Интегрированное занятие по краеведению «Леса Удмуртии»

Автор: Дружинина Евгения Олеговна

Должность: Воспитатель

Соавтор: Барышникова Галина Викторовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Ярский детский сад № 2 «Аленушка»

Населенный пункт: п. Яр, Республика Удмуртия

Тема: Интегрированное занятие по краеведению «Леса Удмуртии»

Опубликовано: 01.01.2017 17:53

Получить свидетельство      Скачать материал


Конспект занятия по экологии в подготовительной группе
«Лес»

Предварительная работа. Отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе, рассматривание альбомов «Растения леса», рисование по теме, подготовка плакатов, презентаций детей.

Цель. Выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни животных и человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном), обратить внимание на экологически неграмотное поведение людей в лесу. Совершенствовать речь, пробуждать фантазию. Воспитывать бережное отношение к лесу, закладывать основу экологической культуры.
Методы и приемы. Словесный, наглядный, практический, исследование, поисковый.
Средства обучения. Использование компьютера (слайд-шоу «Лес»), творческие мини-проекты «Деревья нашего региона», слушание музыки.

Ход занятия.

Вводная часть.
Воспитатель: Ребятки, присаживайтесь на стульчики, давайте побеседуем. Кто мне скажет, в какой республике мы живем? А кто знает, как называется наш район? Покажите на карте наш район. (ребенок показывает указкой на карте)

Воспитатель: Да, наш Ярский район находится на севере УР.
— Сейчас про нашу Родину расскажет стихотворение…..
1 ребенок:
Твой голос- это пенье соловья,
Душа твоя: леса, поля, дубравы.
Все это ты, Удмуртия моя,
Тебя хочу воспеть я и прославить.
Не хватит сил, чтоб оглядеть твои просторы,
Лишь посмотрю на хлебные поля,
И можно говорить об этом снова,
Ведь это все Удмуртия моя.
Тот край, где солнышко лучами ярче светит,
Где италмас цветет и манит нас в луга.
Тот край, где счастливы и взрослые, и дети,
Все это Родина – Удмуртия моя!

Основная часть.

Воспитатель: Наш Ярский район богат необъятными просторами, родниками и лесами.
Сейчас я загадаю вам загадку, и вы догадаетесь, о каких богатствах нашего района мы сегодня будем говорить.

Богатырь стоит богат
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешками,
Петю – сыроежками,
Катеньку – малиной,
Хулигана – хворостиной. ( Лес )

Воспитатель. Слайд 1. Вы правильно отгадали загадку, и мы попали в лес. Посмотрите, какая красота. Все покрыто снегом, будто пушистым ковром, тихо-тихо в лесу. Предлагаю вам закрыть глазки и послушать музыку леса, (звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года», «Декабрь») представить, что мы входим в лес с чистыми помыслами и открытой душой, пройдем по знакомым и глухим лесным тропинкам. Послушаем, понаблюдаем, порадуемся, прикоснемся к тайнам природы.

Воспитатель: Откройте глазки. (На экране слайд2 «Зимний лес»)
Как вы думаете, ребятки, почему мы говорим, что лес это богатство? (Ответы детей)

Воспитатель: Лес очищает наш воздух, защищает от холодного ветра, смягчает климат, дает животным еду, жилье.

— Какова роль леса в природе? ( Лес – это дом для растений, животных, грибов, водоемов, почв, деревья обогащают воздух кислородом).

— А как вы думаете, какова роль леса в жизни человека? (ответы детей)

Воспитатель: Лес – это место отдыха человека, где он наслаждается тишиной, лесными запахами, звуками, красотой природы, укрепляет свое здоровье. Лес – это источник грибов, ягод, лекарственных растений, древесины.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на экран (Слайд 3). Велик и загадочен наш лес. Он никогда не бывает скучным, однообразным, закрытым для пытливого взора. Каждая тропа таит в себе радость познания и свежих открытий. Лес хорош в любую пору года. Слайд 4. Весной он весел от радости пробуждения природы и ликующего говора птиц. Слайд 5. Летом — насыщен ароматами цветов и спелых ягод. Слайд 6. Осенью — объят багрянцем красок грибными туманами. Слайд 7. А зимой расписан снежными узорами и следами зверей.
Воспитатель: В лесах нашего Ярского района растет много разных деревьев.
— Какие деревья вы знаете?
— А давайте послушаем наших ребят, они расскажут о некоторых деревьях (презентации детей).

2 ребенок:
Разбежались по лужайке
Беззаботной легкой стайкой,
Словно девочки подростки.
Белоствольные…(березки)
Слайд 8. Берёза — это листопадное дерево. Оно является символом России, потому что похоже на русскую красавицу в белом сарафане.
Берёза используется в хозяйстве: древесина, кора, берёста (верхний слой коры), берёзовый сок. Самые лучшие дрова – березовые, самые теплые. Из древесины делают фанеру, игрушки. Из коры получают особое вещество – деготь. Он входит в состав мазей для лечения ран.
Сок очень полезный. Весной на березе появляются сережки, а потом уже листья. Сережки – это цветки, они похожи на женские серьги. В мае береза зеленеет. А осенью на березе появляются новые сережки, но это уже плоды, в которых находятся семена.
Воспитатель: Береза — одно из самых красивых деревьев, известно, что ни в одной стране нет столько берез как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Мила она нашему человеку. Недаром березку прославляли в песнях, стихах, сказках, а художники писали картины.
— Давайте послушаем стихотворение про березку. Слайд 9.

3 ребенок:
«Берёза»
Автор: С.Есенин
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
Воспитатель: Вот как красиво написал о березке поэт. А про следующее дерево нам расскажет ….
4 ребенок:
Это дерево не елка,
Хоть есть шишки да иголки.
Как колонна каждый ствол,
Сверху крона как шатер? (сосна)
Слайд 10. Сосна – вечнозелёное хвойное дерево, кора бурого или серого цвета. У нее – длинные иглы и круглые шишки. Прочное бревно сосны служит топливом, и материалом для построек и различных изделий. Смола предохраняет дерево от гниения. Лес из сосен называется бор. В бору целебный и очень чистый воздух, там строят санатории для укрепления здоровья людей. Живет сосна от ста до шестисот лет. Дерево растет очень быстро. Это светолюбивое растение.

Воспитатель:
— Ребятки, как называется лес, где растут одни сосны? (сосновый бор). Слайд 11
— А почему полезно в сосновом бору гулять? (в нем чистый воздух, там светло и просторно).
— Есть такая поговорка – «В сосновом лесу легче дышится»
— Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «У медведя во бору»
— Присаживайтесь на пеньки. Предлагаю вам послушать еще про одно дерево.
5 ребенок:
Растут на ней иголки
Толстые и колкие,
И шишки смолистые,
Липкие, душистые.
Слайд 12. Ель — хвойное вечнозеленое дерево. Это дерево растёт очень медленно. Имеет треугольную крону с острой верхушкой. Ветви расположены густо по всему стволу. У дерева кора серо-бурого цвета. Хвоинки тёмно-зелёные и блестящие, острые и колючие. Иголки намного короче, чем у сосны. Шишки овальной формы. Ель живёт 300 лет. Это дерево не очень любит солнце. Ёлка плохо переносит засуху. Дерево не боится морозов. Хвоя выделяет полезные вещества, они очищают воздух. Из елки делают музыкальные инструменты, бумагу, искусственный шелк, порох. Еловые шишки широко используются в народной медицине. Мы ждем елочку на новый год.

Воспитатель: А как называется лес, где растут один ели? (ельник)
— Как вы думаете, почему сейчас многие елочки в опасности? (Перед новым годом их вырубают).
— Мы нарисовали плакаты (Экологическая акция) в защиту елочки. Плакаты мы повесим на зданиях нашего поселка, чтобы люди поняли, что нельзя рубить елочки и пожалели их.
— А сейчас давайте сравним ветки ели и сосны (Две вазы и ветками). А теперь подойдите, пожалуйста, к столу и легонько потрите иголочки веток, понюхайте ладошки, чтобы ощутить аромат хвои (экспериментирование).

Воспитатель: Ребята, лес играет большую роль не только для людей, но и для лесных обитателей. А для чего лес нужен животным? (Это их дом).
— Каких животных мы сможем встретить в зимнем лесу? (Ответы детей) Слайд 13.
— А каких мы не сможем встретить, даже их следы? Почему? (Они в спячке ). Слайд 14.
— Правильно. Слайд 15 . Посмотрите, как красиво в зимнем лесу, как много снега! Как вы думаете, что можно делать в зимнем лесу? (Любоваться природой, кататься с гор на саночках, на лыжах).
— А еще можно слепить снеговика. Слепим его? ( Физминутка — игра – ускорялка «Лепим снеговика»).

— Повеселились? А теперь присаживайтесь на пеньки, отдохнем.
— Кто-то бросил нам в оконце, посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца, что щекочет мне лицо?
От кого пришло письмо? Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться, и загадку отгадать!

— Вот послушайте: (Загадка).
Я люблю гулять по лесу. В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно: каждый куст и каждый пень.
Дружу я с дубом, с вербой, с кленом, зверей понятен мне язык.
Зовусь я дедом Спиридоном. Я не волшебник, я ……..(лесник).

— А кто такой лесник? (Ответы детей).

Воспитатель: Да, лесник – это лесной сторож. Он каждый день ходит по лесу и смотрит за тем, чтобы люди не бросали непотушенных окурков, не оставляли после себя непогашенных костров, чтобы люди не разоряли птичьих гнезд и муравейников, не рубили молодые деревца и не мусорили.

— Давайте прочитаем письмо.
Здравствуйте, дорогие ребята. Очень жаль, что сам лично не смог вас встретить, очень уж большие у меня владения, за которые я отвечаю. Надеюсь, рассмотрев мои картинки, вы поймете, для чего и почему я их вам отправил. С уважением ваш лесничий.

Слайд 16.
– Ребятки, посмотрите на экран, подумайте и расскажите, какие правила должны обязательно соблюдаться в лесу. (Дети по одному выходят и рассказывают по 1 правилу).

Воспитатель: Лес – друг человека и его как друга надо ценить, беречь и охранять, правильно использовать его богатства. Заботиться о нем. Каждый взрослый и ребенок должен знать, что лес дает нам чистый воздух, и если лес погибнет на нашей земле, то и мы погибнем. Заботясь о лесе, мы заботимся о себе самих.
— Послушайте, пожалуйста, стихотворение о правилах поведения в лесу.
6 ребенок:
Стихотворение «Лесные правила».
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки-
Убегут с лесной опушки.
Ветки тоже не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять…
В лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают.
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.

Воспитатель: — Давайте будем следовать этим правилам. И в заключении, вспомните, какие пословицы мы с вами знаем о лесе.

Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.

2. Растенье — земли украшенье.

3. Рощи да леса — всему краю краса.

4. Зеленый наряд радует взгляд.

5. Сломить дерево — секунда, а вырастить — года.

6. Срубили деревья — прощай птицы.

Воспитатель: Очень важно беречь лес и его жителей.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они –
На планете мы останемся одни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector