
Таким образом, социальное развитие ребенка представляет собой последовательный многоплановый процесс, требующий тщательной подготовки воспитателя. И именно игра сделает его занимательным и интересным.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector