Интерактивные игровые методы обучения и воспитания

Автор: Кравец Валентина Владимировна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ №81 «Мальвина»

Населенный пункт: г. Сургут, Тюменская область

Тема: Интерактивные игровые методы обучения и воспитания

Опубликовано: 04.01.2017 08:37

Получить свидетельство      Скачать материал


Интерактивные игровые методы обучения и воспитания

Игра – это наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии.
Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, самостоятельной работой.
Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра имеет большое значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями в повседневной жизни. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения и воспитания.
Игре приписывают самые разные разнообразные функции, как только образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ребенка и найти ее место в системе образования и воспитания.
Игра также имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду. Все эти воспитательные эффекты опираются на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учится находить и принимать решения. Развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях, учиться сознательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в имеющихся условиях, заданных игрой.
Можно выделить четыре организационные формы игровой деятельности:
• Индивидуальную
• Парную
• Одиночную
• Коллективную
• Групповую
• Массовую
К индивидуальным формам можно отнести игру одного ребенка с самим собой или
с различными предметами и знаками.
Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью.
Парная форма – это игра одного ребенка с другим, как правило в обстановке соревнования или соперничества.
Групповая форма – это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель.
Коллективная форма – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.
Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют много детей.
По образовательным задачам игры можно разделить на игры:
• изучающие новый материал,
• формирующие умения и навыки,
• обобщающего характера,
• повторения и контроля знаний
Так же существуют определенные критерии игр
• Игра должна быть рассчитана на одно занятие.
• Игра не должна быть сложной для понимания их правил.
• Игра не должна морально устаревать.
• Игра должна быть массовой, охватывающей всех воспитанников.
• Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней.
Положительные эмоции, которые возникают у детей в процессе игр, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Игра хорошее средство для воспитания у детей ответственности за порученное дело, умения работать коллективно и самостоятельно. Она способствует активизации познавательной деятельности, выявлению организаторских и других способностей.
Основное преимущество здесь имеют, конечно же, ролевые игры. Они помогают ребенку выразить скрытые чувства, проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию. Дают возможность поупражняться в различных типах поведения и высвечивают общие социальные проблемы. Ролевые игры позволяют живо и непосредственно представить познавательный материал.
Ролевая игра является мотивирующей и эффективной, поскольку
предполагает действие. Она обеспечивает обратную связь, как воспитаннику, так и воспитателю и учит контролировать чувства и эмоции.
На практике образовательного процесса все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями познавательного материала, возрастом воспитанников и другими педагогическими факторами.
Игра – активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь
ребенка, не участвующего в определенный момент в какой- либо игре. Гибкая система обучающих игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель образовательно-воспитательного процесса, по сравнению с традиционной, более перспективна. Проводимая по схеме ребенок –
воспитатель – ребенок, она позволяет воспитанникам самостоятельно выбирать свой путь
развития, возможно, делая это несознательно, интуитивно, а воспитатель выполняет роль катализатора: его умения и знания помогают воспитаннику развиваться быстрее. Занятия по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к занятиям, позволяют им лучше запомнить новый материал, раскрепощают детей, их мышление.
Игровая деятельность, как и всякий образовательный процесс проходит в несколько этапов.
Этапы игры включают:
1.Предварительную подготовку: проводятся беседы по заданной теме, используется наглядный материал.
2.Игру.
3.Заключение по занятию: рефлексия, подведение итогов.
Анализ наблюдений за игровой деятельностью и ее результатами позволил выявить, что использование игровых форм образовательно-воспитательной деятельности является эффективным методом для укрепления и расширения знаний воспитанников.
.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector