Формирование взаимопомощи у детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх

Автор: Петухова Екатерина Александровна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ

Населенный пункт: г. Ульяновск, Ульяновская область

Тема: Формирование взаимопомощи у детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх

Опубликовано: 16.12.2016 11:50

Получить свидетельство      Скачать материал


Формирование взаимопомощи у детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх
Петухова Е.А.
магистрант 2 курса факультета педагогики и психологии
ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова»
Аннотация. Статья посвящена проблеме воспитания межличностных отношений у детей среднего дошкольного возраста. Раскрыты основы формирования взаимопомощи у детей 4-5 лет в подвижной игре, рассмотрены конкретные виды подвижных игр, способствующие решению поставленной задачи.
Ключевые слова: межличностные отношения, взаимопомощь, подвижная игра.
Дошкольный возраст — особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.
Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений. В основе взаимопомощи и отзывчивости лежит направленность на другого человека. Это своего рода способы выражения сочувствия, сопереживания.
Совместной деятельностью, позволяющей приобрести детям опыт коллективных взаимоотношений, является подвижная игра. Общие интересы, цели, совместные игровые действия в подвижной игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками, нравственной активности. Наиболее часто воспитательный потенциал подвижных игр рассматривается с точки зрения формирования нравственно-волевых качеств личности ребенка – смелости, решительности, а формирование межличностных взаимоотношений – взаимопонимания, взаимопомощи, поддержки отходит на второй план. Но природа межличностных отношений, складывающихся в игре ребенка, есть реальность будущих общественных отношений. Поэтому необходимость формирования у детей именно данных качеств очевидна, так как ребенку в будущем предстоит устанавливать с людьми взаимоотношения, основанные на общечеловеческих ценностях.
Формированию взаимопомощи способствуют следующие особенности подвижных игр: объедение детей в игровой коллектив, наличие нравственно ценного сюжета, правил, ролей, разнообразных по сложности двигательных действий, достижение личного и коллективного успеха в игре.
Анализ исследований (А.В. Булатовой, Л.В. Крайновой, Л.В. Деньевской, А.Д. Шатовой и др.) позволил заключить, что сензитивным периодом для воспитания у детей умения оказывать помощь и принимать ее является пятилетний возраст [3]. К среднему дошкольному возрасту дети уже владеют двигательным опытом, проявляют интерес к совместным подвижным играм, начинают постепенно осознавать себя частью целой группы и стремиться действовать сообща для достижения общего успеха в игре, развивается способность сочувствовать и сопереживать, появляется желание помогать сверстникам в случае неудач. В этом возрасте чувства и представления становятся более осознанными, поступки – нравственно мотивированными. Чаще наблюдается взаимосвязь между чувствами, представлениями и поведением [1].
Для нашего исследования значимой является работа Сушковой И.В., в которой выделены подвижные игры, способствующие формированию чувства взаимопомощи у дошкольников, условно, они разделены на пять типов:
1. Игры-упражнения с поочерёдным выполнением действий, позволяющие ребенку оказывать помощь сверстнику в освоении им двигательных действий (подсказывать, советовать, учить);
2. Сюжетные подвижные игры с ролями, включающие действия помощи другим участникам игры;
3. Сюжетные подвижные игры с ролями ловца и убегающих, предоставляющие возможность создания вариантов, включающих действия помощи пойманным;
4. Игры, предоставляющие возможность оказания помощи сверстнику в выполнении игровых действий для достижения им личного успеха в игре;
5. Игры, в которых от действий взаимной помощи партнеров по игре зависит достижение общего успеха [3].
На этапе формирующего эксперимента нами были проанализированы, отобраны и апробированы подвижные игры всех типов.
Игры первого типа представляют собой индивидуальные игры- упражнения, в которых ребенок действует независимо от товарищей и получает игровой результат без установления тесных связей с другими игроками. Ребенок должен следить только за своими действиями и изменять их по определенному сигналу. Последовательное выполнение действий в играх данного типа позволяет научить детей замечать необходимость оказания помощи сверстнику и проявлять помощь в разных формах – подсказать, советовать, учить. К играм первого типа отнесены следующие игры: «Позвони в погремушку», «Сбей кеглю», «Прыгни дальше», «Подбрось-поймай» и др.[2, c.220].
Народные сюжетные подвижные игры относятся ко второму типу подвижных игр («Коршун», «Волк и козлята», «Репка», и т.п.). Возможности для воспитания у детей взаимопомощи заложены в самом содержании ролей. Действуя в соответствии с ролью, ребенок проявляет по ходу игры такие качества, как доброта, забота, взаимопомощь, то есть, сама роль накладывает на ребенка определенные обязанности по оказанию помощи другим персонажам сюжетной подвижной игры. Ролевое поведение способствует формированию доброжелательных взаимоотношений дошкольников, создает основу для проявления ребенком взаимопомощи в реальной жизни.
Подвижные игры третьего типа («Птички и кошки», «Бабочки и сачок», «Ловишки») [2, c.220] способствуют воспитанию у детей умения управлять своим поведением в коллективе играющих, проявлению организованности, доброжелательного отношения со сверстниками.
Главная цель этих игр – вызвать у ребенка желание помогать другому, так как ребенок в игре должен не только избежать опасности, но и оказать помощь пойманному. Дети постепенно усваивают нравственные правила:нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым.
Такие игры имеют сюжетно-ролевой характер, что способствует успешному решению игровой задачи. Помогать попавшим в беду сверстникам дети могут коллективно или индивидуально, по собственному побуждению действую в одиночку, ребенок рискует быть пойманным сам, от него требуется довольно высокая концентрация усилий и смелости.
Таким образом, при правильном проведении игры этого типа становятся важным средством нравственно- волевого становления личности ребенка.
В играх четвертого типа («Медведь и пчелы», «Воробушки и кот», «Мышеловка», «Волк во рву», « У медведя во бору», «Ноги от земли» и т.п.) могут складываться как естественные, так и специально создаваемые ситуации, требующие помощи сверстников в выполнении игровых действий, для того чтобы ребенок мог достичь личного успеха в игре, справиться с игровым заданием. Например, помочь товарищу быстро забраться на гимнастическую стенку, подать руку и перешагнуть мостик.
Пятый тип подвижных игр представлен играми, в которых достижение общего успеха полностью зависит от действий взаимопомощи всех играющих («Хромая курица», «Быстрые санки» и т.п.). Эти игры имеют особое значение, так как в них ребенок приобретает умение действовать в интересах товарищей, помогать другим и самому принимать помощь. Кроме того, у детей появляется возможность дополнять действия партнеров.
С нашей точки зрения, игры второго, третьего и пятого типов имеют особое значение для проявления детьми взаимопомощи, так как это является непременным условием, иначе игра может распасться. Игры первого и четвертого типов предоставляют каждому участнику относительную самостоятельность и независимость в выполнении игровых действий, поэтому проявление взаимопомощи связано с прочностью и устойчивостью этого качества у ребенка. В связи с этим мы считаем, что первоначально следует отдавать предпочтение именно играм второго, третьего и пятого типов.
Работу по формированию чувства взаимопомощи в подвижных играх желательно сочетать с работой по обогащению представлений о взаимопомощи. В результате дети получают сведения о различных формах ее проявления – помощь-совет, помощь-утешение, помощь-поддержка, помощь в выполнении совместного дела, помощь-обучение чему-либо. Для углубления и расширения представлений детей их стоит знакомить с литературными произведениями, содержащими наиболее известный способ проявления взаимопомощи – помощь в труде, затем – с произведениями, рассказывающими о персонажах, которым требуется помощь в трудной ситуации, о взаимной помощи героев в общем деле.
Например, на образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе при знакомстве с произведениями «Репка», «Жихарка», «Колосок», «Лиса и заяц», «Лиса Патрикеевна», «Три поросёнка», «Гуси-лебеди», «Сказка о трёх бабочках», «Лис и мышонок» и др., дети получают представления о дружбе, взаимопомощи, выручке друзей, утешении при неудачах, поддержке друг друга. Затем на занятиях по физической культуре дети играют в подвижные игры («Мышеловка», «Хитрая лиса», «Лиса в курятнике», «Бездомный заяц», «Кот и мыши», «Перелет птиц»), в которых участвуют и знакомые персонажи сказок [2, c.64] Это способствует переносу полученных представлений в игровую деятельность.
Все перечисленные игры направлены на формирование положительных взаимоотношений и дружеское общение детей между собой. Однако участие детей в подвижных играх положительно влияет и на внеигровые взаимоотношения дошкольников. Задача воспитателя: своевременно заметить возможные факты переноса полученных в играх знаний и умений в реальную жизнь, положительно оценить подобные проявления, привлечь внимание сверстников к совершенному ребенком хорошему поступку.
Использованная литература:
1. Емельянова М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки // Ребенок в детском саду. – 2007. – №4. – С.29-33.
2. Золотая коллекция игр для детей. Развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные /Сост. Мудрова А.Ю.- М.: Центрполиграф, 2011.- 220 с.
3. Сушкова И.В. Формирование взаимопомощи детей в подвижной игре // Дошкольное воспитание. – 2009. — №3. – С. 10-14.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector