Особенности взаимодействия специалистов, воспитателя и логопеда в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Автор: Жданова Наталья Викторовна

Должность: Учитель-логопед

Соавтор: Ардатова Татьяна Николаевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБ ДОУ «Детский сад № 88»

Населенный пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область

Тема: Особенности взаимодействия специалистов, воспитателя и логопеда в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Опубликовано: 11.01.2017 18:43

Получить свидетельство      Скачать материал


Особенности взаимодействия специалистов, воспитателя и логопеда в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

На сегодняшний день требования Федерального образовательного стандарта являются определяющими содержание образовательной работы. Содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении программы.
Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, хотя по своей натуре они очень любознательны и хотят многое постичь и узнать. А если дети молчат, то и развитие речи ребенка останавливается, речь становится скудной и безграмотной. Язык занимает очень важное место в развитии ребенка. Язык является средством общения, выражения и формирования мысли и служит средством всестороннего развития личности ребенка. Непременным условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение ее недочетов (шепелявость, заикание, картавость). Чем внятнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, чем совершеннее речь ребенка, тем правильнее будут формироваться его отношения с детьми, взрослыми. Своевременное предупреждение недостатков речи является актуальной задачей детского сада. Научить правильной речи и преодолеть недостатки лучше всего в дошкольном возрасте.
Логопедическая работа с дошкольниками строится на основе логопедии – специальной науки о предупреждении и преодолении несовершенства речи. Логопедия пользуется как общепринятыми методами развития речи, так и своими, специфическими приемами исправления ее недостатков. Цель данной работы заключается в помощи нормальному формированию речи дошкольника, а следовательно, и полноценному развитию его мышления.
Задача – способствовать предупреждению расстройств речи, помочь естественному стремлению ребенка преодолеть возрастные, а иногда и патологические недостатки речи, разрабатывать и совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с возможностями и, потребностями и интересами дошкольника.

Помимо собственно речевого нарушения, у таких детей наблюдаются нарушения общей, мелкой, артикуляционной моторики. Психомоторное развитие отстает от возрастной нормы: такие дети часто «неуклюжи» с трудом ориентируются в пространстве, их движения плохо координированы. Особую трудность вызывают согласованные движения рук и ног при выполнении упражнений, разучивании игр и танцев. Часто такие дети не владеют даже простыми двигательными навыками (хлопки в ладоши, прыжки, повороты). Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности, или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Естественно, что нарушения артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанности речи. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти. У детей с нарушение речи нарушены процессы возбуждения и торможения (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность). Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознание, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети 5 – 6 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи. У детей отмечается нарушение звукопроизношения. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми логопатами нельзя рассматривать только деятельность учителя – логопеда. Для того, что бы устранить речевые нарушения и сформировать устно – речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса. То есть комплексный подход, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю – логопеду. Необходима совместная работа логопеда, психолога, воспитателя, музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию.
В сопровождении ребенка дошкольного возраста с нарушением речи и другими нарушениями важную роль играет соблюдение единого коррекционного режима – речевого, двигательного и др. Единый коррекционный режим в специализированном дошкольном образовательном учреждении реализуется так же через согласованную работу, интеграцию и профессиональное сотрудничество всех специалистов.

С целью реализации комплексного подхода в коррекции речевого нарушения всех специалистов намечены основные задачи, которые включают в себя:
• Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя – логопеда, педагога – психолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию) и повышение их профессионального уровня.
• Организация коррекционно – развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
• Разработка тетрадей взаимодействия со специалистами, построенных на основе комплексной диагностики.
В рамках комплексного подхода к коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста, важная роль отводится не только учителю логопеду.. Педагогический опыт показал, что воспитатель вполне может овладеть необходимыми знаниями по логопедии. Воспитателю детского сада, прежде всего, приходится иметь место с естественными для ребенка возрастными особенностями речи, иначе говоря, фонетическими. Преодоление таких недочетов не представляет особых затруднений, так как воспитатель правильными методами обучения лишь помогает естественному процессу нормального развития детской речи, ускоряя его. Этим он облегчает ребенку овладение такой сложной деятельностью, как речь, и способствует более раннему умственному его развитию.
Если логопед развивает речевое общение детей, то воспитатель закрепляет речевые навыки детей, полученные на логопедических занятиях. Большое значение имеет оречевление воспитателем всего процесса ухода за ребенком: одевания и раздевания, умывания и кормления. В перечисленных ситуациях речь воспитателя не должна быть стереотипной. В связи с этим не рекомендуется начинать обобщение с детьми одной и той же фразой «Пошли мыть руки» можно заменить «Пора мыть руки», «Сейчас вымоем руки». Время бодрствования детей следует максимально использовать для развития их речевых навыков. Воспитатель должен отвечать на любые обращения ребенка, задавать ему вопросы.
Координация работы воспитателя и логопеда предполагает обсуждение темы ближайших занятий и плана их проведения с учетом уровня речевого развития детей. Выбор очередной темы для изучения ее детьми логопед и воспитатель осуществляют совместно. Определив тему, они согласовывают также содержание работы на занятиях, методы обучения речевых навыков, виды игр и упражнений. Кроме того, логопед и воспитатель решают, на что необходимо обратить внимание в первую очередь: на развитие эмоционального и речевого общения (требование от ребенка развернутых ответов на вопросы) или на понимание инструкций взрослого. При составлении плана работы воспитатель и логопед должны учитывать индивидуальные и речевые возможности каждого ребенка. Воспитатель должен знать основные отличия работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения. Воспитатель работает с детьми, которые имеют возрастные особенности звукопроизношения, характерные для определенных этапов речевого развития. При правильном речевом воспитании эти особенности ликвидируются и не задерживают развитие речи ребенка.
Формирование звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха. Логопед работает с теми детьми, у которых на занятиях с воспитателем звукопроизношение не ликвидируется и мешает дальнейшему развитию их речи. Исправление звукопроизношения – эта работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, направлена на преодоление этих недостатков. Как при формировании, так и при исправлении звукопроизношения работы над звуками состоит из трех этапов:
• Подготовительного;
• Этапа появления звука;
• Этапа усвоения звука в речи.
Работа воспитателя по формированию звукопроизношения и работы логопеда по исправлению произношения звуков различны по организации, приемам, по продолжительности и требует знаний, умений, навыков. Воспитатель работает по формированию правильного произношения. А логопед по исправлению звукопроизношения.
На подготовительном этапе логопед занимается созданием определенных положений и тренировкой движений органов артикуляционного аппарата. А воспитатель занимается уточнением движений органов артикуляционного аппарата. В зависимости от характера нарушения звука логопед вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. Воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определенные движения и положения аппарата, необходимые для правильного произношения. И на последнем этапе логопед занимается автоматизацией звука. Последовательное введение звука в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы. А воспитатель уточняет правильное произношение звука в словах, фразах, потешках, стихах. Материал дается последовательно, выборочно.
Работа педагога — психолога направлена на развитие эмоционально – волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального напряжения детей. На занятиях специалист осуществляет индивидуальный подход к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей, делает подборку игр – упражнений, речевого материала с учетом этапа коррекции звукопроизношения.

Работа музыкального руководителя. Специалист на занятиях проводит работу по развитие фонематического слуха, развитию артикуляционной моторики, и мелкой моторики рук, активизация внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, упражнения по развитию правильного физиологического и речевого дыхания, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. На занятиях активно используются музыкально – дидактические игры, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях с учетом этапа работы. Музыкальный руководитель на занятиях осуществляет контроль за речью детей. На индивидуальных занятиях развивает моторные навыки с использованием пальчиковой гимнастики по лексической теме, повышает активность, развивает подражательность, формирует игровые навыки. Содержание речевого материала используемого на музыкальных занятиях, сценарий праздников и развлечений обсуждаются с учителем – логопедом.
Работа инструктора по физическому воспитанию. На занятиях по физическому воспитанию специалист использует разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие ритмизации движения, умению управлять собой, на снятие общей скованности, напряжения. Инструктор по физическому воспитанию проводит на занятиях упражнения по развитию правильного физиологического и речевого дыхания. Для снятия мышечного тонуса артикуляционного аппарата проводится самомассаж. Педагог организует и проводит упражнения на координацию речи с движением с помощью подвижных игр разной сложности, осуществляет контроль за речью детей.
Изучение материалов по совместной работе всех участников педагогического процесса дает основание полагать, что взаимодействие всех специалистов приводит к положительной динамике. Такое взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя – логопеда, разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей логопатов.
Все это позволяет детям намного легче адаптироваться в следующем этапе образования – начальной школе. Так как от результатов социализации личности во многом будет зависеть ее успешная и счастливая жизнь, реализация потенциала, то необходимо стремиться к созданию по возможности благоприятных условий для протекания этого необходимого процесса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector