Гендерный подход в образовательном процессе

Автор: Лебедева Инна Владимировна

Должность: Педагог-психолог

Учреждение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска №19

Населенный пункт: г. Мурманск, Мурманская область

Тема: Гендерный подход в образовательном процессе

Опубликовано: 09.01.2017 15:06

Получить свидетельство      Скачать материал


Занятие для воспитателей с элементами тренинга «Гендерный подход в образовательном процессе»
1. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Установлено, что к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик; в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что их пол( «гендер») не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний. В связи с этим по-новому видятся цели воспитания и обучения мальчиков и девочек. В этом аспекте мы говорим о гендерном подходе в образовательном процессе.
2. Гендерный подход в образовательном процессе  — это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности. Актуальность подхода заключается в том, что содержание работы с дошкольниками без учета их гендерных особенностей приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола. Мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, мужественности, а девочки — терпимости, скромности, стремления к мирному разрешению конфликтов.
3. Прежде чем узнать научные данные о различии мальчиков и девочек, давайте попробуем исходя из вашего собственного опыта ответить на вопросы теста: «Гендерные отличия мальчиков и девочек». Вам нужно будет выбрать один из двух вариантов ответа: да или нет.
Вопросы:
• Речь у девочек развита лучше, чем у мальчиков?
• У девочек лучше развит слуховой канал восприятия информации, чем у мальчиков?
• Мелкая моторика развита одинакова у мальчиков и девочек?
• Мальчики более чувствительны к интонации, форме оценки, ее публичности?
• Девочки играют в тихие игры, а мальчики любят шумные игры?
• У мальчиков лучше развита пространственно-временная ориентации?
• Девочки более эмоциональны, чем мальчики?
• Мальчикам нужно большое пространство для игр?
• Девочки в рисовании используют яркие цвета, а мальчики темные?
• Навыки самообслуживания развиты одинаково у обоих полов?
• Мальчики лучше адаптируются в новой обстановке?
• Девочки лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи?
• Уровень работоспособности на занятиях одинаков у мальчиков и девочек?
4. Теперь сравните ваши ответы с мнением людей, профессионально занимающихся вопросами детской психологии:
• Да, у девочек речь развита лучше, они первыми отвечают на вопрос воспитателя, мальчикам нужно больше времени, чтобы подобрать нужные слова.
• Да, мальчики плохо воспринимают объяснения на слух, им нужно визуальное, наглядное подкрепление.
• Нет, у мальчиков кисть руки в развитии отстает на 1,5 года от кисти девочек.            
• Нет, к интонации более чувствительны девочки, для мальчиков значимо указании на то, что он добился результата в какой-то деятельности.
• Да, девочки играют в тихие игры на семейно-бытовые темы, а мальчики любят дружеские и шумные потасовки.
• Да, у мальчиков уже к 6 годам хорошо развито пространственное мышление, тогда как у девочек его нет даже к тринадцати годам.
• Нет, мальчики эмоциональны, как девочки, просто ярко реагируют они не на все, а избирательно, и эмоции сильные, но кратковременные.
• Да, они опираются на дальнее зрение, бегают друг за другом, бросают предметы, стреляют в цель, используют все окружающее пространство. Если горизонтальной площади мало, то осваивают вертикальную (лезут на шкафы и т. д.) .               
• Да, девочки в рисовании используют яркие цвета, рисуют существительные, принцесс, цветы . Мальчики   в рисунках используют темные цвета, рисуют глаголы (действия).
• Нет,   мальчики проявляют беспомощность в простых житейских делах, в самообслуживании.
• Нет, мальчики хуже адаптируются в новой обстановке.
• Нет,   мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи. Труднее выполняют многоэтапные задания, не терпят однообразия, но любят задания на сообразительность.   Девочки   лучше выполняют типовые задания, по шаблону.
• Нет, девочки после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, а у мальчиков  пик работоспособности приходится на конец занятия .               

5. Как видите, можно сделать вывод, что мальчики и девочки это два разных мира, которые по- разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают, поэтому эти гендерные различия необходимо учитывать в образовательной деятельности дошкольников.
6. Давайте мы сейчас поработаем с вами по группам, для того чтобы разобраться как, зная гендерные отличия, применить их на практике, на занятиях с дошкольниками. Вам нужно будет в группе по 4-5 человек совместно решить какие мероприятия и действия можно применять для мальчиков, а какие для девочек.

Организация образовательной деятельности дошкольников с учётом их гендерных особенностей
Высказывания:
• Не торопить с ответом на поставленный вопрос.
• Чаще хвалить за достигнутый результат в деятельности (молодец, ты научился(лась) рисовать квадрат).
• Предлагать в начале занятия более сложные задания.
• Во время объяснения нового материала, не забывайте не только рассказывать, но и показывать.
• Надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
• Речь педагога должна быть эмоционально окрашена, хвалить в присутствии других детей.
• Создавать ситуации соревновательности, где каждый смог бы стать лидером.
• Предлагать выдвинуть идею, придумать что-то новое. Не давать готовых ответов.
• Делая замечания, излагайте его кратко и точно, чем вы недовольны, так как ребенок не может длительное удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключает слуховой канал, и он перестает вас слушать и слышать.
• В начале занятия предлагать простые задания, с последующим усложнением.
7. Сейчас каждая группа по очереди будет читать по одной ситуации и говорить к кому ее можно применить.
• Не торопить с ответом на поставленный вопрос.(мальчики)
• Чаще хвалить за достигнутый результат в деятельности (молодец, ты научился(лась) рисовать квадрат). (мальчики)
• Предлагать в начале занятия более сложные задания. (девочки)
• Во время объяснения нового материала, не забывайте не только рассказывать, но и показывать. (мальчики)
• Надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий. (девочки)
• Речь педагога должна быть эмоционально окрашена, хвалить в присутствии других детей. (девочки)
• Создавать ситуации соревновательности, где каждый смог бы стать лидером. (мальчики)
• Предлагать выдвинуть идею, придумать что-то новое. Не давать готовых ответов.(мальчики)
• Делая замечания, излагайте его кратко и точно, чем вы недовольны, так как ребенок не может длительное удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключает слуховой канал, и он перестает вас слушать и слышать.(мальчики)
• В начале занятия предлагать простые задания, с последующим усложнением.(мальчики)
•  Ставить временные рамки для выполнения задания, которые стимулируют ребят. (мальчики)
Молодцы, большое спасибо вам за совместную работу.
8. Завершить наше занятие, мне хочется цытатой Ушинского » Если мы хотим воспитывать человека во всех отношениях, то мы должны понять его во всех отношениях». Надеюсь, что моя информация поможет вам граматно организовать образовательный процесс с учетом гендарных особенностей детей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector