Чувашские народные игры в детском саду

Автор: Романова Валентина Александровна

Должность: Инструктор по физической культуре

Учреждение: МБДОУ № 128 «Василек»

Населенный пункт: г. Чебоксары, Чувашская республика

Тема: Чувашские народные игры в детском саду

Опубликовано: 27.12.2016 22:33

Получить свидетельство      Скачать материал


Чувашские народные игры в детском саду.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве основополагающих принципов дошкольного образования определены принципы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учета этнокультурной ситуации развития ребенка. Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям физического воспитания рассматривается как один из факторов духовного и физического развития.
В концепции развития дошкольного образования в Чувашской Республике определена необходимость сочетания национально-региональных, межрегиональных, общероссийских и международных интересов при решении комплексных проблем дошкольного образования. Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры межэтнических отношений.
Народные подвижные игры – это великое наследие , где отразилось своеобразие и неповторимость, самобытность и духовность каждого народа. Испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт и труд, национальные традиции и обычаи, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать ловкостью, быстротой и красотой движений, стремление к победе.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей дошкольного возраста. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей : формируется любовь и уважительное отношение к истории и культуре своего народа и народам ближайшего национального окружения, стремление к постижению богатства национальной культуры , воспитывается дружелюбие и позитивное межнациональное отношение.
Народные игры, в том числе и чувашские имеют ряд особенностей: песни, слова и движения органически соединены; игры разнообразны по содержанию и организации; сюжет и роли в играх выполняются в соответствии с требованиями и правилами . Почти все игры рассчитаны на участие всех детей, что заставляет каждого участника игры в равной степени подчиняться воле всех играющих . Такие коллективные игры приучают детей к общению между собой, взаимным услугам и соблюдению общих интересов. Для чувашских народных игр характерна особая гибкость, возрастная адресованность , где дети находят возможность реализовать свои способности и склонности.
В то же время каждый участник игры усваивает и принимает обязательные нормы и правила взаимоотношения и поведения. В чувашских народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок. Они сохранили свою самобытность и являются неповторимым игровым фольклором.
Выразительные и динамичные, игры с юмором и шутками , игры с героями особенно привлекательны для детей. Поэтому в своей работе я часто использую чувашские народные игры.
МЫШКИ-ПЛУТОВКИ
(Приложение 1)
Выбирают кошку, остальные дети — мышки. На одной стороне площадки живет кошка, на другой живут мышки. На середине площадки расставлены кубики — мясо. Кошка спит , прикрыв лапками глаза. Мыши подкрадываются к мясу. Неожиданно кошка вскакивает : « Кошка проснулась!» Мыши убегают, а кошка ловит их.
Правила игры: Пойманных мышек кошка забирает с собой. Самой ловкой мышкой считается игрок, которого кошка не смогла поймать.
Материал: кубики ( обручи или полусферы)

ВЫХОДИ НА УЛИЦУ
( приложение 2)
Один из детей выбирается водящим .По площадке расставляются небольшие деревянные кубы- домики. Дети встают каждый на свой куб. Водящий приглашает детей: «Выходите на улицу!». Дети спрыгивают с кубов и бегают по площадке, водящий их ловит.
Правила игры: дети могут спрятаться от водящего в домиках, но только может занять тот куб, на котором стоял в начале игры. Пойманный ребенок становится водящим. Если водящий никого не поймал -то выбирают нового водящего.
Материал: кубы ( обручи или полусферы) по количеству игроков.

МЕНЯ ЗОВУТ ИВАНУШКА
(приложение 3)
Среди детей выбирают водящего-Ивана. Дети встают в круг, водящий выходит на середину. Дети ведут хоровод вокруг Ивана, припевая:
Рады звери, птицы тоже,
Плакать нынче нам негоже:
В небе солнышко сияет
Поиграть нас приглашает.
После слов дети разбегаются в разные стороны, водящий ловит их
Правила игры: Пойманный ребенок становится водящим. Он громко говорит: « Я – Иван!» и ловит детей. Если водящий в течение времени не смог поймать детей, то выбирается новый водящий.

РАЗОРВИ ЦЕПЬ
(приложение 4)
Дети делятся на две команды, взявшись за руки строятся лицом друг другу на расстоянии10-15 м. Дети первой команды взявшись за руки идут к второй команде, поют песню и возвращаются назад:
Чечи-чечи, чечерина,
Минерук, Синерук,
Ах, подружка Нинук! (Ванюк)
Ты иди сюда играть!
Ребенок второй команды, чье имя было названо в песне, разбегается и старается грудью или плечом разорвать цепь первой команды. Потом команды меняются местами.
Правила игры: дети делятся на две команды с ровным количеством участников. До начало игры обговариваются правила игры: если ребенок разорвет цепь — то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если не смог разорвать цепь другой команды, то сам остается в этой команде. Побеждает та команда, где окажется больше игроков.

СЛЕПОЙ МЕДВЕДЬ
(приложение 5)
По жребию выбирают водящего-слепого медведя. Ему завязывают платком глаза и ставят на середину площадки. Дети, взявшись за руки водят вокруг него хоровод и поют:
Мишенка проснулся,
Вот он потянулся,
Перестань ты реветь
И попробуй нас поймать.
Дети разбегаются, медведь их ловит
Правила игры: медведь не должен подглядывать. Дети увертываются от водящего. Пойманным считается ребенок, которого водящий коснулся рукой, он становится медведем.
ЗОЛОТЫЕ ВАРОТА
( приложение 6)
Выбирают двух ведущих, они становятся лицом друг к другу, поднимают руки вверх, образуя ворота. Дети берутся за руки и цепочкой проходят через ворота. При этом исполняют песню:
Золотые ворота
Пропускают не всегда,
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз-
Не пропустят нас!
На последние слова ворота закрываются. Ребенок, перед которым закрылись ворота отдает любую вещь ( ленту, платок, поясок). Собрав вещи ведущие их разыгрывают. Они встают спиной друг другу, один из них спрашивает: «Что делать будет хозяин этой вещи?» — другой придумывает задания: спеть, станцевать, прочесть стихи и т.д. Ребенок, чью вещь разыгрывают, выходит и выполняет задание.
Правила игры: Дети, к концу песни ускоряют шаг с тем, чтобы успеть пройти через ворота. Ведущие, закрывая ворота, опускают руки вниз.

Литература:
Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа М;Пресс-сервис,1997
Детские народные подвижные игры/ сост. Кенеман А.В. Осокина Т.И. Москва: Владос,1995/
Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары; Чуваш. кн.изд-во,2001
Культура чувашского края/сост. Скворцов М. И. Чебоксары ;Чуваш. кн. изд-во 1995/
Сироткин М. Я. Чувашский фольклор Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во 1965
Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры Спб.Сфера, 2009
Чувашские детские игры / сост. Махалова И.В. Ягодова Л.Г. Чебоксары: Клио,1999/

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector