«Климатическая зона — пустыня»

Автор: Лобанова Светлана Валерьевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ ПГО «Детский сад № 51»

Населенный пункт: Свердловская обл., г. Полевской

Тема: «Климатическая зона — пустыня»

Опубликовано: 19.12.2016 16:20

Получить свидетельство      Скачать материал


Технологическая карта экологического занятия

Тема: «Климатическая зона – пустыня».
Цель: Познакомить детей с климатической зоной «пустыня».
Задачи: 
• Изучить животный и растительный мир пустыни.
• Познакомить детей с условиями жизни растений и животных в этой климатической зоне их приспособленности к среде обитания.
• Выявить свойства песка.
•  Воспитывать бережное отношение к природе.        

           
Методы и приёмы:
Беседа;
Просмотр презентации;
Обсуждение;
Пояснение;
Экспериментирование.

этапы
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Организационный момент.

Основная часть.

Открытие детьми новых знаний, способов действий.

Организация продуктивной деятельности.

Заключительная часть.

Ребята, давайте отправимся в необычное путешествие. А куда именно, вы, не догадаетесь? Совершим мы его с помощью волшебства…
Воспитатель подходит к экрану и загадочно произносит: 
«Покажись, земля, опаленная солнцем, где текучее море песков, зыбкие волны песчаных барханов,  страна солнечного огня»  (слышен шум пересыпающегося песка и на экране появляется изображение пустыни).
— Куда — же это мы попали? Такой необычный пейзаж!

-Совершенно верно по всем признакам – это пустыня.
-А как живут животные в пустыне?

-Возле водоемов жизнь всегда кипит, но большинству жителей пустыни вполне достаточно утренней росы, хищники получают влагу из тел своих жертв, а травоядные ограничиваются соком листьев кустарников. А вот тушканчикам и кенгуровым прыгунам воды вообще не надо, им хватает той жидкости, которая образуется в их организме в процессе пищеварения.
А верблюды настолько хорошо приспособлены к жизни в пустыне, что могут обходиться без воды месяцами. Главное, чтоб перед засухой верблюд смог отложить жир в горб, благодаря которому потом сможет получать энергию и влагу, которая образуется при расщеплении жиров.

А знаете как передвигается  песок в пустыне? С места на место песок  в дюны перемещается с помощью ветра.  Что еще песок может делать?

-А хотите проверить своими руками, какие еще свойства имеет песок?
И, кажется, я знаю, как это сделать!  Сейчас мы силой мысли превратимся в ученых – исследователей.
Для этого нужно взяться за руки, закрыть глаза и сильно этого захотеть. Но сделать это надо обязательно всем вместе, иначе ничего не получится.

 -Поздравляю ! Теперь вы ученые – исследователи.
-Итак, уважаемые ученые займите свои места в лаборатории под названием «Волшебный песок».
Еще раз обратите внимание на количество песка в пустыне, сколько его там?    
Ответьте мне уважаемые ученые: «Много песка – это хорошо или плохо?»

Я хочу поспорить с вами, и утверждаю, что много песка – это плохо, ведь по нему ходить тяжело, трудно, не удобно..  Почему?

— Дайте подтвердим это опытом. Возьмите себе палочку, представьте, что это нога в туфельках на тонком каблучке и попробуйте пройтись по песку. Ну как, удобно?

—  А теперь мы будем гулять в высоких ботинках на плоской подошве  — в этом эксперименте помогут вам  крышки с бутылок, оденьте их на пальчики и прогуляйтесь по нашей песочной стране.    Что же вы выяснили, уважаемые ученые?

— Так вот почему у жителя Пустыни – верблюда, такая широкая ступня, это природа так постаралась, чтобы он мог идти уверенно, не проваливаясь. Обратите внимание как он ходит – медленно, важно, как будто бы плывет, его так и называют «корабль пустыни»
Показывает на экране караван верблюдов.
-Ну что ж,  у нас еще очень много нерешенных вопросов. А может ли быть такое, что много песка – это хорошо? Помогите мне мои маленькие исследователи это доказать.

— Да, не зря вы стали учеными, как быстро  разобрались, много песка в пустыне это хорошо, или плохо. Но у меня  возник новый вопрос: «Нужен ли людям песок или нет?»

-Как вы думаете, песок относится к живой или не живой природе? Почему его используют в строительстве? Какими он качествами обладает? Как много вопросов, вы поможете уважаемые ученые в них разобраться?
-Чтобы найти на эти вопросы ответы,  я приглашаю вас в другую лабораторию, которая называется «Хочу все знать!», где вы станете не только учеными, но и художниками и волшебниками. А вашими помощниками будут пальчики и ручки.
Опыт №1. Чтобы провести это исследование вам понадобится увеличительное стекло, возьмите его и внимательно рассмотрите, из чего состоит песок?

Воспитатель: Что же мы узнали?

Опыт №2. Вы не хотите вытереть руки влажной салфеткой? Наверное, к вашим ладошкам прилипли песчинки?
—  А почему они у вас чистые?

—  А что если нам полить песок водой?  Будьте внимательны, следите за водой.  Вова, ты всю воду вылил? А куда же она делась?

-Возьмите песок на ладошку, рассмотрите  его под увеличительным стеклом,  что   изменилось?

—  Какими свойствами стал обладать мокрый песок?

— Мы должны закрепить свой эксперимент хороводом наших ладошек на песке. На каком песке они оставят свой след?

— А на сухом?

Опыт №3. Уважаемые ученые мы с вами выяснили, что сухой и мокрый песок имеют разные свойства, но меня все время мучает мысль, а можно ли песок заморозить?  И мы как настоящие ученые следующий опыт подготовили еще вчера. 
Кто напомнит, как мы его готовили, проводили?

—  Очень интересно, что же получилось? По внешнему виду можно ли определить где был мокрый, а где сухой?

— А теперь возьмите палочки и проверьте степень замерзания. Что можете сказать?

— Приготовьте указательный палец, дотроньтесь им до мерзлого песка, а мизинчиком сухого коснитесь.   Что вы почувствовали?  Как себя чувствуют ваши пальчики?  Уютно ли им?  Комфортно?.
Что ощущает  твой указательный пальчик  (холод), а мизинчик (сухо, тепло).
Опыт №4. То, что песок замерзает, мы исследовали.  А вот интересно, как быстро песок нагревается? Давайте выясним и найдём ответ этот вопрос?  В нашей лаборатории есть искусственное солнышко, вот такое (настольная лампа), поместите под лампу контейнер с песком.   Засечем время песочными  часам, которые отмеряют 2 мин.  Время истекло, и мы можем проверить результат эксперимента.
Дотроньтесь пальчиками к песку, который находился под лампой, и в сравнении к песку, который находится в контейнере на тумбочке.
— Как же тогда растения выживают в таких песках?

_ А как животные приспособились к жизни в песках?
Если вы посмотрите на иллюстрации на слайдах, то увидите, как приспособились растения и животные к жизни в пустыне.

— А сейчас, я предлагаю вам стать, непросто учеными, а учеными художниками,   и нарисовать необычные песчаные картины.
Выбирайте  необходимые  для творчества предметы и любое песчаное полотно: сухое или мокрое. (Палочки, натертый цветной мелок, ватные палочки)
(Играет  музыка).  А музыка поможет вам создать интересные песчаные шедевры.

-Я убедилась, что вы, не только знающие ученые, но и замечательные художники.
Благодарю вас за участие в научных экспериментах, за художественное творчество.
Хочу каждому из вас вручить значок юного ученого.
Вручает значки.

Дети собираются вокруг воспитателя.

Смотрят на экран.

— Мы попали в пустыню, потому  что  только в пустыне много песка, а растений почти нет. Из растений растут только колючие кактусы. В пустыне обитают верблюды, змеи, скорпионы, черепахи, варан, фенек, тушканчик.

-Верблюды и другие травоядные питаются колючками и кустарниками, грызуны научились заготавливать семена, которыми пустыня укрыта, а ящерицы откладывают запасы жира в хвосте.

Дети просматривают слайды презентации.

-Песок нагревается, охлаждается, кружится, несется, двигается, перемещается, лепится, сыплется.

Ребята стоят в кругу с закрытыми глазами, воспитатель прикалывает к одежде воспитанников именные бейджи.)

Дети располагаются за столами.

-Много.

—  хорошо, потому что нет грязи; можно строить песчаные города…

-Потому что сухой песок рыхлый,  глубокий, проваливаются ноги

Дети выполняют опыт.

Тяжело ходить, каблуки проваливаются, так далеко не уйдешь, быстро устанешь.

Дети выполняют опыт.

— В ботинках на широкой подошве ходить гораздо легче, он оставляет след, но не проваливается.

Дети смотрят видеоролик о верблюде.

— многие животные прячутся в песок, там днем прохладно, а ночью тепло. В песке удобно прятаться от врагов, в него можно легко зарыться.

— Люди используют песок в строительстве; Из него делают кирпич, его добавляют в цемент….

Дети пытаются ответить на вопросы.

-Как много в нем зернышек – песчинок. Они такие маленькие, круглые, полупрозрачные, желтые…

— Песок состоит из миллиона маленьких песчинок. Все они разного размера.

— У нас чистые ладошки.

— Песок сухой, поэтому не прилипал к рукам, сухой песок легко оттряхивается…

-Песок пропустил воду. Она растеклась между песчинками;  Воды не видно.

— Песок стал прилипать к ладошкам, теперь трудно отделить песчинку от песчинки, они как будто бы взялись за руки и крепко держатся друг за друга. Песок стал мокрым.

— Липнет, склеивается, не рассыпается, лепится….

Дети оставляют отпечатки на мокром песке.

— На сухом песке плохо просматриваются отпечатки, они не чёткие, их почти не видно?.

— Мы в один наполнили сухим песком, а другой – мокрым и  поставили их в холодильник.

-Песок, который мы замораживали темнее по цвету и он похож на кирпичик….

-Замороженный песок твердый, не проткнешь…

Дети отвечают.

Дети следят за ходом опыта.

Выясняют , что песок нагрелся.

-У них очень длинные корни.

— Они строят глубокие норы.

Рассматривают иллюстрации на презентации.

Ребята рисуют. 
Закончив свои работы, ребята рассказывают о своих сюжетах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector