Целевые ориентиры работы музыкального руководителя

Автор: Швацкая Нина Владимировна

Должность: Музыкальный руководитель

Учреждение: МКДОУ Д/с № 117 «Дружная семейка»

Населенный пункт: г. Новосибирск, Новосибирская область

Тема: Целевые ориентиры работы музыкального руководителя

Опубликовано: 16.12.2016 13:13

Получить свидетельство      Скачать материал


Швацкая Нина Владимировна,
музыкальный руководитель высшей
ввалификационной категории,
МКДОУ №117 «Дружная семейка»,
город Новосибирск

Одним из сложных моментов для педагогов является определение целевых ориентиров развития детей. В ФГОС ДО обращается внимание на широкие границы возрастной нормы развития детей, и это касается также музыкальных способностей. С этой точки зрения музыкальный руководитель создаёт условия, которые способствуют музыкальному, эстетическому, творческому развитию детей. Каждый ребёнок в зависимости от своих индивидуальных особенностей, врождённых задатков, а также условий семейного воспитания достигнет тех или иных результатов.
Музыкальному руководителю важно сформировать общие основные целевые ориентиры, а именно:
—укрепление у детей интереса и любви к музыке, потребности в музыкальных впечатлениях;
—развитие общих музыкальных способностей ( эмоциональной отзывчивости, звуковысотного слуха, чувства ритма, ладового слуха, музыкальной памяти );
—развитие элементарных навыков и умений во всех доступных детям видах музыкальной деятельности ( восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах );
—поддержка творческой активности, способности к творческому самовыражению в различных видах музыкальной деятельности.
Дети:
—с удовольствием поют знакомые песни, танцуют и импровизированно двигаются под музыку, с энтузиазмом участвуют в любом активном музицировании;
—могут вспомнить знакомую песенку по вступлению или мелодии;
—знают и охотно пользуются музыкальными инструментами для озвучивания сказок и стихов; умеют исполнить небольшое произведение в детском шумовом оркестре;
—с удовольствием прислушиваются и проявляют интерес к необычным музыкальным тембрам, звучаниям, интонациям;
—учатся различать контрастные средства выразительности ( высоту звучания, темпоритм, динамику, простейшую музыкальную форму );
—учатся крнтролировать слухом своё исполнение в пении, движении, игре в оркестре и координировать его с другими;
—имеют сформированное чувство метроритма в соответствии с возрастом;
—слушают и узнают небольшие по объёму ( 30-40 секунд ) образные музыкальные произведения при их повторном прослушивании;
—овладевают элементарными вокально-хоровыми навыками: поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании небольшую фразу ( до 6 секунд ), передают интонации несложных мелодий, поют слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение каждого куплета;
—согласуют движения с метроритмом и формой музыкального произведения; исполняют разнообразные ритмические движения, могут исполнять различные элементы народных и современных танцев
( например, «Ковырялочка», «Присядка», «Приставной шаг» и др. );
—выполняют движения с различными атрибутами: цветами, платочками, игрушками, шарфами, лентами, зонтиками, обручами;
—учатся выполнять несложные перестроения в пространстве по показу взрослого и самостоятельно, а также ориентируясь на схему танца
( построение в кругу, в колонну парами и по одному, парами по кругу, врассыпную );
—выражают в свободном движении, импровизируя, своё переживание музыки разных стилей—народной, классической, современной, старинной.
Это общие целевые ориентиры музыкального развития детей дошкольного возраста. Чётко определять показатели музыкального развития для каждого возраста не совсем корректно, поскольку, разброс возможностей в этой области достаточно велик. Педагог, наблюдая за детьми в течении длительного времени, отмечает динамику развития каждого ребёнка, подбирая музыкальный репертуар ( песни, танцы и др. ) в соответствии с возможностями каждого воспитанника.
Как показывает практика, сегодня во многих дошкольных учреждениях в работе с детьми педагоги стремятся использовать разнообразный музыкальный материал—новые песни, танцы на яркую современную музыку. К этому побуждает стремление музыкальных руководителей доказать свою компетентность—достойно подготовить детей к выступлениям на конкурсах и фестивалях. Такая ситуация поворачивается против ребёнка: его интересов, желаний, возможностей. Педагоги вынуждены отрабатывать с детьми качество исполнения музыкальных номеров, и иногда это занимает достаточно много времени ( месяц и больше ). Вызывает, мягко говоря, удивление требование многих конкурсов—петь только под минусовую фонограмму, исполнять танцы и другие номера без поддержки взрослых.
Ощущение, что членя жюри забыли, что перед ними—маленькие дети! И что петь под минусовую фонограмму в микрофон для них ещё очень сложно, и в результате мы слышим громкое, крикливое и фальшивое исполнение. И после этого все ожидаем, что у воспитанников детского сада будет развиваться музыкальный слух и певческие навыки!
Кроме того все знают, что в дошкольном детсктве ребёнок нуждается в поддержке со стороны взрослых. Если дети выступают на большой, не знакомой им сцене, то понятно, что они испытывают стресс. Задача педагогов—минимизировать этот стресс, создать условия для психологического комфорта, ощущения безопасности, и поэтому целесообразно вводить в танцы взрослых в качестве игровых персонажей ( например, большая Матрёшка танцует с маленькими, мама Зайчиха танцует со своими детками—Зайчатками и т. д. ). Но в большинстве случаев требования жюри запрещают взрослым выступать вместе с детьми, поэтому мы видим, как педагоги из зала или из-за кулис выразительно жестикулируют под музыку, пытаясь таким образом дать подсказку и помочь своим воспитанникам хорошо выступить.
К сожалению, почему-то критерии оценки детских выступлений разработаны совсем не по детским «меркам», а руководители детских садов и педагоги на это закрывают глаза—все стремятся получить грамоты и дипломы. И пока такая ситуация имеет место, требования ФГОС ДО, САнПина и просто здравый смысл терпят фиаско.
Когда же руководители и педагоги позаботятся о детях?

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector