Развитие элементарных математических представленийу детей старшего дошкольного возраста

Автор: Буданцева Елена Анатольевна

Должность: Заведующий

Соавтор: Алексеева Ольга Владимировна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад № 183»

Населенный пункт: г. Чебоксары, Чувашская Республика

Тема: Развитие элементарных математических представленийу детей старшего дошкольного возраста

Опубликовано: 04.01.2017 16:09

Получить свидетельство      Скачать материал


Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Буданцева Е.А., заведующий
МБДОУ «Детский сад № 183» г. Чебоксары
Алексеева О.В., воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 183» г. Чебоксары

В настоящее время особое внимание уделяется изменениям в системе российского образования, обновлению его качества. Приоритетной целью является развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает реализацию пяти направлений в развитии ребенка, особое место занимает такое направление, как «Познавательное развитие».
Первые элементарные математические представления у ребёнка могут сформироваться только под влиянием взрослого. Мной замечено, что большинство родителей, прежде всего, учат детей считать до десяти, до двадцати и даже до ста. Придется огорчить их. Чаще всего такие «знания» детей, которые гордятся домашние, являются бесполезными, потому что ребёнок механически запомнил название порядок числительных, натренировался в так называемом отвлеченном счете. Как правило, при этом у детей отсутствует представление о числах.
Задача развития элементарных математических представлений у детей состоит в том, чтобы способствовать умственному развитию ребёнка, сформировать некоторые математические понятия, научить применять полученные знания в своей практической деятельности.
ФЭМП предполагает не только усвоение детьми определенных знаний, формирование у них количественных, пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умения решать различные задачи. Чтобы повысить математический интерес детей начала применять такие формы работы, как пальчиковая гимнастика, пословицы и поговорки, загадки, стихи, занимательные игры и дидактические игры, различные консультации с родителями, КВНы, оформляла в родительском уголке такие темы: «Математика — это интересно», «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»; папка-передвижка «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»; выставка «Математические игры для дошкольников» и т.д.

Мною была проведена анализ диагностики уровня развития математических знаний детей: из 27 обследованных детей
высокий уровень – 5 чел. 15%
средний уровень – 10 чел. 40%
низкий уровень – 12 чел. 45%

Высокий — красный цвет
Средний — синий цвет
Низкий — зелёный цвет

Рисунок 1. Результаты диагностирования уровня детей
старшего дошкольного возраста

Положительная динамика роста математического развития детей. Результаты итоговой диагностики:
Высокий уровень –10 чел. 42%
Средний уровень – 15 чел. 50%
Низкий уровень – 2 чел. 8%
Однако выяснилось ,что многие дети не усваивают программу в полном её объеме; при этом ярко выявилось, что значительно лучше они усвоили знания, опирающиеся на механическое запоминание.
Одним из средств формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений являются занимательные математические игры, упражнения, задачи. Они очень многообразны «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», логические игры и упражнения и т.д. и способствуют развитию у детей пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности. Кроме того, занимательные упражнения и игры являются средством закрепления, уточнения знаний о геометрических фигурах (свойствах, отличительных признаках, назначении), отношений между числами. На занятия по ФЭМП широко используется игра «Танргам» Внимательно слушая воспитателя, дети успешно осваивают способы составления различных изображений по образцам и собственному замыслу. Также сами дети составляют изображения диких и домашних животных, птиц, силуэт человека. Дети старшего дошкольного возраста способствуют самостоятельному мышлению. ФЭМП уделяется большое внимание упражнениям в преобразовании геометрических фигур, составление орнаментов, узоров.
Опыт показывает, что обучение детей, организуется либо в форме игры и игровых упражнений, либо в форме выполнения учебных, а также практических заданий, в процессе которых дети решают ту или иную математическую задачу, действуя с наглядными пособиями. У детей развивается творческое воображение, способность реализовать задуманное.
Для этого детям необходимо владеть способами соединения частей, представлять составляемый силуэт (пропорции, линии, контур).
В ходе работы дети зрительно членят сложную форму на составляющие элементы. Если дети затрудняются, воспитатель предлагает обратить внимание на направление и соотношение линий, общее строение, форму изображения. Дети радуются своему успеху, и у них возникает желание составлять новые, более сложные и интересные силуэты.
С целью дальнейшего развития у детей интереса к подобным играм следует своевременно перевести их к составлению силуэтов без образцов, т.е. по замыслу. Именно этой деятельности детей и надо уделить основное внимание в процессе обучения их играм , как «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Волшебный круг», «Монгольская игра» и т.д. Как показывает работа, отдельные упражнения по составлению фигур включаются в содержание занятий по формированию элементарных математических представлений. Эти игры широко использую для организации работы с детьми в режимные моменты, в качестве дидактической игры. В таких играх у детей возникает условие для тренировки способности самостоятельно, творчески решать интересные несложные задачи. Выполняя, эти задания у детей формируются пространственное представление, пространственное воображение, пространственное мышление и эти компоненты умственной деятельности необходимы в дальнейшем в период обучения в школе на уроках черчения.
Освоение занимательного математического материала формирует мыслительную деятельность детей, развивает у них математическое мышление.
В формировании математических представлений дошкольников занимательный математический материал выступает в роли одного из дидактических средств.
Данная игра используется тогда, когда у детей уже накоплен известный запас математических знаний, умений, навыков. У детей развивается живой интерес к математическому материалу, а главное к самому процессу умение рассматривать силуэт. Развитию мышления детей способствует осмысление той работы, которую они выполняют. Важно не только выполнить работу, но им уметь рассказать, что ты делаешь. Поэтому воспитатели требуют, чтобы дети рассказывали о том, что они уже сделали, как сделали и каков результат.
Эта работа, по моему мнению, оказывает большое влияние на развитие восприятия и мышления детей.
Л.С. Выготский сказал: «Воспитывать – значит, организовывать жизнь, в правильной жизни правильно растут дети».

Список литературы
1.Журнал «Дошкольное воспитание № 4»-1973г.- М.: Просвещение,126с
2.Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях: Семинар.,практ. и лаб. Занятия по курсу «Методика формирования элементар. Мат. Представлений у детей»: Учеб. Пособие для студ. Пед. инст./Р.Л. Березина, В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман и др.; Сост. В.В. Данилова.-М.:Просвещение,1987.-175с.
3.Журнал «Дошкольное воспитание №6»- 1977г. – М.: Просвещение,126с.
4.Игровые занимательные задачи для дошкольников/З.А.Михайлова-Санкт-Петербург: Детство-Пресс,2004.-125с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector