Развивающая предметно-пространственная среда как условие организации гражданско-патриотического воспитания детей в ДОУ

Автор: Виканова Татьяна Алексеевна

Должность: Заведующий

Учреждение: МБДОУ «Детский сад «Сказка»

Населенный пункт: с. Шипуново, Шипуновский район, Алтайский край

Тема: Развивающая предметно-пространственная среда как условие организации гражданско-патриотического воспитания детей в ДОУ

Опубликовано: 16.12.2016 07:45

Получить свидетельство      Скачать материал


Развивающая предметно-пространственная среда
как условие организации работы
по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников
(из опыта работы МБДОУ – детского сада «Сказка»
села Шипуново Шипуновского района Алтайского края)

Виканова Татьяна Алексеевна,
заведующий МБДОУ – детского сада «Сказка»
с.Шипуново Алтайского края

Учитывая наглядно-образное мышление, как особенность дошкольного возраста, а практические методы обучения, как наиболее продуктивные в этот период большое внимание в детском саду «Сказка» уделяется созданию предметно-развивающего пространства. Чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем педагоги стараются сделать насыщенной, интересной, чтобы запомнилась надолго, стала системой радостных детских воспоминаний. После семьи детский сад является первым социально-общественным учреждением, который несёт ответственность за его образование и воспитание любви к малой родине, которая становится фундаментом глубоких патриотических чувств выражающихся в любви к родине России.
Если «театр начинается с вешалки», то детский сад для ребёнка начинается с территории. Только переступив калитку ребёнку уже должно понравиться (это как визитная карточка). Поэтому на территории много цветников и клумб, фигурок животных, композиций и игрового оборудования, и хотя они решают задачи экологического, нравственного, трудового воспитания, изначально они выполняют функцию эстетического восприятия.
С введением ФГОС ДО территория учреждения стала частью образовательного пространства. Для ознакомления детей с региональным компонентом, разработан «Образовательный маршрут», содержащий объекты природы родного края, и «Летний театр», для развлечений в теплое время года, «Транспортная площадка» для закрепления основ безопасности, «Сельский дворик» для ознакомления малышейиения с тв выражающихся кб истории создания села Шипуново идр.по теме для родителейи и фильмы с домашними животными нашей местности.
В групповых помещениях детского сада, предметно-пространственная среда оборудована с учетом гражданско-патриотического направления для самостоятельного пользования детьми и называется уголком Родины. Имеется в каждой группе зона сюжетно-ролевых игр, целью которых является закрепление знаний о труде взрослых нашей местности, с которыми дети знакомятся в ходе образовательной работы (шофер, врач, продавец, почтальон, библиотекарь, строитель). Уголок ряженья с комплектом народных костюмов (сарафаны, кокошники, косоворотки). Книжный уголок с подборкой книг Шипуновских и Алтайских писателей, малых фольклорных жанров (потешки, пословицы, загадки), кукольных и настольных театров по русским народным сказкам.
С возрастом содержание уголков Родины меняется: у малышей материалы о семье, детском саде, о достопримечательностях села Шипуново. В группах старшего возраста уголок Родины содержит портреты президента и губернатора, геральдику края и России (флаг, герб), альбомы о столице края Барнауле и столице России Москве, о растительном и животном мире края, о географических достопримечательностях Алтайского края, подборка народных подвижных игр в фотографиях и альбомах.
Подключение к сети Интернет и его использование в образовательном процессе, позволяет демонстрировать детям презентации «Растительный мир Алтая», «Мой край родной!» и фильмы, по темам гражданско-патриотического воспитания.
Просветительская работа ведётся через наглядно-информационные формы. В холлах детского сада оформлены стенды «Моя Родина – Россия. Моя малая Родина — Шипуново», «Достопримечательности села Шипуново», «Взаимодействие с социумом», «Внимание – огонь!», «Островок безопасности». Стенды и уголки содержат иллюстративный материал по ознакомлению дошкольников с селом и его достопримечательностями, символикой и взаимодействия организациями района. Дети в условиях свободного доступа могут пополнять знания о малой родине.
Стенды содержат и информационно — просветительский материал по теме для родителей – консультации, справочная информация, например об истории создания села Шипуново и др. «Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества» утверждал  Д. С. Лихачев. 
Кроме того, в музыкальном кабинете имеется аудиотека «Родимая сторонушка», видеотека «Моя малая Родина». В костюмерной – несколько вариантов русских народных костюмов и т.п.
В целях организации образовательного процесса с детьми, оформлены дидактические материалы, наглядные пособия, образцы полезных ископаемых и злаковых культур Алтайского края и Шипуновского района. Кроме того, педагоги детского сада обеспечены современным оборудованием – видеокамера, интерактивные доски, мультимедийное оборудование, документ-камера, ноутбуки, что позволяет воспитательно-образовательную работу делать интересной, познавательной и продуктивной. Оформлен «Центр интерактивных игр и технологий» с набором развивающих игр: палочки Кюизенера, конструкторы напольные и магнитные, блоки Дьенеша, игровая приставка и др.
Организация предметно-пространственной среды выполняет по отношению к личности дошкольника информационную функцию и является средством передачи социального опыта.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector