ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Автор: Микита Екатерина Викторовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ № 27 «Микки — Маус»

Населенный пункт: г. Сургут

Тема: ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Опубликовано: 01.01.2017 13:31

Получить свидетельство      Скачать материал


Будьте сами и человеком, и младенцем, для того, чтобы учить ребенка.
Владимир Федорович Одоевский

Звуковая культура речи – это совокупность фонетической и орфоэпической правильности речи, выразительность произношения и четкость дикции.
На данный момент все больше приобретает актуальность вопрос формирования звуковой культуры речи в дошкольный период жизни детей.
Ее высокая степень значимости обусловлена тем, что она неотъемлемая часть общей культуры речи. Звуковая культура речи включает в себя ряд аспектов по звуковому оформлению слова и звучащей речи человека: правильность произношения слова, звуков, степень громкости и скорости произношения речи, уровень темпа, ритм, а так же паузы и ударение.
Звуковая культура речи оказывает значительное влияние:
— с грамотно-сформированной звуковой культурой речи ребенок развивается как полноценная личность;
— звуковая культура речи играет огромную роль при формировании контактов и общения в социальной среде, при этом с возрастом по достижению трудоспособного возраста это начинает оказывать прямое влияние и при реализации человека в сфере карьеры;
— степень грамотности фонетики и фонематики прямо влияет на уровень готовности к обучению в школе.
Воспитание звуковой культуры речи реализуется на основе двух направлений:
— формирование речевого восприятия (способность сосредоточиться на звуках, фонетический слух, в том числе способность воспринимать ритм, темп, тембр речи);
— совершенствование владением:
а) артикуляторным аппаратом;
б) голосовым аппаратом;
в) дыхательным аппаратом.
Для того чтобы овладеть правильным произношением звуков, необходимо чтобы был в совершенстве развит фонематический слух. Ребенок, который слышит и воспринимает звуки речи в правильной форме и при условии, что артикуляционный аппарат развит в достаточной степени, прекрасно усваивают звуки и не сталкиваются ни с какими трудностями в этом плане.
На разных стадиях развития детей определяются разные задачи воспитания звуковой культуры речи.
В возрасте 4-5 лет у ребенка повышается интерес к звукам, к произношению слов. Ребенок старается вслушаться в слово, в последовательность слогов, пытается повторить или подобрать близкое по звуку слово.
В средней группе с детьми проводят занятия учитывая уже определенные навыки, которые сформировались в младшей группе в процессе систематической работы. Большая часть детей, к этому возрасту уже, ознакомилась со всеми звуками. И теперь педагог должен проводить занятия по обучению правильности и четкости их произношениях, четкости произношения также слов и целых фраз. Необходимо на этом этапе обучения научить использовать умеренный темп речи, интонации как средство выразительности. Так же педагог обязан помочь сформировать у детей фонематические восприятия, поставить правильное речевое дыхание, создать необходимые условия, чтобы совершенствовался артикуляционный и голосовой аппараты.
Таким образом, работа должна проводиться не только чтобы отрабатывалось чистое произношение звуков у детей, а также чтобы формировалась правильная звучащая речь по всем ее аспектам.
К возрасту 4-5 лет артикуляционный аппарат детей уже характеризуется более подвижными мышцами, что позволяет с большей точностью управлять движениями языка, губ, с помощью которых отрабатывается правильное произношение звука, который до этого момента считался для ребенка трудным.
После года работы педагога по данным направлениям произношение детей становится более четкое, не пропускаются звуки и слоги, не смягчаются все подряд согласные. Большая часть группы детей в конце обучения правильно произносят шипящие, звуки Л и Р, четко могут произнести многосложное слово, при этом не нарушая порядок слогов.
Для детей в средней группе необходимо выстроить работу педагога в соответствии со следующими задачами:
— Первый этап.
а) формирование и дружного настроения в коллективе детей, и благоприятной индивидуальной атмосферы относительно отдельно взятого ребенка;
б) организация доброжелательных отношений с группой детей используя разнообразные игры;
в) проведение обследования каждого ребенка с заполнением карт по развитию звуковой культуры речи;
г) совершенствование способностей по вслушиванию речи;
д) формировать у детей потребности речевого общения;
е) увеличивать пассивный словарь детей;
ж) проводить работы по расширению и уточнению словаря в соответствии с темами в лексическом плане педагога;
з) совершенствовать способности сосредоточиться на звуке;
и) повышать уровень фонетической системы речи;
к) проводить занятия направленные на уточнение артикуляции гласного звука: а, у,и,о;
л) организовывать занятия для формирования и совершенствования навыков взаимодействия слов;
м) проводить работу с детьми по совершенствовании общей и мелкой моторики;
н) проводить тренировки мимических мышц.
— Второй этап.
а) расширять пассивный словарь в соответствии с темами лексического раздела программы педагога (например: зимнее время года, новый год, игры зимой, кто такие домашние и дикие животные, перелетные птицы, 23 февраля);
б) проводить работы по расширению и уточнению словаря в соответствии с темами в лексическом плане педагога;
в) повышать уровень фонетической системы речи;
г) проводить занятия, совершенствуя речевой аппарат и способности произношения звуков гласной и согласной группы;
д) организовывать занятия для формирования и совершенствования навыков взаимодействия слов;
е) вырабатывать способность завершать предложение (до конца выражать свою мысль);
ж) проанализировать результаты проделанной работы по средствам проведения обследования каждого ребенка, записывая данные в личную речевую карту;
з) проводить работу с детьми по совершенствовании общей и мелкой моторики.
Третий этап:
а) расширять пассивный словарь в соответствии с темами лексического раздела программы педагога (например: кто такие домашние птицы, 8 марта, время года весна, виды транспорта, какие бывают насекомые, время года лето, виды растений, деревья);
б) проводить занятия для увеличения словарного запаса по темам программы педагога;
в) повышать уровень фонетической системы речи;
г) проводить занятия, совершенствуя речевой аппарат и способности произношения звуков гласной и согласной группы;
д) организовывать занятия для формирования и повышения уровня совершенства навыков взаимодействия слов;
е) развитие способностей у детей к изменению темпа речи и интонаций в предложениях;
ж) формировать способности пересказа сказки, которую знает ребенок;
з) проводить занятия по формированию фразы основываясь на последовательный ряд картинок;
и) осуществлять работу с детьми по совершенствовании общей и мелкой моторики;
к) проанализировать итоги работы за все 3 периода по каждому ребенку в отдельности, записывая данные оценки и рекомендации в индивидуальной личной карте детей.
Для реализации данных задач применяются практические, наглядные и словесные методы.
Для средней группы проводятся с особенным акцентом занятия с трудными в произношении свистящими, шипящими и сонорными звуками.
Работа над звуками осуществляет по следующему плану:
— педагог рассказывает детям про звук, делая акцент на подражание, ассоциируя с определенными образами (например, как поет комар — з; как жужжит жук – ж, как работает мотоцикл – р);
— педагог показывает и подробно объясняет артикуляции звуков;
— необходимо произнести вместе с детьми звук несколько раз и изолированно;
— вместе с детьми нужно проговорить слоги со звуками. В данном процессе ребенок тренируется произносить как мягкие так и твердые звуки (ра-ри, ло-ли);
— выполнение упражнений по отработке звуков по средствам произношения слов, которые их содержат. Так же используются стихотворения, чистоговорки, загадки.
Очень важно объясняя, показывать артикуляцию звуков. Когда педагог произносит звук, дети внимательно рассматривают как расположены губы, зубы, язык и т.д. При этом для формирования грамотного произношения звуков требуется повторять их много раз.
Еще одним важным моментом в воспитании звуковой культуры речи является то, что стоит не забывать об индивидуальности детей. У всех детей разный уровень развития речи и произношения звуков. Именно поэтому часть упражнений подобрана под каждого отдельного ребенка, обеспечивая в коллективном занятии проработку в индивидуальном порядке. Каждому ребенку в общей игровой форме предлагается то или иное упражнение, которое сможет развить и повысить уровень совершенства его речи исходя из его личных навыков и возможных проблем.
Результаты систематических и плановых занятий в конце года для детей средней группы:
— правильное произношение звуков в изолированной форме, в слове и фразе;
— ребенок различает короткое и длинное слово, похожее и непохожее, звонкое, громкое и тихое;
— навыки разделять на слоги слово;
— выделять твердые и мягкие согласные, произносить их в изолированной форме;
— умение определять какие именно в словах звуки стоят на первом месте;
— ребенок использует навыки речевого дыхания, умеет изменять темп голоса, а также его силу;
— знает как выполнять упражнения для кистей рук и пальцев.

Список литературы:
1) Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.
2) Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
3) Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Просвещение, 1999.
4) Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./Под ред. Власовец Г.А. М.: Детство – Пресс, 2002.
5) Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом П/ред. Сохина Ф.А. — М.: Просвещение, 1991.
6) Швецова И. формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи.//Дошкольное воспитание 2007,№5

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector