План по самообразованию

Автор: Калинкина Елена Ивановна

Должность: Воспитатель высшей квалификационной категории

Учреждение: МБДОУ «Спасский детский сад №1»

Населенный пункт: г. Спасск-Рязанский, Рязанская область

Тема: План по самообразованию

Опубликовано: 23.12.2016 23:40

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Спасский детский сад №1»

ОБРАЗОВАНИЕ

СТАЖ

АТТЕСТАЦИЯ

СВЕДЕНИ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ

ОГБОУДПО
Рязанский институт развития образования

«Содержание и организация инновационной деятельности воспитатель в условиях реализации ФГОС ДО»
с 08.09.2014 по 04.10.2014г. (72 часа)

Как сформировать речь ребенка, напомнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний?
Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи?
Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?

Работа начата 2012году
Предполагаемая дата завершения 2015год.
«Развитие связной речи детей
старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ
Выявление педагогических условий, форм для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

3.Разработать систему работы с родителями по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»

2.Составить и апробировать систему работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»

1.Подобрать и оформить развивающую среду по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»

Основная цель и задачи педагогической деятельности по теме

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К.Д.Ушинский.
Работа по теме 2013-2014 уч. год

№ п/
Срок выполнения
Содержание работы
1.
Сентябрь
Опрос родителей.
Анкета «Развитие речи вашего ребёнка»
2.
Октябрь
Создание копилки дидактического материала: « «Мнемотаблицы для заучивания стихотворений»

3.
Ноябрь
МЕТОДИЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ: «Алгоритмы культурно-гигиенических навыков»

4.
Декабрь
Подготовка дидактического материала для работы «Опорные схемы для составления рассказов».

5.
Февраль
Копилка из конспектов по НОД с использованием мнемотаблиц.

6.
Март
Проведение праздника 8 Марта: поздравляем мам и бабушек, поём песни и читаем стихи.
Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 5-6лет.
Памятки для родителей.
 
7.
Апрель
Отслеживание результатов данной работы с помощью мониторинга и тестирования

Работа по теме 2012-2013 уч. год

№ п/
Срок выполнения
Содержание работы
1.
Сентябрь
Выбор темы.
Подбор литературы по теме.
2.
Октябрь
Изучить статью на тему «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи», автор Омельченко Л.В. / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
3.
Ноябрь
Изучить статью на тему «Учим стихи — развиваем память», автор Широких Т.Д./ Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.
4.
Декабрь
Подобрать материал и разработать консультацию для родителей на тему: «Использование мнемотехники
в заучивании стихов»
5.
Февраль
Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах

6.
Март
Изучить статью на тему: «Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи»
Статья с Фестиваля педагогических идей «Открытый урок»
http://ds82.ru/doshkolnik/2774-.html
7.
Апрель
Систематизировать методический материал по мнемотехнологии
8.
Май
Провести открытый показ НОД: «Рассказывание русский народных сказок при помощи моделирования»

Выступление на итоговом педсовете «Мнемотехника как приём обучения детей Связной речи»

Ожидаемые результаты

• увеличение у детей круга знаний об окружающем мире;
• появление желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
• проявление интереса к заучиванию стихов и потешек;
• выход словарного запаса на более высокий уровень;
• преодоление детьми робости, застенчивости, умение держаться свободно перед аудиторией.

Положительные эффекты от занятий мнемотехникой:
— мощное развитие визуального мышления;
— выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);
— формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.

Работа по теме 2014-2015 уч. год

№ п/
Срок выполнения
Содержание работы
1.
Сентябрь
Анкетирование родителей «Развитие речи старших дошкольников»
Памятка для родителей «Развитие речи вашего ребёнка»
2.
Октябрь
Консультации для родителей «Мнемотехника в разучивании стихов»
3.
Ноябрь
Дидактический материал по подготовке детей к обучению грамоте.
4.
Январь
Творческий отчет «Использование знаково-символической деятельности (мнемотехники) в работе по формрованию речевых навыков у старших дошкольников»
5.
Февраль
Изучение вклада Ф.А. Сохина в область речевого развития. 
Сохин Ф.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста»
6.
Март
 .
Развлечение –отчёт по использованию метода мнемотехники перед родителями « С праздником , мамочка».
Совместная работа детей и родителей « Мы рисуем стихотворение»
7.
Апрель
Анкетирование родителей « Коммуникация» Систематизировать методический материал по мнемотехнологии.
8.
Май
Отслеживание результатов данной работы с помощью мониторинга и тестирования.
Результаты работы.

Выводы

Дошкольное детство — особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Дошкольное детство — небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь.

Диалог как вид речевого общения предполагает, прежде всего, умение формирования подготовленной диалогической речи, выражения собственного мнения, суждения, рассуждения. Основными педагогическими условиями для развития диалогического общения детей являются: развивающая педагогическая среда, пространство общения; правила организации детей; неурочные формы обучения родному языку; недисциплинарные методы привличения и удержания внимания; эмоциональный комфорт, творческая атмосфера в группе.

Изучив методическую и педагогическую литературу речевого развития детей старшего дошкольного возраста, выявив уровень развития связной речи и используя средства мнемотехники как способ эффективного применения в развитии связной речи, экспериментально доказав эффективность мнемотехники я пришла к выводу что, дети активно вступают в контакт с собеседником, в беседе быстро реагируют на реплики, пользуются различными их видами, в том числе и побуждающими партнера к речевому действию. Дети хорошо владеют повседневными речевыми этикетами, употребляя различные ее формы в зависимости от ситуации. Способны самостоятельно вести расспрос, речь становится правильной, связной.

Применение мнемотехники оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

В процессе работы дети на основе мнемотаблиц научились располагать предложения в логической последовательности, находить в тексте опорные слова, что продвигало их в умении составлять план, определять тему высказывания, выделять главное, последовательно строить собственное сообщение.
Положительный результат использования мнемотехники в системе работы подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод мнемотехники можно нужно использовать в системе как эффективный метод и прием в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Уровень
Показатели

Количество детей

%
Высокий
12
54,5
Средний
8
36,3
Низкий
2
9,2

Анализ количественных и качественных показателей свидетельствует, что диалогическая речь экспериментальных групп к концу второго года обучения приближается к основным характеристикам полноценного диалогического высказывания: диалоги детей соответствуют ситуациям, реплики логически и структурно взаимосвязаны; дети владеют навыками употребления речевого этикета в соответствующих ситуациях, могут варьировать речевые штампы в зависимости от характера речевой ситуации; владеют навыками запроса информации, а также навыками построения различных диалогических единств, употребляют реплики различного вида;
сообщения, побуждения к действию, советы, просьбы, утверждения и др.; в репликах детей используются неполные, усеченные конструкции, вводные слова, междометия, частицы, штампы речевого этикета, что характерно для полноценного диалога; дети владеют различными приемами, стимулирующими собеседника продолжить разговор: встречными вопросами, добавлениями, присоединением к сказанному, сообщением новой информации и т.д.

Результаты изучения диалогической речи
детей старшего дошкольного возраста
май 2014год

Актуальность
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников.
Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Развитие связной речи
– одна из главных задач речевого развития дошкольников.
Связная речь, по мнению Ф.А. Сохина, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности в моём случае устной речи: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине .
Названный вид речевой деятельности актуален при работе над
развитием связной речи детей дошкольного возраста. И, чтобы достигнуть эффективных результатов, я решила использовать нетрадиционный метод работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи – мнемотехнику.
Мнемотехника — это совокупность правил и приемов,
облегчающих процесс запоминания словесной информации.
Проблема развития речи у детей старшего дошкольного возраста актуальна тем, что качество этого психического процесса может обеспечить профилактику возможных трудностей в усвоении необходимой информации.
Все вышесказанное определило выбор темы самообразования.
Феликс Алексеевич Сохин.

31 января 2013 г. исполнилось 85 лет с дня рождения выдающегося психолога, педагога и лингвиста  Феликса Алексеевича Сохина. Ф.А.Сохин совершил «тихую» революцию в сфере теории и практики развития детской речи. Ему, интеллигентному, деликатному, фантастически скромному и миролюбивому, был чужд пафосный грохот научных ниспровержений. Он предпочитал все делать «в рабочем порядке».  Незаметно, но на корню, ломая вековую педагогическую мифологию,
Ф.А.Сохин показал, что развитие речи в дошкольном возрасте зиждется не на подражании речевым образцам взрослых, а на творчестве ребенка, не на пассивной индукции этих образцов, а на активном, конструктивном обобщении явлений языка и речи, не на постепенном заполнении детских голов все более сложной лексикой и грамматическими схемами, а на вызове и поддержке у ребенка вполне сознательного интереса к языковому материалу и принципам его организации.
«Дошкольное детство — языковая эпоха»,
любил повторять Феликс Алексеевич.
Но  Ф.А.Сохин не рассчитывал на «вдруг».  Он придумывал принципы и изобретал способы, применяя которые педагог смог бы помочь ребенку овладеть даром слова — повседневного, но человеческого и человечного, живого, звучащего, значащего, значимого. Для других и прежде всего — для самого себя. На базе исследований, проведенных им и его сотрудниками в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН СССР (здесь нужно упомянуть еще и о десятках, сотнях учеников и последователей со всей страны) была разработана уникальная система развития речи в дошкольных учреждениях. После кончины Ф.А.Сохина эту работу продолжила его ученица, известный дошкольный педагог проф. О.С.Ушакова. Сделанное коллективом Ф.А.Сохина — О.С.Ушаковой ныне не только утратило своей актуальности, но и максимально востребовано в практике российского дошкольного образования.  Сегодня я сотрудничаю с О.С.Ушаковой и другой ученицей Ф.А.Сохина Е.М.Струниной в рамках проекта развивающего дошкольного образования «Тропинки».
В.Т.Кудрявцев

Открытое занятие на РМО май 2012год
«Рассказывание русских народных сказок
при помощи моделирования»
Презентация проекта
Кукольный спектакль с участием детей
«Три медведя» — 2013г.

Содержание.

• Сведения о педагоге
• Индивидуальная тема самообразования.
• Цель и задачи педагогической деятельности по теме.
• Актуальность.
• Результаты обследования детей.
• Ожидаемые результаты.
• Работа по теме 2012-2013г.
• Работа по теме 2013-2014г.
• Работа по теме 2014-2015г.
• Выводы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector