Организация деятельности детей по удовлетворению познавательного интереса с учетом ФГОС и православного компонента

Автор: Жинкина Екатерина Васильевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: ЧДОУ «Православный детский сад «Покровский»

Населенный пункт: г. Белгород, Белгородская область

Тема: Организация деятельности детей по удовлетворению познавательного интереса с учетом ФГОС и православного компонента

Опубликовано: 25.12.2016 13:27

Получить свидетельство      Скачать материал


Организация деятельности детей по удовлетворению познавательного интереса с учетом ФГОС и православного компонента.
В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».
 Что обозначают эти термины, есть ли разница между ними?
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Познавательные интересы – это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Как мы видим познавательные интересы это неотъемлемая часть познавательного развития ребенка.
Как вы узнаёте, есть ли у ваших детей в группе познавательные интересы?
Конечно, главным образом, это становится очевидным по количеству и качеству вопросов, которые задают дети.
Каждый вопрос требует ответа, который помогают найти, совместные виды деятельности, тем самым поддержать познавательный интерес ребенка.
В решении данной проблемы нам помогают культурные практики.
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях. Это также освоение позитивного жизненного опыта, сопереживания, милосердие, доброжелательности, любви к ближнему, дружбы, помощи, заботы, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости.
К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относятся:
• игра (сюжетная и с правилами),
• продуктивная деятельность
• познавательно-исследовательская деятельность (опыты, коллекционирование…)
• чтение православной и художественной литературы,
• практическая деятельность (трудовое воспитание, самообслуживание)
• результативные физические упражнения (физические упражнения, подвижные игры)
• коммуникативный тренинг (развитие речи, заучивание стихотворений, размышление о Боге, добре и зле, молитве)
• музицирование (прослушивание колокольного звона, песенок, знакомство с музыкальными инструментами).
Организация культурных практик с учетом православного компонента носит преимущественно подгрупповой характер.
В культурных практиках должна создаваться атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
Таким образом, мы можем выделить несколько этапов организации культурной практики:
• Постановка проблемы детьми или взрослым,
• Выбор способа решение проблемы,
• Поэтапное решение проблемы самостоятельно или с помощью педагога,
• Подведение итога.
Например, в экспериментировании с песком, водой, тестом и т.д. детям открываются скрытые на первый взгляд свойства: вода течёт, она мокрая, в ней тонут или плавают предметы…. Ребенок учится находить связи между составляющими окружающего мира и их Божественным значением (Для чего Бог создал воду, землю, облака и др).
Сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные игры, удовлетворяют стремление ребёнка к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Применению знаний о профессиях и качествах взрослых в игровой деятельности. Развивающие игры и игры с правилами, удовлетворяют потребность в познании окружающего нас мира созданного Богом, к применению знаний о православных праздниках.
В самостоятельной предметной деятельности дети познают такие свойства как цвет, форму, характер поверхности, вес, расположение в пространстве, температуру, особенности архитектуры домов, храмов и др. Эта деятельность помогает детям решать задачу путём проб и ошибок, т.е. при помощи наглядно-действенного мышления.
Рассматривание картинок способствует обогащению сенсорного опыта, развитию наглядно-образного мышления. Закреплению знаний о жизни святых, земной жизнью Иисуса Христа и Божьей Матери. Проявлению чувств милосердия, сострадания, желанию помочь.
В двигательной деятельности дети познают свое тело, его возможности. Рассуждают о физическом и духовном здоровье, сотворенных людях Богом, необходимости им тех или иных органов. В подвижных играх учатся соблюдать правила которые в последствии применяют в повседневной жизни (правила общения с взрослыми и сверстниками, правила поведения в транспорте, правила поведения в храме, знакомятся с Божьими заповедями).
Приобщение детей к чтению художественной литературы и фольклора позволяет нам не только пополнить литературный багаж детей, но и воспитать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с ними.
Заканчивая обсуждение данной темы, хочу подчеркнуть, что воспитательно-развивающий результат познавательной деятельности, в самом общем виде, — это интеллектуально- духовно нравственное развитие личности, приобретение ребёнком опыта творческой деятельности и ценностного отношения к Божьему миру, формирование потребности в знаниях и познании.
Таким образом, можно сделать вывод, что через культурную практику возможно организовать деятельность детей по удовлетворению познавательного интереса с учетом православного компонента которая будет соответствовать требованиям ФГОС.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector