Мастер-класс для педагогов по развитию звуковой культуры речи у дошкольников «Играя — развиваем»

Автор: Зельская Марина Владимировна

Должность: Учитель-логопед

Учреждение: МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 8»

Населенный пункт: г. Курганинск, Краснодарский край

Тема: Мастер-класс для педагогов по развитию звуковой культуры речи у дошкольников «Играя — развиваем»

Опубликовано: 22.12.2016 16:16

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 8

Мастер-класс для педагогов
по развитию звуковой культуры речи у дошкольников «Играя — развиваем»

Подготовила учитель – логопед
Зельская Марина Владимировна

Курганинск

«Сделать серьезное задание для
ребенка занимательным, вот
задача первоначального обучения».

К.Д. Ушинский 

Цель мастер-класса. Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в процессе активного игрового взаимодействия по освоению эффективных методов и приемов работы в развитии звуковой культуры речи у дошкольников.

Атрибуты: мяч, кубик с цифрами от 1 до 6, чудесный мешочек с фишками двух цветов по количеству участников, карточки со скороговорками, карточки с фразами, нотки с написанными на них слогами, бумажные самолетики, конверты с предметными картинками, два лотка разного цвета.

Основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи: воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание четкого произношения (дикции), выразительности детской речи.

В организационной части совместной деятельности для сплочения детского коллектива, настроя на предшествующую работу мы часто используем элементы психогимнастики. Вот и сейчас мы с вами выполним шуточное упражнение для настроя на работу и поднятия настроения.

Упражнение «Пожалуйста»
Ход упражнения: Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. д.

Часто мы делим детей на команды, для мотивации к деятельности, чтобы заинтересовать воспитанников.

Упражнение  «Чудесный мешочек»
Деление на команды с помощью «Чудесного мешочка», в котором фишки разного цвета. Каждый из участников достает фишку определенного цвета, затем участники рассаживаются по группам согласно цвету выбранной фишки.

Развитие речи и в частности звуковой культуры речи не возможно без развития речевого дыхания, голоса, артикуляционной моторики, психологической стороны речи, поэтому мы часто используем в своей практике упражнения на развитие этих компонентов. Следующие задания дадут нам возможность проверить состояние своего дыхания, голоса, реакции и внимания, речевых возможностей.

1.Упражнение на развитие силы выдоха
«Чей самолетик улетит дальше?»
Готовые бумажные самолетики выставить на старт на столе. Каждый пилот (представитель от команды) дует на свой самолет. У кого лучше работает двигатель, чей самолет улетит дальше, тот и выигрывает.

2. Упражнение «Быстро отвечай»
Члены команд по очереди быстро и не задумываясь заканчивают предложения и отвечают на вопросы.

Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый волк?(петух).
Кукарекает спросонок милый, добрый поросенок? ( петух)
Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это мишка? (белка)
Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что кит? (корова)
Кружевную паутину сплел искусно Буратино? (паук)
Очень медленно и тихо по листу ползет слониха? (улитка)
Нарушая утром тишь, распевает в роще мышь? (соловей)
Землю клювиком я рою, но не домик себе строю, червячка ищу я, вот! Угадали, кто я? крот? (цыпленок)

Ведущий раздает фишки за точные ответы.

3. Упражнение «Воспроизведи слоговые сочетания»
Для развития слухового внимания, фонематического восприятия можно использовать проговаривание слоговых сочетаний.
та – ка – па ка – на – па
фа – ха – ка ба – да – га
па – ка – та ка– фа – ха
ва – ма – на га – ба – да

Или поиграть в игру «Поймай слово» (играют все вместе)
Ведущий называет ряд слов и предлагает хлопнуть в ладоши, если игроки услышат заданное.

4. Упражнение «Говорун»
Ведущий. Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки-языколомки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.
Командам предлагается бросить кубик и выбрать скороговорку. Их всего 6. Необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно 2 раза подряд. На подготовку дается 1 минута.
• Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
•Выскороговаривай скороговорки на скороговорном скороговорящем конкурсе скороговорок.
• Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
• Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.
• Корабли лавировали, лавировали да не выловировали.
• Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории.

5. Музыкальная пауза
Командам предлагается немного отвлечься. Участники будут исполнять детскую песенку «Я пеку, пеку, пеку» но не словами, а слогами (в начале игры все получают нотки с написанными на них слогами). Песню поют по очереди.
Такие упражнения способствуют развитию чувства ритма речи.

6. Прочитать фразу, поочерёдно выделяя отдельные слова голосом, меняя смысл фразы.
Девочка играет в саду с куклой. (Повествовательно, вопросительно, восклицательно)

7.«Придумайте рифму к слову»
Командам выдаются конверты с предметными картинками. Представитель каждой команды поочерёдно достает картинки и называет предметы. Члены его команды подбирают рифмы к этим словам. (Кошка — окошко, улитка — калитка, корзина — картина, жучок — паучок и т.п.)

В конце занятия мы всегда подводим итог, рефлексию. Сегодня мы слаженно, эмоционально потрудились, каждая команда получила поощрительные фишки, победила дружба. И хотя мы взрослые, но любим подарки.

Упражнение «Подарок»
Описание упражнения. Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить друг другу, чтобы взаимодействие в нашем коллективе стало еще эффективнее, а отношения – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас хочет подарить. (Ведущий передает небольшой мяч) Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить.
 «Давайте наградим себя за успешное взаимодействие аплодисментами!»

Можно сделать вывод, что развитие звуковой культуры речи это сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения. В связи с этим необходимо широко использовать в нашей работе дидактические игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи для успешного, эффективного и качественного овладения детьми программного материала.

Упражнение «Говорун»
Выскороговаривай скороговорки на скороговорном скороговорящем конкурсе скороговорок.

Упражнение «Подарок»
……дарю Вам оптимизм и взаимное доверие

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector