Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста. Основные принципы в отборе экологических знаний

Автор: Полянская Елена Борисовна

Должность: Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе

Учреждение: МАДОУ ЦРР-д/с № 19 «Ягодка»

Населенный пункт: г. Ступино, Московская область

Тема: Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста. Основные принципы в отборе экологических знаний

Опубликовано: 28.12.2016 22:48

Получить свидетельство      Скачать материал


Полянская Елена Борисовна,
заместитель заведующего
по воспитательно-методической работе
МАДОУ ЦРР-д/с № 19 «Ягодка»
Ступинского муниципального района
Московской области

Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста
Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этого процесса отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе, стали залогом выживания человека на планете. Кроме того, экологическое образование детей – огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы помогает развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь между природными явлениями и объектами, способность чувствовать переживания окружающих, обобщение.

Основные принципы в отборе экологических знаний.
​ Принцип научности. Он предполагает включение в содержание образовательной программы основных идей и понятий современного естествознания. Основу экологической культуры составляет понимание детьми идеи единства и взаимосвязи живого и неживого в природе. Неживая природа представляется как источник удовлетворения потребностей живых организмов. Идея живого и неживого, их единства в природе, дается детям через раскрытие понятия «живой организм». К живым существам отнесены растения, животные, человек. Живее существа двигаются, дышат, питаются, чувствуют, размножаются. Живое может существовать, если не нарушены ее связи с окружающей средой, если условия среды соответствуют ее потребностям. Очень важно дать детям понятие единства человека с природой. Человек должен рассматриваться как живое существо в единстве со средой обитания (здесь отражается система взаимодействия с природой, влияние человека на окружающую среду, и природы на человека). Необходимо дать детям понятие о том, что не только природа — человеку (материальная, эстетическая, оздоровительная значимость), но и человек — природе (положительное и отрицательное воздействие)
​  Принцип доступности. Согласно данному принципу, дошкольникам даются знания, доступные усвоению, в соответствии с особенностями и возможностями детской познавательной деятельности. Действие этого принципа хорошо просматривается в содержании и характере знаний для определенной возрастной группы. Так, в младшем дошкольном возрасте дети способны к усвоению общих представлений об объектах природы. Они видят лишь некоторые наиболее яркие особенности растений, животных. Поэтому стоит знакомить детей с объектами природы, часто встречающимися в их ближайшем окружении, а при наблюдении за этими объектами показывать небольшое количество признаков. Дети средней группы могут осваивать конкретные представления об объектах, поэтому детям в этом возрасте можно давать знания об объектах со множеством признаков – более точные сведения об образе жизни животных и растений, об уходе за ними. Дети в этом возрасте осваивают и разнообразные по содержанию связи: морфо-функциональные, временные, причинно-следственные. Дети старшего дошкольного возраста, в соответствии с возрастными познавательными возможностями в состоянии воспринимать знания на уровне обобщенных представлений или предметных понятий. Дети в данном возрасте осваивают более сложные (общие) связи, и не только единичные, но и целые цепочки, разные по содержанию ( причинно-следственные, генетические, пространственно-временные). Принцип доступности, реализуемый в процессе экологического воспитания дошкольников, прослеживается при определении системы познавательных умений, осваиваемых детьми. Среди них особое значение имеют такие, как: умение вычленять признаки, свойства, качества, жизненные проявления живых объектов; умение видеть, оценивать состояние живых организмов и среды их обитания; умение устанавливать причинно-следственные, структурно-функциональные связи; умение моделировать структуру и взаимосвязи объектов; умение прогнозировать результаты воздействия на объекты и среду.
​ Принцип воспитывающего и развивающего характера знаний. В соответствии с данным принципом детям даются знания, позволяющие поступательно развивать основные виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную. Так, дети осваивают свойства различных природных объектов: песка, глины, воды, снега, льда, что помогает им в конструктивно-игровой деятельности. Экологические знания, используемые детьми в практической деятельности, определяют их отношение к окружающему.
Освоение системы экологических знаний требует от детей-дошкольников постепенного усвоения все более сложных способов познания и обеспечивает переход от наглядно-действенных способов к абстрактно-логическим. Необходимость постановки ребенка в активную познавательную позицию при освоении экологических знаний приводит к развитию познавательного интереса, к самостоятельному освоению и использованию различных способов познания.
Главным результатом освоения детьми экологических знаний становиться развитие экологического (гуманного, природоохранного) отношения к природе, проявляющегося в ответственности за жизнь живого существа, тревоге, сочувствии, сострадании и стремлении оказать помощь.
Освоение экологических знаний в огромной степени способствует воспитанию эстетического отношения к природе, находящего свое выражение в проявлении радости, удовольствия, восторга, эстетических оценках и деятельности, что в свою очередь проявляется в более тонком понимании понятия «красота» (в рисунках, аппликации – как в индивидуальных, так и в коллективных работах детей, а так же при проведении природоохранных акций).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector