Воспитание патриотического самосознания у детей дошкольного возраста через этнос хакасского народа

Автор: Громыко Татьяна Александровна

Должность: Педагог ДОУ

Учреждение: МБДОУ д/с «Умка»

Населенный пункт: г. Абакан, Республика Хакасия

Тема: Воспитание патриотического самосознания у детей дошкольного возраста через этнос хакасского народа

Опубликовано: 04.01.2017 04:15

Получить свидетельство      Скачать материал


«Воспитание патриотического самосознания у детей дошкольного возраста через этнос хакасского народа»
Громыко Татьяна Александровна воспитатель МБДОУ «Детский сад «Умка» город Абакан Республика Хакасия

«Всё ваше благородство зарождается в Сердце, все ваши
блага собираются в Сердце!
В нём записана тайна предназначения каждого!
Думайте о Сердце, думайте Сердцем!
Держите Сердце в чистоте!
Не забрасывайте его, не забывайте, не позволяйте чтобы образовалось в нём болото с тёмными существами!..» (Ш. А. Амонашвили)
В настоящее время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. Годы детства « Это прежде всего воспитание сердца», — писал В. Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотического самосознания. Приобщение нового поколения к хакасской культуре становится актуальным педагогическим вопросом, так как хакасский народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
«Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь»(Ш.А. Амонашвили), и ответственность за то, насколько благополучной будет эта жизнь, ложиться на нас, взрослых. В детском саду дети проводят основную часть своего времени, воспитатель становится для них, словно второй мамой. Дети наблюдают за за ним со стороны, оценивают его поступки и доброта воспитателя, его забота надолго оставляет след в детской душе. Значит , Учитель, Воспитатель – совсем не маленький человечек, которого постоянно контролируют и проверяют, это прежде всего образец для подражания, пример того, что и как надо делать. В детском саду «Умка», где я работаю воспитателем вот уже седьмой год, реализуется гуманно- личностный подход к детям Шалвы Александровича Амонашвили и программа становления гражданско- правовой культуры детей дошкольного возраста «Растим юного гражданина». Работая по данным направлениям, я приняла для себя утверждения, которые для меня стали аксиомами:
Если малыш полюбил меня, то значит, что он пристрастился и к знаниям. Если ребёнок меня недолюбливает, то и знание, которое я хочу донести, теряет для него всякий смысл. Только через любовь к своему воспитателю ребёнок входит в мир знаний и оценивает всё окружающее, осваивает моральные ценности общества. Поэтому, я стараюсь, чтобы дети полюбили меня и полностью мне доверяли, рассказывали о своих горестях и радостях. В своей работе я использую художественное слово. Работа с детьми ведется через ознакомление с художественной литературой (хакасские сказки, мифы и легенды, под аккомпанемент хомыса или чатхана в сочетании с речитативной декламацией.). Разнообразен и многолик фантастический лик хакасских сказок. Со сказками связаны первые детские представления о справедливости, дружбе, добре. Таким образом, произведения устного народного творчества формируют любовь к традициям своего народа и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Хакасские сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины,  как:
1.дружба помогает победить зло («Волшебный чатхан»; «Как шаман хотел жениться»);
2.добрые и миролюбивые побеждают («Алып Хыс»; «Водяной и рыбак»);
3.зло наказуемо («Сибдеек и Сибичек» «Хитрая лиса»)…
Таким образом, этнопедагогические традиции хакасского народа формируют национальное самосознание ребёнка. Хакасская пословица гласит: “Пусть очаг будет вечным, пусть жизнь будет бесконечной”. В наших детях – историческое бессмертие народа. Хакасы говорили: “Он прожил долгую жизнь, повторился много раз в своих внуках и правнуках”. Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств и толерантной личности есть и будет одними из главных составляющих воспитания маленького гражданина. Шагая навстречу гуманной педагогике, с уверенностью можно сказать, что, прав Ш.А. Амонашвили, говоря: в духовном возрождении человечества первую роль играет учитель! Ведь Воспитатель — самый первый учитель! Так и я, предлагаю ребёнку вместе со мной начать большой жизненный путь к добру, к любви, к человеческой мудрости, путь, который приведёт моего маленького спутника к его большой мечте!
Полюбить родную землю,
Уважать отца и мать.
Честь, достоинство и смелость
В детях нужно воспитать.
Мы родителям поможем,
А они помогут нам.
Через сердце, через души,
Проложить дорогу в храм.
Литература
1.Унгвицкая М.А., Майногашева В. Е. Хакасское народное поэтическое творчество. Абакан, 1972.
2. Хакасские народные сказки. – Абакан, 1986.
3. Маханева М.Д.. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Метод. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010.
4.Амонашвили Ш. А. Без сердца что поймём? «Издательский Дом Шалвы Амонашвили». МГПУ лаборатория гуманной педагогики Москва, 2004.
5.Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М,:Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000.
6.Манифест гуманной педагогики. Абакан, 2011.
7. Амонашвили Ш.А. Баллада о воспитании. Истинное воспитание ребёнка- в воспитании самого себя. – Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector