Совместный социально-педагогический проект в решении проблем социализации детей с ОВЗ.

Автор: Богачева Людмила Григорьевна

Должность: Воспитатель логопедической группы

Учреждение: МБДОУ №10

Населенный пункт: г. Апатиты, Мурманская область

Тема: Совместный социально-педагогический проект в решении проблем социализации детей с ОВЗ.

Опубликовано: 27.12.2016 01:09

Получить свидетельство      Скачать материал


Воспитатель логопедической группы
Богачева Л.Г.,
МБДОУ № 10
МКУ «Управление образования Администрации г.Апатиты»

Совместный социально- педагогический проект
в решении проблем социализации детей с ОВЗ.

Дружба — самое необходимое для жизни,
так как никто не пожелает себе жизни без друзей,
даже если б имел все остальные блага.
HYPERLINK «http://tululu.ru/aforizmy/author/31/» o «Аристотель — все афоризмы»Аристотель

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.
Одной из задач Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является: создание безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.
ФГОС дошкольного образования также ориентирует на «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо …от социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)».
«Региональная программа действий в интересах детей Мурманской области на 2012-2017годы» определяет одно из ведущих направлений: создание условий для образования, воспитания, социализации, максимально-возможной самореализации…
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных.
Имея прошлый положительный опыт совместного взаимодействия c областным специализированным домом ребенка (далее — ОСДР), мы убеждены, что педагогический проект как «продукт» методической деятельности позволяет решать комплексно задачи социализации ребенка- дошкольника.
Не зря утверждал известный древнегреческий философ Демокрит «Единомыслие создает дружбу».
Взаимодействие и сотрудничество единомышленников: педагогов и специалистов двух учреждений в рамках проектной деятельности по социально-личностному развитию дошкольников позволяет расширить спектр форм и методов развивающей, образовательной и коррекционной работы с дошкольниками.
По мнению Л.С.Выготского физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего личностного развития.
Видимо, именно поэтому «Социально-коммуникативное развитие» – одно из ведущих направлений ФГОС дошкольного образования. Эта область ориентируют на решение основных задач:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Выделенные задачи стали своеобразной основой в совместном социально-педагогическом проекте ГОБУЗ ОСДР и МБДОУ №10 «Дружба начинается с улыбки».
Проблемы социализации ребенка важны для нас — педагогов дошкольного учреждения и вдвойне актуальны для специалистов, педагогов областного специализированного дома ребенка, в котором дети воспитываются и развиваются в условиях социальной депривации.
В рамках социализации формируется умение дошкольника адекватно ориентироваться в доступном ему окружении, осознавать ценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к новой социальной обстановке.
Педагоги призваны обеспечить такие условия, чтобы в доступных видах деятельности каждый ребенок смог осваивать средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру. Такие условия особенно необходимы для детей с ОВЗ, т.к. наряду с основными медицинскими диагнозами у них, как правило, имеются нарушения развития социально-эмоциональной сферы.
Наблюдения за детьми демонстрируют наличие определенных барьеров в установлении контактов, конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; отсутствие у детей определенных навыков в поведенческом репертуаре.
Преодолеть данные проблемы можно при условии организации такой жизни ребёнка, которая была бы насыщена положительными эмоциями, разнообразной деятельностью, высоким интеллектуальным потенциалом окружающей среды и содержательным общением.
Безусловно, педагогическая деятельность в рамках проекта предоставляет возможность комплексно решать проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ в условиях интеграции.
Авторы и руководители проекта: старший воспитатель ОСДР и воспитатель МБДОУ .
Основной идеей данного проекта является расширение круга общения дошкольников посредством разных видов педагогической и детской деятельности.
Интеграция — базовый принцип организации деятельности в рамках проекта: объединение детей, интеграция образовательных областей ( с учетом ФГОС).
Цель проекта.
Расширение социальных контактов дошкольников с проблемами развития разных учреждений.
Задачи.
1. Создавать условия для преодоления барьеров в общении в условиях нового социального окружения.
2. Формировать уверенность в себе и чувство собственного достоинства.
3. Продолжать работу по профилактике негативных проявлений детей (грубость, эмоциональная глухота, враждебность…)
4. Расширять представления детей о профессиональных и социальных ролях взрослых.
5. Учить взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, максимально используя потенциал игровой, полихудожественной деятельности.
6. Воспитывать толерантность, культуру общения.
Вид проекта: творческий, длительный
Участники проекта: воспитанники с нарушениями речи МБДОУ д/с 10, воспитанники ОСДР, воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физкультуре ОСДР, психолог, учитель-логопед, дефектологи.
Контингент воспитанников логопедической группы ДОУ – это 93 % детей с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия и др., ОНР разного уровня) и 7% — со сложными нарушениями (дети, имеющие статус инвалида).
Контингент воспитанников ОСДР – дети с задержкой нервно-психического развития. Это, как правило, дети из неблагополучных семей.
Почти у всех детей наблюдается слабое моделирование отношений, они не проявляют активности в совместной игровой деятельности. Слабо владеют умением общаться, договариваться. Часто возникают конфликтные ситуации.
Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ОВЗ, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость.
Деятельность педагогов-участников имеет свою специфику. У педагогов и специалистов учреждений в рамках реализации проекта определяются конкретные функции и содержание работы.
Каковы возможные результаты реализации проекта?
Умение детей легко включаться в общение с новыми людьми (взрослыми, сверстниками).
Проявление детьми самостоятельности, уверенности в себе.
Появление интереса к сверстникам другого учреждения, желание общаться в разных видах деятельности.
Обогащение социального кругозора дошкольников.
Совершенствование социальной компетентности (знание основ культуры поведения с взрослыми и сверстниками, владение формами выражения дружелюбия, сочувствия, эмоциональной отзывчивости…)
Проявление толерантности по отношению к сверстникам.
В проекте выделены условно 3 этапа.
I. Подготовительный ( предварительная работа в учреждениях)
II. Основной (ежегодное содержание-план деятельности по проекту)
III. Заключительный (обобщающий).
Основной этап включает непосредственное содержание деятельности и формы мероприятий. Определяются сроки и ответственные.
Процесс социализации воспитанников учреждений-партнеров происходит в рамках разных видов детской деятельности (познавательно-исследовательской, игровой, коммуникативной, двигательной, музыкально-художественной…), в условиях интеграции образовательных областей. В плане отражается интеграция образовательных областей и соответственно — задачи.
За 3 года работы по проекту запланировано 18 мероприятий (уже проведено -13) на базе ДОУ и ОСДР, за пределами учреждений (гостевые визиты, экскурсии, праздники-развлечения, спортивные досуги …)
Результативность педагогического проекта отражается в итогах комплексной диагностики (речи, коммуникативной, эмоционально-личностной сферы). Ежегодно педагоги и специалисты отмечают определенную динамику.
Что дает детям участие в данном проекте?
Радость встреч с другими детьми и взрослыми.
Приобретение опыта общения.
Преодоление социально-коммуникативных барьеров.
Расширение кругозора и знаний об окружающем мире.
Возможность смены социального окружения.
Желание и умение дружить.
Что значит проект для взрослых участников: педагогов и специалистов?
Расширение профессиональных контактов .
Возможность решать комплексно задачи по социализации детей с ОВЗ в совместной интегративной деятельности с учетом ФГОС.
Своеобразным результатом деятельности по проекту стало участие конспектов и сценариев мероприятий в разных профессиональных конкурсах.
Кроме того, встречи в рамках проекта ежегодно освещались в средствах массовой информации ( газета «Дважды Два», телекомпания «Альфа +»).
Усилия педагогов направлены на то, чтобы ребенок с ОВЗ, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным, научился приобретать новых друзей.
Друзей находит тот, 
кто сам встречает их улыбкой!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector