Особенности взаимодействия специалистов ДОУ с семьёй, имеющей ребёнка с ОВЗ

Автор: Медникова Марина Ивановна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад «Улыбка»

Населенный пункт: г. Тулун, Иркутская область

Тема: Особенности взаимодействия специалистов ДОУ с семьёй, имеющей ребёнка с ОВЗ

Опубликовано: 14.12.2016 10:09

Получить свидетельство      Скачать материал


Выступление на городском методическом объединении

«ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ С СЕМЬЁЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ОВЗ»

Подготовила:
Медникова М.И.
МБДОУ «Детский сад
«Улыбка»

г.Тулун, 2016 г.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ С СЕМЬЁЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ОВЗ

 Семья – ближайшее и постоянное окружение ребёнка. Именно общественные ценности личности, её духовный стержень формируются в процессе внутрисемейного взаимодействия ребёнка с родителями и другими членами семьи. 
 Семья, имеющая ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребёнка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. 
Работа с родителями данной категории детей имеет свою специфику. В результате рождения ребенка с ОВЗ отношения внутри семьи, контакт с окружающим социумом искажаются. Изменения связаны с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены семьи такого ребенка.
Изменения у родителей детей с ОВЗ происходят на 3 уровнях:
Психологическом: сильный стресс от осознания рождения больного ребенка оказывает деформирующее воздействие на психику родителей, в первую очередь у мамы: у них возникает отчаяние, растерянность, тревожность, фрустрация из-за отсутствия положительной динамики в развитии ребенка, пассивность, агрессия, негативизм и др.;
Социальном: деформируются взаимоотношения между родителями, система отношений членов семьи с окружающим социумом: семья становится малообщительной и избирательной в контактах из-за чувства стыда, страха, боязни непонимания, недоверия к миру; матери часто не могут реализовать себя в профессиональной деятельности, т.к. уход за ребенком с ОВЗ занимает большую часть их времени;
Соматическом: из-за длительного воздействия стресса родители находятся в постоянной депрессии, истощении, что приводит к возникновению различных заболеваний.
Педагогам ДОУ приходится сталкиваться с рядом проблем: отказом понимания родителями истинных проблем своего ребенка (родители видят нарушения в двигательной сфере, но не хотят замечать интеллектуальной недостаточности, считают, что все пройдет само собой и др.); отсутствием мотивации к взаимодействию с педагогами; неэмоциональном, иногда агрессивном отношении к собственному ребенку.
 Многие родители не знают эмоциональных потребностей детей, не обладают навыками эффективного взаимодействия с ребёнком и часто не могут оказать полный комплекс воздействий на ребёнка и помочь им могут только квалифицированные специалисты детского сада.
Проблема современных родителей заключается в низком уровне педагогических знаний, в отстранённости. Помимо педагогических знаний, они должны уметь использовать специальные знания, которые могут использовать дома, при занятиях с детьми, в их воспитании и взаимодействии с ними. Поэтому одной из актуальных задач современного общества является оказание социальной и педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, число таких детей растёт. Это требует от педагогической общественности развитие взаимоотношений образовательной системы и семьи. Также это поможет успешно решить ряд воспитательных задач. В идеале воспитательные воздействия дома и в детском саду должны осуществляться в едином ключе.
 Взаимодействие с родителями – особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпения. Сам вопрос взаимодействия специалистов детского сада и семьи это не новшество. Для эффективного сотрудничества с родителями необходимо, учитывая их личностные проблемы, прежде всего, заслужить их доверие, раскрепостить их, получить эмоциональный отклик, что не всегда позволяют сделать традиционные формы работы с родителями. Существует множество форм сотрудничества с родителями, но применение данных форм не везде и не всегда эффективно. Поэтому каждое дошкольное учреждение должно вносить свои изменения, новшества в работу с родителями. Нужно построить работу таким образом, чтобы был виден положительный результат.
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, определилась общая цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:
1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
3. Сформировать адекватную самооценку.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей.  Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:
1. Неприятие личности ребенка;
2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;
3. Страх ответственности;
4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;
5. Гиперболизация проблем ребенка;
6. Вера в чудо;
7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;
8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.
Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.
Параметры уровня готовности родителей к сотрудничеству
1. Адекватность оценки родителями и другими взрослыми членами семьи состояния развития ребенка в данный период;
2. Степень инициативы родителей в плане сотрудничества;
3. Признание ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого – педагогических, так и медицинских рекомендаций.
Принципы работы с родителями детей с ОВЗ
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.
4. Принцип доступности
Концепция взаимодействия ДОУ и семьи
1. Семья – центр жизни ребенка.
2. Семья держит в своих руках важнейшие рычаги самочувствия ребенка и его развития.
3. Семья – величина постоянная, тогда как педагоги, воспитатели и детские учреждения приходят и уходят.
4. Каждый родитель – эксперт по своему ребенку, его первый воспитатель и педагог.
5. Педагоги – профессиональные консультанты, помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования, которое с отдачей ребенка в детский сад не перестает быть их собственным делом.

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

 В своей работе учреждения должны использовать традиционные формы сотрудничества с родителями, постепенно внося в них изменения, дорабатывая их. Выделим следующие формы работы с семьёй: коллективные, индивидуальные, формы наглядного информационного обеспечения. 
1. Коллективные формы взаимодействия.
1.1. Общие родительские собрания.
Задачи:
— Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;
— Решение организационных вопросов;
— Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.
1.2. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости.
Задачи:
— Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
— Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;
— Решение текущих организационных вопросов.
1.3. “День открытых дверей”. Проводится администрацией ДОУ.
Задача:
-Знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.
1.4. Тематические доклады, плановые консультации, семинары.
Задачи:
— Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;
— Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.
1.5. Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ДОУ с привлечением родителей.
Задача: — Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.
2. Индивидуальные формы работы.
2.1. Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.
Задача:
— оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания.
2.2. Родительский час. Проводится учителями-дефектологами один раз в неделю во второй половине дня.
Задача: — информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком.
2.3. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.
Задачи:
— сбор необходимой информации о ребенке и его семье;
— определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;
— определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей.
— определение оценки родителями работы ДОУ
2.4. “Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.
Задача: — оперативное реагирование администрации ДОУ на различные ситуации и предложения.
3. Формы наглядного информационного обеспечения.
3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, “Готовимся к школе”, Развиваем руку, а значит и речь”, “Игра в развитии ребенка”, “Как выбрать игрушку”)
Задача: — информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ.
3.2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.
Задачи:
— ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;
-привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
3. 3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями. Проводятся два — три раза в год.
Задачи:
— создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;
— наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.
Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство — эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. «Партнерство» — наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство — это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.
Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимые условия полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где работа детского сада и родителей действует согласованно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector