Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр

Автор: Карабанова Ольга Юрьевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад №95 «Аленушка»

Населенный пункт: г. Нижний Новгород, Нижегородская область

Тема: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр

Опубликовано: 14.12.2016 21:20

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №95 «Алёнушка»
Воспитатель: Карабанова Ольга  Юрьевна
« Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»
Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции.
Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.   В.А.Сухомлинский считал, что «истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Работы В.М. Бехтерова  доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.  Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.   Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том  числе и речи, а в дальнейшем формированию письма.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддержать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие и т. п., предметы для исследования) — он получает необходимый стимул для развития.
 Таким образом, развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.
В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?
Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к исследованиям современных педагогов: Л.П.Савиной “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”; Е.А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”; С.О.Ермаковой “Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”, «Играем с пальчиками» Андрей Хвостовцев.
Цель : « Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»
На основе данной цели определены следующие задачи:
1. Создавать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта и развития навыка ручной умелости.
2.Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное внимание и пространственную ориентацию.
3.Повышать компетенцию родителей в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.
Провела следующую работу с воспитателями:
Семинар – практикум «Коррекционно – развивающее влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста»
Стараюсь также использовать разнообразные формы работы с родителями, такие как: индивидуальные беседы, консультации для родителей, на которых объясняю, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, шнуровки, вкладыши, конструктор и т. п . Даю рекомендации родителям, в которых убеждаю их давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость. 
  Основная работа заключается в работе с детьми.
  Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.
3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.
4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
   5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
   6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
          Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами. Такие как:
— Игры с пуговицами («Застегни карманчик», «Бусы»);
— Игры – шнуровки («Вышей цветок», «Зашнуруй ботинок»);
— Игры с прищепками («Кормушка для рыб», «Постираем платочки»);
— Игры с крышками от бутылок («Колеса для машины», «Воздушные шарики»);
— Игры с сыпучими материалами («Сухой бассейн», «Месим тесто»);
— Игры с бусинами, макаронами («Бусы для мамы», «Найди такую же »);
— Рисование (рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками, резиновыми мячами с шершавой поверхностью);
— Аппликация (сначала просто рвать, а потом и вырезать ножницами кусочки бумаги, картинки, фигуры и закреплять (приклеивать) их на листе бумаги);
— Лепка (лепка из пластилина или соленого теста; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание);
— Игры на песке служат прекрасным средством для развития и самообразования ребенка;
— Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.
Упражнения по пальчиковым играм подбираются в соответствии с возрастными особенностями. Все эти упражнения и потешки в работе используются мной постоянно.
Так ,например, малышам предлагаю упражнения на катание пальчиками силиконовых шариков. Для этого упражнения использую также шарики из пластилина, бусы. Приговорки и потешки, которыми сопровождаю упражнения, делают их максимально эффективными, а также просто забавными и интересными.
Я катаю свой орех,
Чтобы был круглее всех,
Вот так, вот так,
Чтобы был круглее всех.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, продевание колечек на веревочку ; игры с карандашами, перебирание зерен,  работа с тестом или с пластилином, для развития движений хорошим средством является “Пальчиковый театр”. Он способствует овладению не только навыками мелкой моторики, а ещё развивает внимание, память, мышление, воображение, снимает тревожность, повышает работоспособность головного мозга. Малышам также интересно  разбирать предметы на части и собирать их снова. Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.
Теперь поговорим о таком виде пальчиковых игр, как игровой пальчиковый массаж.
Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. Основные приемы массажа — поглаживание, манипуляция. Самомассаж — один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов.
Массаж внутренней поверхности ладоней можно проводить с использованием различных предметов: карандашей с гладкой и ребристой поверхностью; грецких орехов, детских грабелек, различных бигуди, и многое другое, насколько подсказывает фантазия.
Можно предложить массаж, используя бигуди.
Еду к деду
Задачи: развитие тактильного восприятия, ловкости.
Материал: бигуди
Ход игры. Предложите ребенку покатать бигуди между ладонями, постепенно увеличивая усилия, в такт вашим словам:
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дороженьке,
На одной ноженьке,
В старом лапоточке,
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг… в яму
Бух!
Многие фольклорные и авторские пальчиковые игры сопровождаются пением, пальчиковый игровой массаж можно также делать под музыку.
Также существует много интересных упражнений с шариком массажером Су-Джок. Обыгрывать их можно по — разному. Вот, например, упражнение про зайчат:
ЗАЙЧАТА
На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/
Целый день скакали зайки /прыгать по ладошке шаром/
И катались по траве, /катать вперед – назад/
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/
Но напрыгались, устали /положить шарик на ладошку/
Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/
«С добрым утром!» — им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/
Если каждый день заниматься по 7-10 минут массажем рук детей, пальчиковыми играми, то положительный результат будет обязательно.
Если каждый день заниматься по 7-10 минут массажем рук детей, пальчиковыми играми, то положительный результат будет обязательно.
Подводя итог своей работы, я провела педагогическое наблюдение, в результате которого выяснилось:
• большинство детей с удовольствием в своих играх используют игры-потешки, песенки и повторяют их;
• дети, которые не умеют говорить, с удовольствием повторяют движения;
• у многих детей достаточно хорошо развилась координация движений пальцев рук и кистей;
• дети, у которых развитие речи не соответствовало норме, достигло уровня их возрастной нормы, обогатился их речевой запас.
Когда же можно проводить пальчиковые игры? Пальчиковые игры проводятся во время утреннего приёма как отвлекающий фактор для переключения внимания, после сна ( по две-три минуты), в НОД как физминутки, используя при этом разнообразные формы, методы и приемы (показ действий, действия руками ребенка, самостоятельные действия ребенка.).
Если каждый день заниматься по 7-10 минут массажем рук детей, пальчиковыми играми, то положительный результат будет обязательно.
Подводя итог своей работы, я провела педагогическое наблюдение, в результате которого выяснилось:
• большинство детей с удовольствием в своих играх используют игры-потешки, песенки  и повторяют их;
• дети, которые не умеют говорить, с удовольствием повторяют движения;
• у многих детей достаточно хорошо развилась координация движений пальцев рук и кистей;
• дети, у которых развитие речи не соответствовало норме, достигло уровня их возрастной нормы, обогатился их речевой запас;
• родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
• родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.
Эффективно использовать пальчиковые игры в период адаптации они помогают снять напряжение и скованность у детей, способствуют более легкому привыканию к новым условиям. В группе сохраняется психологический комфорт, атмосфера радости, покоя, тепла.
Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Для занятий пальчиковой гимнастикой нужно только наше желание – ведь для этих веселых и полезных игр не нужно ни специального места, ни каких-либо подручных средств.

В своей работе с детьми в МБДОУ № 95 «Алёнушка» накапливаю опыт по теме «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через использование пальчиковых игр» т.к. эта проблема остается актуальной в детском саду.
  Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
  «Рука — это инструмент всех инструментов», — сказал еще Аристотель.
  «Рука — это своего рода внешний мозг!» — писал Кант.
Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке письму, а не само письмо.
В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
  Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить мышление и речь ребенка.
  В общем, чем лучше работают пальцы, вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
  Оказывается, рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому, именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.
Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка и мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Как отмечает Л. В. Фомина «Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы».
Выполняя различные пальчиковые упражнения кисти рук, приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Кроме пальчиковых упражнений, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом: «Дорисуй и нарисуй сам», «Обведи узоры», «Продолжи узор» и так далее.
Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые, наклонные, вогнутые, волнистые линии и замкнутые формы.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать; у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Письмо — это сложный навык, исключающий выполнение тонких координированных движений руки.
В настоящее время я работаю педагогом-психологом. Дети, с которыми я работаю, имеют не только нарушения в познавательной сфере, но и речевые нарушения. Это побудило меня начать  работу по развитию мелкой моторики рук. Для комплексного решения коррекционных задач я использую методы и приёмы, находящие эмоциональный отклик у детей.
Перед собой я поставила следующую цель:
Научить детей улавливать связь между словами и жестами, повторять определенные движения.
Задачи:
• Расширять пассивный и активный словарь;
• Развивать внимание, усидчивость;
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер;
• Развивать художественный вкус и творческие способности;
• Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.
Во время обучения детей штриховки  я использую следующие методы и приёмы: показ с проговариванием действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки.
Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Даже при обучении детей младшего возраста нужно оперировать такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение), сторона, центр, линия, диагональ.
Для создания мотивации использую игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяю художественное слово.
Для создания положительной мотивации используются пальчиковые игры, логопедические упражнения, стихотворения.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители — самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей ознакомлены с технологией обучения детей штриховки, многие приобрели книги с образцами. Родители высказывали свои наблюдения, что дети, занимаясь штриховкой, стали более усидчивыми, аккуратными.
Таким образом, одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностями речевого и моторного развития детей является их участие в занятиях в вечернее время, где можно познакомиться с методами и приёмами работы. Взрослые обучаются  пальчиковой гимнастике, самомассажу кистей рук. На совместных занятиях родители могут помогать своим детям, а самое главное — создается эмоциональный контакт между ними.
Также в своей работе использую пальчиковый игротренинг, конструирование с различными предметами с помощью пальцев, пальчиковая азбука, игры с мелким материалом, упражнения на  развития графических навыков, развивающий массаж, психогимнастика.
Пальчиковый тренинг, который я провожу, разнообразный, эмоционально-приятный, неутомительный, динамичный. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала, поэтому задания превращаются в занимательную игру. Предложенные игры сначала использую как самостоятельные, а затем включаю в пальчиковые развлечения.
Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.
Конструирование с помощью пальцев разных предметов, объектов хорошо подходит для мобилизации внимания, вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.
 Пальчиковая азбука — это система изображений букв русского алфавита с помощью пальцев рук. Такое построение закрепляет зрительно-пространственный образ буквы, способствует развитию психических функций, необходимых для изучения школьных программ. Пальчиковая азбука является одним из средств профилактики дислексии и дисграфии. Регулярно используя данные средства, я добиваюсь совершенствования навыков чтения: слияния слогов, плавного, безотрывного чтения слов.
Игры с мелким материалом 
— игры с разноцветными крышками, выкладывая из которых красочные предметы и узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение;
— игры с палочками;
— игры с мозаикой, конструктором;
— игры с пуговицами, бусинами, косточками, семенами плодов;
Развитие графической моторики:
— рисование по трафарету;
— рисование по фигурным линейкам;
— штриховка;
— работа в тетрадях, выполнение графических упражнений;
В процессе игровых заданий дети получают следующие навыки:
— совершенствуют общую и мелкую моторику, тактильный и зрительный анализаторы, умение классифицировать по заданному принципу, выполнять движения рукой в заданном направлении;
— работают над темпом выполнения задания, аккуратностью и усидчивостью, над развитием устойчивого внимания и воображения;
— развивают зрительно-моторные координации, дифференциацию лево — право, вперед-назад, произвольность психических процессов, визуальное и аудиальное внимание, умение выполнять задание по схеме и по описанию на слух;
— закрепляют знания о свойствах разных материалов, о правильной ориентации элементов написания печатных букв и цифр; углубляют понятия о величине, цвете, толщине, понятия «множество» и «включение»;
— корректируют зеркальное письмо в изображениях различной конфигурации, каналы восприятия.
Широко использую в коррекционной работе различные виды массажей и упражнений.
Развивающий массаж 
— самомассаж лица;
— самомассаж кистей и пальцев рук.
Комплекс упражнений для суставов пальцев с элементами сопротивления сопровождается стихотворным текстом и хорошо дополняет пальчиковую гимнастику, проводимую на занятиях. Чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем тоньше, дифференцированнее работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь, а, следовательно, и мышление.
Для успешного обучения каждого ребенка психогимнастика помогает создавать условия:  предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.
На гармонизацию психической деятельности мозга рефлекторно влияет чередование противоположных по характеру движений:
— напряженных и расслабленных;
— резких и плавных;
 — быстрых и медленных;
 — дробных и цельных;
 — едва заметных и неподвижных;
 — вращений и прыжков;
 — свободного передвижения и столкновений.         
У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, уверенными в своих силах и возможностях. Они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.
Итак, все вышеперечисленные составляющие компоненты образовательного процесса способствуют развитию мелкой моторики и речевому развитию.
Для их осуществления я создаю в кабинете развивающую среду, которая соответствует основным требованиям:
-доступность;
— динамичность;
— эстетичность.
В ходе диагностики исследовала уровень развития на начало и конец учебного года:
— произвольной мимической моторики;
— общей произвольной моторики;
— тонких движений пальцев рук;
— возможностей действий с предметами;
— чувства ритма.
     
Изучая специальную литературу, наблюдая за детьми, сделала следующие выводы:
— в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь, о движении пальцев рук;
— у большинства детей с речевыми нарушениями среди невербальных симптомов выявлено несовершенство движений во всех компонентах моторики: в общей (крупной), лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений;
— значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка убеждает в необходимости специальной коррекционно-педагогической работы по развитию у детей всех сторон (компонентов) двигательной сферы.
В результате проведённой коррекционной работы (с опорой на полученные данные, повторного диагностирования и сравнительного анализа)  развития у детей моторной сферы я добилась следующих результатов: высокий уровень возрос на – 12% (полное и четкое выполнение всех заданий), выше среднего возрос на – 5% (выполнение более 80% заданий), средний уровень возрос на – 32% (невыполнение заданий  40% или частичное выполнение), ниже среднего снизился на – 16% (невыполнение заданий на 60%). Сделала вывод:  уровень развития моторной сферы в целом и в конкретных операционных механизмах для каждого ребёнка индивидуален и, благодаря правильно организованной мною системе коррекционно-развивающего обучения, был улучшен.
Связь с воспитателями осуществляется так же через консультации и заполнение тетрадей взаимодействия, в которых даю рекомендации, прописываю игры и упражнения для занятий с конкретными детьми.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector