Социализация и развитие детей старшего дошкольного возраста на примере исследовательско-творческого проекта «Куда едут машины?»

Автор: Фрушенкова Наталья Юрьевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ № 14 «Берёзка»

Населенный пункт: с.Яжелбицы, Валдайский район, Новгородская область

Тема: Социализация и развитие детей старшего дошкольного возраста на примере исследовательско-творческого проекта «Куда едут машины?»

Опубликовано: 14.12.2016 10:16

Получить свидетельство      Скачать материал


Социализация и развитие детей старшего дошкольного возраста на примере исследовательско-творческого проекта
«Куда едут машины?»

Фрушенкова Н.Ю., воспитатель МАДОУ
№ 14 «Берёзка» c. Яжелбицы

Процесс социализации дошкольника происходит постоянно: в общении с взрослыми, в наблюдениях, в ходе совместной деятельности.
Развитие начальной социальной компетентности – важный этап социализации ребенка в процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. При этом важно помнить, что компетентность – это наличие таких важных факторов, как:
извлекать пользу из собственного опыта, использовать имеющиеся знания в практической деятельности;
думать, высказывать свою позицию, отстаивать собственное мнение;
искать способы решения проблемы, доказывать их целесообразность;
активно действовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
договариваться, улаживать конфликты.
Все перечисленные умения формируются только в общении со взрослыми и сверстниками. Одной из таких форм является технология проектной деятельности. Являясь педагогом-экспериментатором и работая по теме «Использование ресурсов соцкультурной среды Валдайского края для социализации и развития детей в проектной деятельности», мы совместно с детьми провели серию исследовательско-творческих проектов по данной теме. Вот, например как шла работа по реализации исследовательско-творческого проекта с детьми подготовительной группы «Куда едут машины?»
Наш детский сад находится в 150 метрах от трассы «Москва-С. Петербург». Дети рисовали. Вдруг Никита посмотрев в окно, сказал:
«Смотрите, на дороге «пробка»! Сколько много машин стоит на дороге!» Так возникла идея проекта.
Я предложила детям ответить на вопрос: «Что мы знаем о транспорте?» Они отвечали: транспорт – это машины, они умеют ездить, они могут возить людей на работу; возить грузы.
Дети назвали машины, которые знают: грузовики, эвакуаторы, мусоровозы, пожарные машины, легковые, скорые, почтовые, военные, полицейские, такси, экскаваторы, подъемные краны, молоковозы, канализационные, строительные, гоночные, продуктовые, почтовые, КАМАЗы, автобусы, ДЖИПЫ, мотоциклы, велосипеды, ЖИГУЛИ, автовозы. Вот такое разнообразие машин знают дети! Знают, что у машины есть колёса, сиденья и руль, глушитель, бампер, выхлопная труба, стекла, фары, капот, багажник, двери, колёса, масло заливают в двигатель. Ваня летом видел, как у прицепа колесо отвалилось.
«Машины нам нужны, чтобы мы не устали. Мы не смогли бы сами пешком в Валдай или в С.Петербург без транспорта дойти. Будем очень долго идти»,- сказал Лёша. «Еще есть стоянка и заправка для машин», — сказала Даша. Вета сказала: «У моей мамы есть машина — Hyundau, а папа работает на «Жигулях». «Если не пристёгивать ремень, водитель может затормозить и можно вылететь», — сказала Вика: «А у машины есть еще имя».
А хотят дети узнать: куда едут машины, как они устроены, кто их придумал, кто их вообще строит, какая была самая первая машина, а раньше какие были, а у кого из нас есть машины, какую пользу они приносят, какой вред, а как диски засовывают в колёса, хотят узнать, как делают двигатель?
Дети рассмотрели модели воздушного и водного транспорта в Интернете, а потом все виды автомобилей, Никита принес книгу «Транспорт».
Дарья рассказала, что у крёстного есть машина «Жигули». Он приезжает к ним в гости из города В.Новгорода. А ещё сказала, что когда была маленькой, мама её возила вот на этой коляске и нарисовала ее рисунок.
Дети сходили на заправочную станцию, посетили придорожное кафе для водителей, автостоянку. Пересчитали все машины. Всего на автостоянке стояло 18 грузовых машин, среди них: 16 машин – фуры, 1 машина – автовоз и 1 — Камаз после аварии. Дети задавали много вопросов обслуживающему персоналу. Познакомились с веселым водителем Александром, провели иньютиирование. Водитель едет на машине «Вольво» по маршруту С.Петербург-Москва. Дети проследили на карте движение машины.
Прошли экскурсии к школьному автобусу, грузопассажирской машине (буханка), папа Сонечки провел мастер-класс, он ездит на «Скании». Виолетта прочитала в энциклопедии о том, что первый в мире автомобиль был – армейский тягач, его построили очень давно.
Саша прочитала в энциклопедии о том, что машины бывают бронированные. «Стёкла защищают от пули и они не горят в огне», — сказала Саша бабушке в раздевалке.
«Водители могут забыть о «пробках», потому что скоро будут ездить по воздуху», — прочитал в книге и рассказал детям Руслан.
Никита прочитал в энциклопедии о том, что мотоциклы бывают разные: городские, внедорожные, спортивные и сделанные по заказу. Гоночные и супербайки могут гонять на огромной скорости. Ещё есть трициклы — с тремя колесами и квадрациклы — четырёхколёсные. «И у меня есть квадрацикл, помните, я осенью и летом гонял вокруг дома после садика?» — вспомнил Никита. Говорили о безопасности движения на дорогах.
Ваня рассказал детям о машине «ГАЗ – М20В ПОБЕДА», Эту машину начали выпускать в городе Горький на автомобильном заводе. Мощность двигателя — 52 лошадиные силы. Сейчас уже такие машины не выпускают.
Рассмотрели пользу и вред от машин, составив схему.
«А у нас есть скутер. Он весит 115 кг, в бак вмещается 6 литров бензина, расходует всего 3 л бензина на 100 км и мощность двигателя 10 л.с.», – составили рассказ и нарисовали Саша с папой.
Дети выяснили, что первым мотоциклом был велосипед с паровым двигателем. Исследовали машину УАЗ (буханка).
Все свои исследования дети отразили в творческой деятельности. «Посмотри, Никита, как настоящая фура получилась!» – дорисовывая свой рисунок, сказал Серёжа.
«А я построил 4 полицейские машины с мигалками, мост и гараж для них», — сказал Руслан. «Вова, Никита, давайте поиграем вместе!- предложил он друзьям. Виолетта нарисовала самосвал, который привез песок в песочницы.
В ходе проекта дети ознакомились с техникой, машинами и механизмами, разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессии родителей
«Я, когда вырасту, буду ездить на «Фуре» и буду водителем «дальнобойщиком», — сказал Сережа. «А я на пожарной машине буду работать», — сказал Никита. «А я на полицейской», — добавил Вова.
Обогащение социального опыта детей способствовало общение детей со сверстниками, старшими детьми, взрослыми, которые помогали в решении сложных вопросов. Я убеждена, что их активное участие в жизни детского сада формирует полноценную социальную среду и положительно влияет на социальное и эмоциональное развитие дошкольников.

Используемая литература:

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперементы для дошкольников», М.,ТЦ «Сфера», 2001.
2. М.В. Крулехт «Дошкольник и рукотворный мир», «Детство-пресс, С.-Петербург», 2002г.
3. Л.В. Свирская «Метод проектов в образовательной работе детского сада», НИРО, 2013г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector