Пескотерапия как элемент здоровьесберегающих технологий технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Автор: Бутдаева Татьяна Владимировна

Должность: Воспитатель дошкольной группы

Учреждение: МБДОУ №211

Населенный пункт: г. Ростов-на-Дону, Ростовская область

Тема: Пескотерапия как элемент здоровьесберегающих технологий технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Опубликовано: 02.01.2017 17:40

Получить свидетельство      Скачать материал


Пескотерапия как элемент здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста
Автор: Бутдаева Т.В.
Воспитатель группы №9
МБДОУ№211 г.Ростова-на-Дону

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

»Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья  в детском саду: детей, педагогов и родителей.

В действующем Законе «Об образовании” первоочередной задачей является » здоровье человека и свободное развитие личности”. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.

Одной из главных задач дошкольного учреждения – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Воспитатель должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей.

Понятие «здоровьесберегающие технологии” как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии – условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований и методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки, возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи.
 

Песочная терапия

Хорошо знакомый нам  песок кажется очень   понятным и простым. Но на самом деле это таинственный и удивительный  материал. Дети могут  возиться в песке часами,  пересыпать его, строить домики и фигурки или даже  просто ходить по нему.
 
Песок бывает  разный. Легкий  и сухой, влажный и тяжелый, он способен с легкостью  принимать  любую форму. Он бывает и непослушный,  непостоянный,  и фигурки из песка  способны мгновенно  рассыпаться. Все эти  свойства песка,  можно успешно использовать и  в терапевтических целях.
 
 Песочная терапия для ребенка–  возможность его  самовыражения. Вода, песок, фигурки  животных и людей,  предметы способны помочь малышу  раскрыться, выразить эмоции и чувства, которые иногда   трудно передать словами. Пескотерапия  способна помочь ребенку разобраться в себе, избавиться от внутренних комплексов. При этом  сеансы песочной терапии  дают ощущение полной свободы и защищенности.
 
Пескотерапия это по сути игра. Игра, которая помогает ребенку научиться строить отношения со  сверстниками и с внешним миром, выражать свои  эмоции и чувства. Пескотерапия это  игра с символами, которые помогают услышать внутреннее настоящее «Я», подсказывающее выход для решения проблемы.
 
Каковы особенности пескотерапии? 
 
Прежде всего это возможность для самовыражения ребенка.   Создаваемыекомпозиции в процессе песочной терапии, позволяют  выразить,  то что иногда не передать словами. Если есть трудности и ребенок не может что -то рассказать открыто, то   песочная картина поможет ему раскрыться.
 
При создании песочной  композиций не нужны специальные навыки. Поэтому ребенок не будет бояться совершить ошибку или неточность, и будет  более раскованно и смело действовать.

Чем полезны игры с песком?
Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
Формируют у ребенка представления об окружающем мире;
Развивают мелкую моторику, глазомер;
Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу)
Помогают познавать внешний и свой внутренний мир. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения. В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни. Игры с гиперактивными детьми все спокойные, требующие большой выдержки и терпения: например, игра «Мина» (ребенок закапывает руку так, чтобы не было понятно, где находятся его пальчики. Другой ребенок начинает медленно разгребать этот песок, стараясь не дотронуться до пальцев. Выигрывает тот, кто больше отыскал пальчиков, при этом не дотронулся до него. Еще одна игра «Протяни дальше» (нужно как можно дальше протянуть пуговицу, пока она не покажется вся.
Эффект песочной терапии:
позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;
положительная динамика в развитии:
образного мышления;
тактильной чувствительности;
зрительно-моторной координации;
ориентировки в пространстве;
сенсор-моторного восприятия.

Игры с песком для детей 3-5 лет.

     «Автогонщик»
Проведите на влажном песке извилистую линию. Для маленькой машинки она станет настоящей автотрассой. Можно  на трассе поставить флажки (палочки), которые во время гонки постараться не сбить.
    «Загадка».
Взрослый загадывает загадку ребенку,   он отгадывает, В песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, ребенок проверяет правильность ответа.
   «Заборчик».
На столе вперемешку лежат счетные палочки разных цветов.
Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить забор синего цвета, потом красные палочки- красный забор. А затем один большой забор, чередуя по цвету, закрепляя понятия ритма.
  «Сад- огород».
Предлагаю игрушечные овощи  и фрукты и прошу посадить сад и огород: фрукты- отдельно. Овощи- отдельно. После выполнения задания, дети рассказывают, что где растет.
  «Что изменилось».
Ребенок строит в песочнице «лес» и заселяет его миниатюрными фигурками  диких животных. Потом он отворачивается, а взрослый меняет фигурки местами, может убрать какую-либо фигурку или доставить, ребенок рассматривает «лес» и рассказывает, что изменилось в лесу за время отсутствия.
  «Чьи следы».
Дети с интересом оставляют отпечатки разных предметов на влажном песке. При этом они лучше запоминают названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т.д.)  и величину (большой, маленький, средний).
«Ловкие пальчики». Эта игра способствует развитию мелкой моторики рук. Пальцы ходят по песку, «прыгают», «играют на пианино», выполняют зигзагообразные движения.
«Пекарня».
Предложить ребенку испечь «пирожки», «торты», «пироги»разного размера и формы. 
А потом посчитать их. Угостить кукол, разрезав пирог на 2, 4  части. Таким образом, ребенок знакомиться  в игре с математическими понятиями: половинка, четвертинка.
«Столовая».
Предложите ребенку-повару приготовить обед из трех блюд для своих кукол. Тут песок  будет выступать уже не только в роли муки и теста, но и в качестве  крупы, соли, сахара,
  «Зоопарк». Используя набор мелких игрушек «Дикие животные», предложить 
ребенку организовать в песочнице настоящий зоопарк, огородив его насыпным забором, сделанным с помощью ладоней.  Можно использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Получиться пруд для водоплавающих птиц
 «Ферма». Использовать набор игрушек «Домашние животные», предложить ребенку построить ферму или птичий двор, посадить сад, сделать грядку для овощей, разбить клумбу. На лугу будут пастись корова, овца, около дома- стоит лошадка, ожидая хозяина, а в будке- сторожевой пес.
 «Художник». Предложить ребенку нарисовать на песке пальцем или палочкой простые предметы (солнце, дерево, флажок и т. д.) Преимущество такого способа рисования состоит в том, что попытки получить качественный рисунок можно повторить многократно.


Игры с песком для детей  5-7  лет.

  «Угадай по описанию».
Взрослый описывает предмет, закопанный в песок, а ребенок должен угадать, что это. Откопав предмет, ребенок проверяет правильность  ответа. Можно наоборот: ребенок описывает, взрослый угадывает.
  «Продолжи узор». Нарисуйте на песке простой узор и попросите ребенка рродолжить его.
 «Секрет». Для игры понадобиться кусочек прозрачного пластика, примерно 10 см. В  песке делается углубление. В нем ребенок раскладывает камушки, элементы разнообразных мозаик, а затем накрывает их сверху «стеклышком» и засыпает эту композицию песком. Секрет готов. Осторожно расчистить пальцами песок, любой желающий может посмотреть.
  «Повторялка». Проведите прямую линию и попросите ребенка нарисовать рядом еще одну. Скажите ему, что это дорожка для машины или ручеек для кораблика. Главное. Проводя параллельную линию, не отрывать руки, а проводить одним движением. В следующий раз нарисуйте для копирования извилистую или ломаную линию.
  «Узнавалка». В этой игре рисуется какой-либо контур. А затем предлагается посмотреть на него с разных сторон, пытаясь придумать, на что же похоже.
  «Точка, точка, запятая».      Точка, точка, запятая-
                                                  Вышла рожица кривая.
                                                  Ручки, ножки, огуречик-
                                                  Получился человечек.
Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка. Наверное, ребенку самому захочется повторить эти строчки и изобразить человека.
«Художники». Взрослый начинает рисунок, ребенок говорит, что это может быть (проводить можно только одну линию) и  дорисовать одну линию. Взрослый должен  придумать что-то другое и дорисовать следующую линию в соответствии со своим замыслом. Так  до тех пор, пока кто- нибудь из играющих не сможет изменить рисунок. Выигрывает тот, кто внес последние  изменения.                                                       
«Одновременно».  Предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Сначала попросите посмотреть два клубка ниток- один правой, другой- левой
рукой. Движения рук должны быть синхронными, левая рука- круги против часовой стрелки, а правая- по часовой. Затем нарисовать 2 круга, 2 квадрата, 2 треугольника и т. д.
  «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…»Нарисуйте на песке 2 параллельные линии. Скажите ребенку, что это рельсы и попросите нарисовать для них шпалы. В другой раз, показав две линии, объясните, что это лесенка, на которой не хватает ступенек, пусть малыш ее отремонтирует.
  «Подсказка». Для обучения ребенка порядковому счету, можно организовать следующую игру. Сделайте из песка 5 кучек.В одной из них спрячьте какой-либо предмет, а затем предложите ребенку найти его по вашей подсказке: «Ищи во второй кучке слева» или «В четвертой справа». В другой раз пусть ребенок сам спрячет предмет и подскажет вам, где его искать. По мере усвоения  порядкового счета, количество кучек может возрасти до 10.
 «Вензеля из камушков». По заранее выдавленным в песке  бороздкам, камушками выкладывается крупная буква. Выкладывание можно превратить в захватывающее соревнование. От вензелей, состоящих из одной буквы, можно перейти к выкладыванию коротких слов.
  «Песчаные замки». Нарисовать вместе с ребенком на картоне простейшее изображение замка. Затем попросите вырезать эту картинку. Покройте весь замок слоем клея. Положите клеевой стороной на песок, поднимите и дайте просохнуть. Песчаный замок готов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector