Система работы по БДД в ДОУ

Автор: Воронкова Ольга Владимировна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: МБДОУ детский сад № 34 «Родничок»

Населенный пункт: с.Косулино, Свердловская область

Тема: Система работы по БДД в ДОУ

Опубликовано: 14.12.2016 10:38

Получить свидетельство      Скачать материал


Система работы по БДД в МБДОУ № 34 «Родничок»
С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий.
Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей, поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.
Значимость проблемы определена Законом РФ «О безопасности дорожного движения».
Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ строится в соответствии с планом, который составляется на учебный год.
Главная цель работы – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах посёлка, города.
Она реализуется путём решения следующих задач:
• усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
• формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;
• развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Организация процесса непрерывной подготовки дошкольников к безопасному поведению на дороге может быть эффективной лишь при соблюдении следующих принципов:
— непрерывности и последовательности обучения;
-целенаправленности, систематичности;
— особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. Принцип наглядности, доступности, единства теории и практики традиционно применяется в работе с дошкольниками. Дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
— Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;
— ведущей роли педагога при самостоятельности и активности детей.
Воспитывая дошкольников, педагоги применяет такие методы, как
моделирование и технология игрового обучения, интерактивный метод, метод наблюдения, беседы, внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В дошкольном возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым.
В детском саду № 34 «Родничок» используются следующие формы ознакомления детей с правилами безопасного поведения на улице.
Игровая деятельность включает:
-подвижные игры;
-дидактические игры;
-настольно-печатные игры;
-сюжетно-ролевые игры;
-игры-драматизации и театрализованные игры;
-игровые практикумы на транспортной площадке.
Уже в младшем дошкольном возрасте дети получают первые сведения о правилах движения и поведения на улице, закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем.
Непрерывно образовательная деятельность
Теме ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения может быть отведена часть занятия по любому разделу программы или занятие по ознакомлению с окружающим миром полностью.
Например, на занятиях по развитию речи используются различные методы и приёмы по знакомству с правилами безопасного поведения, с основными видами и характеристиками движения, причинами и способами их измерения:
-рассматривание иллюстраций;
-разучивание стихотворений по БДД
-разыгрывание игровых обучающих ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т.д.
-решение проблемных задач и ситуаций
-слушание аудиозаписей песен, сказок соответствующей тематики
-широко используются информационно-компьютерные технологии: просмотр мультфильмов, презентаций, слайдов.
На занятиях по продуктивным видам деятельности дети выполняют индивидуальные и коллективные работы соответствующей тематики, используя спектр возможностей для моделирования с различными материалами; раскрашивают картинки в книжках-раскрасках;
В результате продуктивной деятельности организуются
— выставки рисунков, поделок, моделей;
— изготовление атрибутов к играм.
В конструктивной деятельности дети строят дороги, переезд, перекрёсток, различные здания, транспорт.
С воспитанниками ДОУ проводятся беседы, инструктажи, викторины.
Данные формы работы полезны для выявления имеющихся знаний и представлений детей, определения направлений, по которым необходимо проводить в дальнейшем специальное обучение.
Примерные темы бесед, викторин:
• «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых?»
• «Почему нельзя играть на тротуаре?»
• «Какие правила нужно соблюдать при переходе дороги?»
• «Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД?»
• «Для кого предназначены дорожные знаки?»
• «Как надо вести себя в общественном транспорте?» и т.д.

Проектная деятельность
Совместно с родителями в ДОУ разрабатываются реализуются проекты с целью более «глубокого погружения» ребёнка в проблему и вовлечения в работу взрослых участников дорожного движения.
В рамках проектов проводятся:
-участие в СЭЛФИ — акция «Спасите детские жизни» 2015г.,
— акция «Неделя безопасности дорожного движения» ежегодно осенью и весной,
— акция «Я берегу жизнь своему ребенку» — май 2016г
— оформляются фотостенды
Чтение художественной литературы
Педагоги подбирают произведения, в которых наиболее ярко описаны правила безопасного поведения на улице.
Методика работы с художественным произведением предполагает:
• выразительное, эмоциональное чтение произведения;
• повторное чтение произведения и вовлечения детей в несложный анализ содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил и возможности их избежать;
• беседа с детьми по содержанию, используя иллюстрации книги и подобранные специально.
В рамках художественно-речевой деятельности проводятся:
— вечера загадок;
— викторины;
— развлечения, праздники;
— спектакли, театрализованные постановки.
В ходе игр, инсценировок, викторин дети постигают и закрепляют важные правила пешехода.
-Проведение праздников, развлечений является эффективной формой работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению правилам дорожного движения.
-Цикл бесед: «Моя улица» (Младшие группы)
«Дорожные происшествия» (средние группы)
«Изучаем правила дорожного движения» (старшие группы)
«Работа сотрудника ГИБДД» (подготовительной группы)
— Чтение художественной литературы по ПДД (Все группы)
-Рассматривание иллюстраций и обыгрывание ситуаций (Все группы)
-Игра «Путешествие в страну дорожных знаков» (Со средней группы)
-Проведение досугов в старших группах «Уроки светофора»
-Выставки детских рисунков «Азбука дорожного движения» (Наша улица)
-Игровая деятельность в центрах дорожной безопасности в группе
-Упражнения на перекрестке во время прогулки
-Экскурсии к проезжей части
-Участие детей и педагогов в интернет — конкурсах

Предметно-развивающая пространственная среда по БДД:

— макеты, уголки дорожной безопасности во всех возрастных группах
— разные виды транспорта
— настольно-печатные игры, дидактические наглядные пособия, карточки
-художественную литературу
— перекресток
Работа с педагогическим коллективом.

Для повышения педагогического мастерства воспитателей в детском саду проводятся:
— педагогические советы,
— консультации,
-открытые просмотры по обучению детей правилам дорожного движения;
— обмен опытом педагогов ДОУ.
Взаимодействие с родителями по вопросам обучения детей 
правилам дорожного движения.
В дошкольном возрасте отношения и ценности формируются, прежде всего, через пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей. В профилактической работе воспитатели подчеркивают ценность человека, соблюдающего правила.
Эти же идеи доводятся через информационную пропаганду до сведения родителей.
Пропаганда ведется посредством разъяснительной работы с родителями (законными представителями) о правилах дорожного движения и правилах перевозки детей с обязательным использованием детских удерживающих устройств;
— посредством общих родительских собраний, в том числе с приглашением сотрудника ГИБДД.
Информирование родителей по «Профилактике дорожно-транспортного травматизма» на родительских собраниях во всех возрастных группах, педагоги напоминают родителям о том, что яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка. Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его нужно одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями.
Педагоги пропагандируют: как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям? Разобрать и оценить реальные ситуации во время прогулок. Воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и научить контролировать свои эмоции и реакции, управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации.
Малышу следует объяснять значение дорожных знаков и сигналов светофора, рассказывать, что происходит вдали и вблизи улицы, по которой он ходит вместе с родителями.
Нельзя разрешать детям играть самостоятельно на улице где-либо кроме детских площадок, а кататься на санках можно позволять только с тех горок, которые родители видели сами и уверены, что они безопасны.
На информационных стендах для родителей размещаются рекомендации, памятки, буклеты по обучению правилам дорожного движения и поведения на улице.
На сайте детского сада, странички «Безопасность», «Наши группы» родители узнают о том, что в ДОУ проводилось развлечение по БДД, тематическая неделя или викторина.
Это является поводом напомнить родителям о важности данной темы и обсудить это с ребенком по дороге домой. В отношении проблемы безопасности детей не должно быть легкомыслия, нетерпимы разногласия по принципиальным вопросам.
Следует отметить еще один аспект работы по БДД – социальное партнерство:
— с детским драматическим театром «В гостях у сказки». Спектакли по правилам дорожного движения: «Приключения домовенка Кузи», «Светофор»;
— с библиотекой с.Косулино в рамках тематических недель.

В заключении хочется отметить, что педагоги МБДОУ № 34 «Родничок» понимают важность данного направления. Обобщают и систематизируют педагогический опыт по обучению детей ПДД, подбирают методический инструментарий:
· картотека подвижных игр по ПДД;
· картотека дидактических игр по ПДД «Дорожная игротека»;
· подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;
· конструкты НОД, конспекты бесед, досугов и развлечений;
— воспитатели собирают материалы по БДД систематизируют, оформляют его в папки в соответствии с возрастными особенностями воспитанников;
— в ДОУ создана медиатека по БДД.
Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в МБДОУ детский сад № 34 «Родничок» ведется систематически, целенаправленно, последовательно.
Ответственный по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма,
старший воспитатель Воронкова О.В.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector