Формирование взаимоотношений у старших дошкольников в сюжетно – ролевой игре

Автор: Фадеева Татьяна Михайловна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ № 14 «Берёзка»

Населенный пункт: с.Яжелбицы, Валдайский район, Новгородская область

Тема: Формирование взаимоотношений у старших дошкольников в сюжетно – ролевой игре

Опубликовано: 14.12.2016 09:58

Получить свидетельство      Скачать материал


Формирование взаимоотношений у старших дошкольников
в сюжетно – ролевой игре.
Фадеева Н.В., воспитатель
МАДОУ № 14 «Берёзка» с.Яжелбицы
Для полноценного познавательного и социального развития старшего дошкольника уже не достаточно общения и взаимодействия только со взрослыми. В общение со сверстниками ребенок становится более самостоятельным и независимым. Так как именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими детьми, умение отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты, а также взаимное доверие и доброта. Имея разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, дошкольник точнее оценивает себя и других, свои возможности и возможности других, поэтому, его творческая самостоятельность и социальная компетентность растет.
В дошкольном возрасте ребенок познает мир человеческих отношений и различных видов деятельности и функций людей, ему хочется включиться во взрослую жизнь и активно в ней учавствовать, но пока это ему не доступно. Так же встаршем дошкольном возрасте ребенок очень сильно стремится к самостоятельности. От этого противоречия и рождается ролевая игра то есть самостоятельная деятельность дошкольников, имитирующая жизнь взрослых людей.
Игра занимает очень важное, место в жизни дошкольника. В сюжетно – ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений между детьми. Дети объединяясь в совместной игре в дальнейшем обогащают и усложняют содержание игры. Ведь опыт каждого ребенка ограничен, он знаком только с узким кругом действий, выполняемых взрослыми. Поэтому в игре и возникает обмен опытом. Они перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью ко взрослым, в результате этого, игры становятся многообразнее. В процессе усложнения игры, увеличивается количество участников игры, а также усложняются реальные взаимоотношения, что приводит к необходимости более четко согласовывать действия между собой. Выбор сюжета и роли становятся более определенными, осознанными и стойкими. Зачастую общие игровые интересы сближают детей и становятся началом дружбы, и в этом отношении очень важны длительные игры.
Длительная будущность игры требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей, при этом учитывая интересы каждого участника, умения считаться с товарищем и приходить ему на помощь в нужную минуту. У играющих детей развивается чувство ответственности за общее дело. Следственно игровые и реальные взаимоотношения сливаются и становятся едиными.
Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста. Игровые интересы моих детей характеризуются значительным увлечением играми с познавательным содержанием, в том числе и общественным, например «Поликлинника», «Магазин», «Железная дорога», «Моя семья», «детский сад» и т.д.
Вот как реализовалась сюжетно-ролевая игра в нашей группе «На приеме у врача». Ира пришла с утра в детский сад и сообщила, что вчера была у доктора, он её послушал «трубочкой», а ещё посмотрел горлышко, и сказал что можно идти в садик. Я разяснила детям, что «трубочка» — это фалендоскоп. Тут же Кристина стала рассказывать как она ходила к доктору когда болела. Дети заинтересовались этой темой и я предложила сходить на экскурсию в участковую больницу. Дети задали разные вопросы доктору, медсестре, лаборанту. Например, Лиза спросила врача зачем делают прививки, а Кирилл поинтересовался зачем болячки мажут зеленкой, ведь это так больно. Наш терапевт ответила на все наши вопросы. Она показала детям медицинские инструменты и рассказала для чего они нужны. Еще мы осмотрели все кабинеты, которые есть в нашей поликлиннике:стамотологический, физиотерапевтический, кабинет педиатра, процедурный кабинет, кабинет терапевта, а еще лабароторию, где берут анализы.
В группу дети шли с воодушевлением, им нетерпелось скорее поиграть в больницу. Мы пдготовили для игры костюмы доктора и медсестры, и чемоданчик с медицинскими инструментами и лекарствами. Затем выбрали Доктора, им стал Ильюша и медсестру, ею захотела стать Полина. Наши пациенты заняли очередь на примем к врачу.
Лиза: «Доктор у меня температура и горлышко болит». Доктор осмотрел и выписал лекарство – сироп от кашля и в горлышко прыскать спреем.
Максим: «Здравствуйте! Доктор у меня насморк». Наш Доктор осмотрел и выписал капли от соплей.
Артём: «А у меня болят уши!» Наш Доктор Ильюша и тут не растерялся и выписал пациенту капли для ушей.
Во время всей игры медсестра Полина помогала доктору, подавала инструменты и «писала» на бумажках рецепты, а еще делала прививки.
Наблюдая за детьми, в процессе игры, я им подсказывала что нужно быть вежливыми и обязательно здороваться, благодарить и прощаться. Так же я им подсказала, что детей, у которых болят зубки доктор-педиатр должен направить к стамотологу, у детей у которых болят ушки к — отолорингологу, а у кого болят ножки или ручки к хирургу, ну а глазки к — окулисту.
Вероника тут же захотела стать стамотологом. Мы в группе оборудовали «стоматилогический кабинет», она у нас лечила зубки. А Вика стала окулистом, в итоге у нас образовалась целая поликлинника, появился даже свой лаборант который брал анализы. В целом игра увлекла ребят. На следующий день они играли уже самостоятельно.
Следует заметить, что с усложнением игрового взаимодействия возрастают сотрудничество и кооперация. Это происходит только при условии руководства педагога. Чтобы правильно судить о характере взаимоотношений, складывающихся между детьми в группе детского сада, мне следует постоянно наблюдать за общением детей в игре и других видах деятельности.
Воспитывая у детей отношение доброжелательности друг к другу, в ходе игр я привлекаю внимание детей к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом. Воспитываю в детях желание помочь сверстнику, поделиться с ним, отозваться на его просьбу. Стараюсь учитывать право каждого ребёнка на участие в совместной игре, учу умению в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе, приветливо ответить на просьбу товарища, принять его в игру.
Я обращаю внимание детей на недопустимость грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника.
Следственно, игра — это не простое занятие. При поддержке игры взрослыми, игра доставляет максимум удовольствия ребенку, но главное, она служит для решения более благородной задачи — научить детей общаться.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector