Речевая карта обследования ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР) (от 4 — 7 лет)

Автор: Халиулина Ольга Владимировна

Должность: Учитель — логопед

Учреждение: МБДОУ ЦРР № 20 «Сказка»

Населенный пункт: г. Ханты — Мансийск, Тюменская область

Тема: Речевая карта обследования ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР) (от 4 — 7 лет)

Опубликовано: 29.12.2016 12:32

Получить свидетельство      Скачать материал


Речевая карта обследования ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР)
(от 4 – 7 лет)
Составитель: учитель – логопед
МБДОУ ЦРР № 20 «Сказка»
Халиулина Ольга Владимировна
Из многолетнего опыта своей работы я разработала речевую карту для детей с ОНР от 4 до 7 лет. На основе речевой карты Нищевой Н.В., которую и хочу представить вашему вниманию. Думаю, что она пригодиться логопедам, работающим на логопедических пунктах с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Карта обширная и рассчитана на 3 года пребывания ребёнка в детском саду, начиная со средней группы.
Удобно, быстро оформлять (многие графы уже заполнены и нужно только подчеркнуть необходимое). Удобно сравнивать динамику развития ребенка по всем диагностируемым логопедами направлениям. Карта сделана в виде табличной формы и поэтому видна диагностика ребенка на начало и конец учебного года, т. е. результаты работы – динамика развития ребенка за год, для каждого возраста отдельная таблица, т. е. по годам. Заполнять речевую карту можно для любого возраста (средняя, старшая, подготовительная группа), если это старшая группа, то заполняем только возраст – 5 лет, если ребенок остается на следующий учебный год для продолжения коррекционной работы, то на следующий год заполняем возраст – 6 лет и при этом видна динамика развития ребенка.
Обследование проводится по альбому с картинным материалом Иншаковой О.Б., Нищевой Н.В., альбом логопедического обследования ребенка, Российская академия образования, Ассоциация «Профессиональное образование»
 Цель работы: Проведение грамотного обследования ребёнка с ОНР и занесение его результатов в речевую карту.
 Задачи:
- Выявить пробелы в всестороннем развитии ребёнка
- Подробно заполнить речевую карту ребёнка
- Наметить пути решения выявленных проблем.
Основополагающим этапом коррекционной работы является всестороннее обследование детей с нарушениями речи.
Логопедическое обследование проводится в первые две недели сентября. Оно должно быть комплексным, системным, основываться на фактических данных. Это позволит вскрыть причины речевых нарушений, определить механизм и структуру дефекта, выявить компенсаторные возможности ребенка и наметить эффективные пути коррекции. Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования.
Предлагаемый вариант схемы обследования ребёнка с ОНР позволяет на основании углублённого обследования состояния всех речевых процессов, психических функций, общего развития, с учётом анамнеза, раннего развития, перенесённых заболеваний, социального окружения ребёнка сделать полноценное объёмное логопедическое заключение и на его основе составить «Индивидуальный образовательный маршрут работы на учебный год» с целью достижения максимальной результативности при проведении коррекционного логопедического процесса. Используя этот материал в диагностике с детьми с 4 –х летнего возраста, возможно прослеживать динамику речевой коррекции ребёнка и составлять перспективу работы в течение всех 3-х лет преодоления ОНР, начиная со средней группы и заканчивая работой по подготовке детей к школьному обучению.
Речевая карта

Данные о ребенке
МБДОУ Дата зачисления на логопедический пункт_________________________
Фамилия, имя ребенка____________________________________________________________________________________
Дата рождения___________________________________________________________________________________________
Домашний адрес_________________________________________________________________________________________
Анамнез
Мать -__________________________________________________________________________________________________
Возраст при рождении ребёнка
Отец -__________________________________________________________________________________________________
Возраст при рождении ребёнка
Наличие у родителей нервно-психических, хронических, соматических заболеваний до рождения ребёнка_____________
_______________________________________________________________________________________________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников___________________________________________________
Протекание беременности (токсикоз 1-я половина, 2-я половина беременности; падение, травмы, резус-конфликт, инфекционные заболевания /грипп, краснуха, ОРЗ и др./ )______________________________________________________
Роды (в срок, преждевременные, обезвоженные, стремительные, быстрые, затяжные, переношение)__________________
_______________________________________________________________________________________________________
Стимуляция (выдавливание, наложение щипцов, кесарево сечение)______________________________________________
Когда закричал ребёнок сразу____________нет_____________были ли судороги___________________________________
Особенности при рождении (асфиксия, гипоксия, родовая травма, гематома на голове)_____________________________
Вес и рост при рождении_____________вес-________________________рост-_____________________________________
Вскармливание: когда принесли кормить____________________________________________________________________
Как сосал (наблюдались ли срыгивания, поперхивания)________________________________________________________
Грудное вскармливание до___________месяц.________________________________________________________________
Когда выписали из роддома__________________________если задержали, то почему_______________________________

Перенесенные заболевания
(тяжёлые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)
До года_________________________________________________________________________________________________
После года до 3-х лет_____________________________________________________________________________________
После 3-х лет____________________________________________________________________________________________
Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребёнка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты)________________________________________________________________

Раннее психомоторное развитие
Когда стал держать голову___________месяц._________________________________________________(в норме 1,5 мес.)
Сидеть____________месяц._________________________________________________________________(в норме с 6 мес.)
Ходить____________месяц.________________________________________________________________(в норме с 12 мес.)
Когда появились первые зубы_________месяц.______________________________________________(в норме с 6-8 мес.)

Раннее речевое развитие
Гуление____________________ месяц. (в норме с 2-3 мес.) Лепет____________________месяц. (в норме от 4 до 8 мес.)
Первые слова________________месяц.____________________________________________________(норме около 1 года)
Первые фразы______________________________________________________________________(в норме от 1,5 до 2 лет)
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине_________________________________________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остаётся незамеченным; постоянно фиксируют внимание: переживают, но не принимают мер и т.д.)___________________________________________________________
Исследования неречевых психических функций
1. Слуховое внимание:
а) дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»)_____________________________________________________________________________________________
б) определение направления источника звука_______________________________________________________________

2. Зрительное восприятие:
а) показ и называние основных цветов:
от 4 до 5 лет: белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий_________________________________________________
от 5 до 6 лет: кроме основных цветов оранжевый, голубой______________________________________________________
от 6 до 7 лет: кроме основных цветов розовый, голубой, оранжевый, серый, сиреневый, коричневый__________________

4. Зрительно-пространственный гнозис и праксис:
а) 4-7 лет – показать правую и левую руку, правую и левую ногу_______________________________________________ 5-7 лет – показать правый и левый глаз, правое и левое ухо_____________________________________________________
6-7 лет – показать правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо_____________________________________________
б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади____________________________
в) складывание разрезных картинок из 2-4 частей (от 4 до 5 лет)_______________________________________________ из 5-8 частей (от 5 до 7 лет)________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
г) складывание фигур из палочек: 4 года «стульчик» из четырех палочек____________________________5 лет «домик» из шести палочек_____________________________ 6 лет «лодочка» из семи палочек_______________________________
5. Состояние общей моторики:
* сила движений______________________________________________________________________________________
* точность движений (скованность движений, неловкость)__________________________________________________
* объем движений (полный, неполный)___________________________________________________________________
* активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство)_____________________________________
* темп движений (нормальный, быстрый, медленный)______________________________________________________
* координация движений (нормальная, нескоординированность)_____________________________________________
* переключение от одного движения к другому____________________________________________________________
6. Состояние ручной моторики:
* точность движений__________________________________________________________________________________
* объем движений (полный, неполный)___________________________________________________________________
* темп движений (нормальный, медленный, быстрый)______________________________________________________
* синхронность движений правой и левой руки____________________________________________________________
* переключение от одного движения к другому____________________________________________________________
Задания: От 4 до 5 лет: «здороваются пальчики правой и левой руки», «здороваются пальчики только правой, только левой руки»; мозаика, застёгивание пуговиц, раскрашивание, вырезание.
От 5 до 7 лет: дополнительно: «игра на рояле» пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1______________________
«кулак-ладонь-ребро» (правой, затем левой рукой),«чередование движений: правая рука-ладонь, левая рука-кулак, далее наоборот; мозаика, шнуровка, застёгивание пуговиц, раскрашивание, вырезание_________________________________

Состояние звукопроизношения

звуки

характер произношения звуков

201 — 201 уч. год
201 — 201 уч. год

изолированно
в словах
изолированно
в словах

сент
янв
май
сент
янв
май
сент
янв
май
сент
янв
май
(б)-(п)

(в)-(ф)

(д)-(т)

(м)-(н)

(г)-(к)

(х)

(й)

(с)

(с ь)

(з)

(з ь)

(ц)

(ш)

(ж)

(щ)

(ч)

(л)

(л ь)

(р)

(р ь)

Отметить характер нарушения согласных звуков: (-) — Отсутствие, замена на другие, искажение (например: (м/з) – межзубное, (ув) – увулярное, (N) – нормальное и т.д.)
Анатомическое строение артикуляционного аппарата.
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)______________________________________________________________
б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)______________________
в) челюсти____________________________________________________________________________________________
г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный прикус)___________________
д) твёрдое нёбо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)________________
е) мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)_____________________________________
ж) язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой)_________________________________________

Речевая моторика
1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):
— поднять брови вверх («удивиться»)______________________________________________________________________
— нахмурить брови («рассердиться»)______________________________________________________________________
— прищурить глаза_____________________________________________________________________________________
— надуть щёки («толстячок»)_____________________________________________________________________________
— втянуть щёки («худышка»)_____________________________________________________________________________
(отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок)__________________________________________
2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение движений по подражанию под счёт 3 раза до 5 лет;
5 раз с 5 лет):
Губы – «улыбка», «трубочка»__________________________________________________________________________
Язык – широкий, узкий________________________________________________________________________________
вверх, вниз____________________________________________________________________________________
«качели»_____________________________________________________________________________________________
«чашечка»____________________________________________________________________________________________
«лошадка»____________________________________________________________________________________________
Отметить следующие параметры движений:
* тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный)______________________________________________________
* объём движений (полный, неполный)___________________________________________________________________
* темп движений (нормальный, быстрый, медленный)_______________________________________________________
* переключение от одного движения к другому____________________________________________________________
* точность выполнения_________________________________________________________________________________
* длительность удержания заданного положения___________________________________________________________
* замены движения____________________________________________________________________________________
* добавочные и лишние движения (синкинезия)____________________________________________________________
* наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка___________________________________________________

Состояние дыхательной и голосовой функций
1. Тип, объём, продолжительность речевого выдоха__________________________________________________________
2. Дыхание (прерывистое, верхнее, грудное, поверхностное, спокойное)_________________________________________ 3. Голос (нормальный, тихий, чрезмерно громкий, сиплый, с носовым оттенком, глухой, монотонный)_______________
______________________________________________________________________________________________________
Особенности просодической стороны речи
1. Темп (нормальный, быстрый, медленный)________________________________________________________________
2. Ритм (нормальный, дисритмия)_________________________________________________________________________
3. Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке) ________________________________________________
4. Мелодико – интонационная окраска (выразительная, маловыразительная, монотонная)__________________________

Воспроизведение звуко-слоговой структуры речи
изолированные слова: с 4 лет:
слова
сентябрь
май
слова
сентябрь
май
стук

фантик

банка

помидоры

мост

тропинка

с 5 лет:
фотограф

микстура

самолет

аквариум

сковорода

лекарство

скворечник

мотоциклист

предложения:
предложение
сентябрь
май
Мальчики слепили снеговика.

Парашютисты готовятся к прыжку.

В универсаме продают продукты.

с 6 лет:
слова
сентябрь
май
слова
сентябрь
май
фотоаппарат

виолончелист

градусник

экскаватор

температура

регулировщик

предложения:
предложение
сентябрь
май
Волосы подстригают в парикмахерской.

У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

Регулировщик стоит на перекрёстке.

Состояние фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации звуков речи)
• Повторение слогов с оппозиционными звуками:
с 4 лет:
слоги
сентябрь
май
слоги
сентябрь
май
па-ба

ба-па

та-да

да-га

ня-на

ва-ка

га-ка

ка-га

ма-ба

ба-ма

с 5 лет:
ба-ба-па

са-за-са

та-да-та

жа-ша-жа

га-ка-га

ча-ша-ча

ба-бя-ба

ва-фа-ва

с 6 лет:
са-ца-са

са-ша-са

ла-ля-ла

жа-ша-жа

ща-ся-ща

ча-тя-ча

ща-ча-ща

ша-са-ша

2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать картинки):
4 года:
слова
сентябрь
май
слова
сентябрь
май
дом – дым

мышка – мишка

речка – редька

уточка – удочка

5 лет:
почка – бочка

корка – горка

трава – дрова

сова – софа

6 лет:
пашня – башня

крот – грот

катушка- кадушка

мышка – мошка

3. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении:
4 года:
слова
сентябрь
май
слова
сентябрь
май
коса – коза

мишка – миска

малина – Марина

кочка – кошка

5 лет:
суп – зуб

челка – щелка

сайка – чайка

галка – галька

6 лет:
касса – каша

собор – забор

Состояние фонематического анализа и синтеза
с 4 лет:
Выделение заданного звука (р) из слов: майка, окно, рама, дом, рыба, дрова, санки, шар, корова____________________
_______________________________________________________________________________________________________
с 5 лет:
Выделение ударного гласного в начале слова («Скажи, какой 1-й звук в слове?»): Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна, улица__________________________________________________________________________________________________
с 6 лет:
Определение первого согласного звука в словах («Скажи, какой 1-й звук в слове?»): мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука______________________________________________________________________________________
Определение последнего звука в словах: дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба_______________________
Определение последовательности звуков в слове («Какие звуки в словах?»): мак, суп, лук, каша, рама______________
Определение количества звуков в словах: дом, рак, луна, совы, банан, лампа____________________________________
Составление слова из последовательно данных звуков н, о, с; л, у, ж, а; т, а, п, к, а _______________________________
Состояние словаря
1. Предметный словарь:
а) Перечислить существительные и назвать одним словом – обобщающим: 4 года:
слова
сентябрь
май
сапоги, туфли, тапочки, ботинки

чашка, чайник, ложка, тарелка

мяч, кукла, машинка, пирамидка

рубашка, платье, шорты

свекла, лук, морковь, капуста

яблоко, груша, лимон, апельсин

5 лет:
стул, шкаф, кровать, диван

автобус, самолет, теплоход, такси

кошка, собака, свинья, коза

волк, лиса, заяц, медведь

6 лет:
клубника, смородина, малина

аист, кукушка, ласточка

кошка, собака, свинья, коза

волк, лиса, заяц, медведь

линейка, тетрадь, учебник, ручка

утюг, телевизор, холодильник

хлеб, молоко, сыр, рыба

б) Существительные, обозначающие части предметов: с 5 лет:
слова
сентябрь
май
стул (сиденье, ножка, спинка)

чайник (крышка, носик, донышко, ручка)

машина (руль, кабина, кузов, колеса)

кофта (рукав, пуговицы, воротник)

в) Название профессий__________________________________________________________________________________
2. Глагольный словарь:
Употребления глаголов при ответе на вопросы: с 5 лет:
Что ты делаешь в течение дня?_____________________________________________________________________________
Кто как передвигается?___________________________________________________________________________________
Кто какие звуки издаёт?___________________________________________________________________________________
Кто что делает? (с использованием названий профессий)_______________________________________________________
3. Словарь признаков:
а) названия цветов: с 4 лет:
белый, черный, красный, синий, зеленый____________________________________________________________________
с 5 лет:
коричневый, розовый, голубой, оранжевый__________________________________________________________________
б) название формы: с 5 лет:
солнце какое?____________печеньекакое?______________косынкакакая?______________огурец какой?_____________
6 лет:
руль какой?_____________________окнокакое?________________________флажок какой?_________________________
слива какая?______________________________________одеяло какое?___________________________________________

4. Подбор антонимов: с 5 лет:
слова
сентябрь
май
слова
сентябрь
май
высокий-…

сладкий-…

широкий-…

большой-…

с 6 лет:
слова
сентябрь
май
слова
сентябрь
май
друг-…

больная-…

добро-…

сухое-…

горе-…

давать-…

весёлый-…

продавать-…

Состояние грамматического строя речи.
2. Состояние словоизменения: 4 года:
а) Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:
слова
сентябрь
май
слова
сентябрь
май
стол-…

кукла-…

окно-…

рука-…

5 лет:
лев-…

ухо-…

река-…

кольцо-…

6 лет:
лист-…

воробей-…

стул-…

дерево-…

лень-…

сон-…

б) Употребление существительных в косвенных падежах без предлога: 4 года:
Что есть у мальчика? (мяч)_________________________Что ты видишь на картинке? (машину)______________________
Чего нет у мальчика? (мяча)________________________ Чем рисует девочка? (карандашом)_________________________
Кому мальчик дает мяч? (девочке)___________________ О ком думает кошка? (о мышке)___________________________

в) Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных.
Много чего? 5 лет:
слова
сентябрь
май
слова
сентябрь
май
шар — шаров

ключ-…

береза-

ложка-…

чашка-

окно-…

6 лет:
вилка-…

ведро-

книга-…

дерево-

карандаш-…

лист-

мост-…

стул-

г) Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами – 4 года: в, на, под, над________________________ 5 лет: за, перед, около_______________________________6 лет: из-за, из-под, с/со_________________________________
д) Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать цвет предметов по картинкам):
4 года:
слова
сентябрь
май
слова
сентябрь
май
рубашка (синяя)

фонарь (желтый)

платье (красное)

5 лет:
апельсин (оранж)

блюдце (белое)

небо (голубое)

6 лет:
ворона (серая)

колокольчик
(фиолетовый)

платье (розовое)

е) Согласование числительных с существительными: 4 года:
слова
сентябрь
май
один кот, два кота,… пять котов

одна машина, две машины,…

5 лет:
одна кукла, две куклы,… пять кукол

одно окно, два окна,…

6 лет:
одно ведро, два ведра,… пять ведер

один воробей, два воробья,…

одна книга, две книги,…

один пень, два пня,…

3. Состояние словообразования:
а) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (как назвать маленький предмет?)
4 года:
слова
сентябрь
май
слова
сентябрь
май
стол-столик

кровать-…

мяч-…

кукла-…

дом-…

ложка-…

5 лет
забор-…

окно-…

сапог-…

лента-…

6 лет:
гриб-…

воробей-…

лиса-…

одеяло-…

лист-…

б) Образование названий детёнышей животных: 4 года:
слова
сентябрь
май
слова
сентябрь
май
у кошки-…

у слона-…

у лисы-…

5 лет:
у зайца-…

у медведя-…

у белки-…

у волка-…

6 лет:
у коровы-…

у собаки-…

у лошади-…

у овцы-…

в) Образование прилагательных от существительных
— относительных (из чего сделано): 6 лет:
слова
сентябрь
май
слова
сентябрь
май
стол из дерева (какой?)-
деревянный

сапоги из резины-…

стакан из стекла-…

крепость из снега-…

шляпка из соломы-…

компот из брусники-

шапка из меха-…

носки из шерсти-…

лопатка из металла-…

стена из кирпича-…

— притяжательных (чей? чья? чье?):
слова
сентябрь
май
слова
сентябрь
май
сумка мамы-…
мамина

хвост зайца-…

кофта бабушки-…

лапа медведя-…

нора лисы-…

шерсть волка-…

г)Образование приставочных глаголов. Назвать действия (Что делает мальчик?):
с 6 лет:
ходит – уходит – входит – переходит
бежит – убегает – выбегает – вбегает – перебегает
Состояние связной речи
Составить предложения по опорным словам (для детей 4 лет):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пересказ текста /сказки/ (для детей 5 лет):
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассказ по серии сюжетных картинок (для детей 6 лет):
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальный образовательный маршрут на 2016-2017 учебный год.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Динамика логопедической коррекции.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ результатов.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector