Когда начинается проект?

Автор: Иванова Наталья Викторовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ № 14 «Берёзка»

Населенный пункт: с.Яжелбицы, Валдайский район, Новгородская область

Тема: Когда начинается проект?

Опубликовано: 23.12.2016 10:54

Получить свидетельство      Скачать материал


Когда начинается проект?
Иванова Н.В., воспитатель
МАДОУ № 14 «Берёзка»
с. Яжелбицы Валдайского района

Ранний возраст с 2 до 3 лет – черезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность, настойчивость, воображение и многое другое.
Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. Поэтому предметная деятельность является ведущей, так как именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности: развитие восприятия, поведение, сознание, память в форме узнавания (восприятие знакомых предметов). Мышление ребенка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер – ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимательным только к тому, что находится в поле его восприятия. Восприятие на всем протяжении раннего возраста тесно связано с предметными действиями.
Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляется не только и не столько в успешности решения практических задач, но и прежде всего в эмоциональной вовлеченности в экспериментирование, в настойчивости и в удовольствии, которое получает ребенок от своей исследовательской деятельности. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые, познавательные эмоции – интерес, любопытство, удивление, радость открытия.
В тот момент, когда кто-нибудь из детей начинает говорить, задавать вопросы, это примерно период с 3,5 лет, начинаю вводить подражательско-исследовательские проекты, один ребенок вначале будет ведущим, потом к нему присоединятся и остальные дети. На этом этапе дети участвуют в проекте, «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению или путем подражания воспитателю, что не противоречит природе маленького ребенка; в этом возрасте еще существует потребность установить и сохранить положительные отношения к взрослому и подражать ему.
Моя задача исследовательской деятельности на данном возрастном этапе ввести детей в проблемную ситуацию (где ведущая роль остается за мной); я активизирую желание искать пути разрешения проблемной ситуации; способствую пристальному и целенаправленному расследованию объекта, формирую начальные предпосылки исследовательской деятельности (практический опыт).
Первые исследовательские проекты направлены на исследование неживой природы, так как исследование предметов и объектов окружающего мира в данном возрасте происходит спонтанно, то я использую эту возможность.
Проектная деятельность позволяет самостоятельно исследовать свойства неживой природы. При этом исследование предоставляет для детей творческую самостоятельную деятельность, организованную педагогом. Посредством такой деятельности дети раннего возраста осваивают окружающую среду. Реализация проекта осуществляется в игровой форме.
Вот, например, как шла работа по реализации подражательско-исследовательского проекта «Зачем нужна бумага?». Перед приходом детей в детский сад занесла коробку с различными видами бумаг, книжками и журналами и наблюдала за поведение малышей на мотивационный момент. Детей по своей природе очень любопытны, они бегут к незнакомому предмету, начинают рассматривать, что лежит в коробке, потом кто-то берет листок и идет рисовать, кто-то рассматривает, кто-то пытается рвать, а кто-то устраивает «бумажный вихрь». Смотрим книги и журналы, говорю, что они сделаны из бумаги, их рвать и на них писать нельзя. Сравниваем виды бумаг.
На прогулке подходим к ели на детской площадке, я говорю, что бумагу делают из дерева, деревья растут медленно и поэтому надо беречь их, а значит и бумагу. Организуем совместно с родителями выставку различных видов бумаг. Изготавливаем альбом «Виды бумаг». Малыши активно помогают мне. Начинают зарождаться первые вопросы и пусть не все дети активны, но любопытство проявляют все и всегда находятся несколько активных детей, которые опережают других или по возрасту или по развитию.
Далее идет исследовательская деятельность. Знакомя детей с бумагой, предлагаю исследовать ее свойства (гладкая, мягкая, рвется, размокает). Проводим серии опытов.
Игры с бумагой открывают широкие возможности для познавательности детей, использовали дидактические игры «Оденем куклу Катю», «В квартире» и др. Проводим серию познавательных ситуаций, например, «Зачем бумагу надо беречь?»
Творческая деятельность проходит по рисованию, аппликации, конструированию.
В результате проведения такой исследовательской деятельности дети применяют обследовательские действия, для выделения основных качеств и свойств, делают выбор и самостоятельно и осуществляет действия, реализует задуманное, радуется процессу и результату.

Список литературы
1. М.В. Крулехт «Дошкольник и рукотворный мир», «Детство-пресс, С.-Петербург», 2002г.
2. Л.В. Свирская «Метод проектов в образовательной работе детского сада», НИРО, 2013г.
3. Н. Денисенкова, И. Маврина «Ваш ребенок познает мир» (Как знакомить малыша с природой»), Дошкольное воспитание 2000 №2.
4. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М., ТЦ «Сфера», 2001.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector